- Читала, что причиной крушения пассажирского лайнера Ту-154 над Черным морем в 2016 году могло быть нарушение пространственной ориентации у командира экипажа. По словам экспертов, пилот находился под воздействием «соматогравитационных иллюзий». Что такое соматогравитационные иллюзии и как они проявляются? И. Козеко, Гомель
Проще говоря, пилот верил своим ощущениям, а не показаниям приборов. Вообще, иллюзии во время полета могут возникать у подавляющего большинства пилотов с различной частотой, в различной форме и степени выраженности. Суть соматогравитационных иллюзий в следующем. Во время интенсивного прямолинейного ускорения самолета у пилота возникает впечатление взлета, и наоборот — резкое падение скорости ощущается как снижение. Происходит это из-за того, что вестибулярный аппарат сбивается, а фактическое положение в пространстве отличается от ощущаемого. Из-за отрицательных перегрузок пилоту кажется, что самолет всё еще летит вверх, и он пытается выжимать штурвал «от себя», чтобы исправить «неправильное» положение.
При соматогравитационных иллюзиях показания навигационных приборов об опасных отклонениях самолета могут остаться незамеченными из-за перегруженности пилота, отвлечения внимания на другие проблемы, рассеянности или преднамеренного игнорирования информации о полете.
По статистике, на ситуации, связанные с пространственными иллюзиями, в которых пилот не в состоянии осознавать, куда он летит, приходится около 5-10% ошибок при пилотировании, и 90% из них оканчиваются фатально.
Виды нарушений пространственной ориентировки:
Иллюзия крена
Иллюзия крена происходит при выполнении медленного разворота с креном. При резком выравнивании крена вестибулярный аппарат получает сигнал об изменении положения тела, но летчику кажется, что выполнен противоположный крен. Если пилот доверится своим ощущениям и проигнорирует приборные показания, то он введет самолет в крен.
Кориолисова иллюзия
Кориолисова иллюзия случается, когда пилот находится в установившемся развороте достаточно долго. В таком положении жидкость внутреннего уха перестает двигаться, и мозг начинает «думать», что организм находится в прямолинейном горизонтальном полете. Если в этот момент слишком быстро кивнуть головой, то жидкость внутреннего уха начнет двигаться в других направлениях. Предприняв необдуманные действия в такой ситуации, пилот может ввести самолет в опасное положение.
Траурная спираль
Такая иллюзия возникает, если пилот находится в развороте достаточно долго, - жидкость внутреннего уха перестает двигаться. При возвращении в прямолинейный полет пилот чувствует, что поворачивает в противоположном направлении, и начинает возвращаться к первоначальному развороту. Самолет при этом теряет высоту и начнет снижаться.
Иллюзия инверсии
Слишком быстрое перемещение носа самолета вниз создает ощущение падения назад. В такой ситуации пилоты пытаются еще больше опустить нос самолета, и самолет интенсивно идет на снижение.
Иллюзия «лифта»
Столкновение с восходящим потоком в зоне турбулентности может заставить пилота опустить нос самолета. У пилота при этом возникает чувство необходимости перевести машину на снижение.
Елена СЛОБОДЯН, Ирина ПЕТРЕНКО
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть