aif.ru counter
1080

Сон пилота. Почему летчики верят ощущениям, а не приборам?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 8. Зарплата товаром. Какими продуктами нельзя выдавать зарплату 20/02/2018
  • Читала, что причиной крушения пассажирского лайнера Ту-154 над Черным морем в 2016 году  могло быть нарушение пространственной ориентации у командира экипажа. По словам экспертов, пилот находился под воздействием «соматогравитационных иллюзий». Что такое соматогравитационные иллюзии и как они проявляются? И. Козеко, Гомель

Проще говоря, пилот верил своим ощущениям, а не показаниям приборов. Вообще, иллюзии во время полета могут возникать у подавляющего большинства пилотов с различной частотой, в различной форме и степени выраженности. Суть соматогравитационных иллюзий в следующем. Во время интенсивного прямолинейного ускорения самолета у пилота возникает впечатление взлета, и наоборот — резкое падение скорости ощущается как снижение. Происходит это из-за того, что вестибулярный аппарат сбивается, а фактическое положение в пространстве отличается от ощущаемого. Из-за отрицательных перегрузок пилоту кажется, что самолет всё еще летит вверх, и он пытается выжимать штурвал «от себя», чтобы исправить «неправильное» положение.

При соматогравитационных иллюзиях показания навигационных приборов об опасных отклонениях самолета могут остаться незамеченными из-за перегруженности пилота, отвлечения внимания на другие проблемы, рассеянности или преднамеренного игнорирования информации о полете.

По статистике, на ситуации, связанные с пространственными иллюзиями, в которых пилот не в состоянии осознавать, куда он летит, приходится около 5-10% ошибок при пилотировании, и 90% из них оканчиваются фатально.

Виды нарушений пространственной ориентировки:

Иллюзия крена

Иллюзия крена происходит при выполнении медленного разворота с креном. При резком выравнивании крена вестибулярный аппарат получает сигнал об изменении положения тела, но летчику кажется, что выполнен противоположный крен. Если пилот доверится своим ощущениям и проигнорирует приборные показания, то он введет самолет в крен.

Кориолисова иллюзия

Кориолисова иллюзия случается, когда пилот находится в установившемся развороте достаточно долго. В таком положении жидкость внутреннего уха перестает двигаться, и мозг начинает «думать», что организм находится в прямолинейном горизонтальном полете. Если в этот момент слишком быстро кивнуть головой, то жидкость внутреннего уха начнет двигаться в других направлениях. Предприняв необдуманные действия в такой ситуации, пилот может ввести самолет в опасное положение.

Траурная спираль

Такая иллюзия возникает, если пилот находится в развороте достаточно долго, - жидкость внутреннего уха перестает двигаться. При возвращении в прямолинейный полет пилот чувствует, что поворачивает в противоположном направлении, и начинает возвращаться к первоначальному развороту. Самолет при этом теряет высоту и начнет снижаться.

Иллюзия инверсии

Слишком быстрое перемещение носа самолета вниз создает ощущение падения назад. В такой ситуации пилоты пытаются еще больше опустить нос самолета, и самолет интенсивно идет на снижение.

Иллюзия «лифта»

Столкновение с восходящим потоком в зоне турбулентности может заставить пилота опустить нос самолета. У пилота при этом возникает чувство необходимости перевести машину на снижение.

Елена СЛОБОДЯН, Ирина ПЕТРЕНКО

Оставить комментарий (0)

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых