- Читала, что причиной крушения пассажирского лайнера Ту-154 над Черным морем в 2016 году могло быть нарушение пространственной ориентации у командира экипажа. По словам экспертов, пилот находился под воздействием «соматогравитационных иллюзий». Что такое соматогравитационные иллюзии и как они проявляются? И. Козеко, Гомель
Проще говоря, пилот верил своим ощущениям, а не показаниям приборов. Вообще, иллюзии во время полета могут возникать у подавляющего большинства пилотов с различной частотой, в различной форме и степени выраженности. Суть соматогравитационных иллюзий в следующем. Во время интенсивного прямолинейного ускорения самолета у пилота возникает впечатление взлета, и наоборот — резкое падение скорости ощущается как снижение. Происходит это из-за того, что вестибулярный аппарат сбивается, а фактическое положение в пространстве отличается от ощущаемого. Из-за отрицательных перегрузок пилоту кажется, что самолет всё еще летит вверх, и он пытается выжимать штурвал «от себя», чтобы исправить «неправильное» положение.
При соматогравитационных иллюзиях показания навигационных приборов об опасных отклонениях самолета могут остаться незамеченными из-за перегруженности пилота, отвлечения внимания на другие проблемы, рассеянности или преднамеренного игнорирования информации о полете.
По статистике, на ситуации, связанные с пространственными иллюзиями, в которых пилот не в состоянии осознавать, куда он летит, приходится около 5-10% ошибок при пилотировании, и 90% из них оканчиваются фатально.
Виды нарушений пространственной ориентировки:
Иллюзия крена
Иллюзия крена происходит при выполнении медленного разворота с креном. При резком выравнивании крена вестибулярный аппарат получает сигнал об изменении положения тела, но летчику кажется, что выполнен противоположный крен. Если пилот доверится своим ощущениям и проигнорирует приборные показания, то он введет самолет в крен.
Кориолисова иллюзия
Кориолисова иллюзия случается, когда пилот находится в установившемся развороте достаточно долго. В таком положении жидкость внутреннего уха перестает двигаться, и мозг начинает «думать», что организм находится в прямолинейном горизонтальном полете. Если в этот момент слишком быстро кивнуть головой, то жидкость внутреннего уха начнет двигаться в других направлениях. Предприняв необдуманные действия в такой ситуации, пилот может ввести самолет в опасное положение.
Траурная спираль
Такая иллюзия возникает, если пилот находится в развороте достаточно долго, - жидкость внутреннего уха перестает двигаться. При возвращении в прямолинейный полет пилот чувствует, что поворачивает в противоположном направлении, и начинает возвращаться к первоначальному развороту. Самолет при этом теряет высоту и начнет снижаться.
Иллюзия инверсии
Слишком быстрое перемещение носа самолета вниз создает ощущение падения назад. В такой ситуации пилоты пытаются еще больше опустить нос самолета, и самолет интенсивно идет на снижение.
Иллюзия «лифта»
Столкновение с восходящим потоком в зоне турбулентности может заставить пилота опустить нос самолета. У пилота при этом возникает чувство необходимости перевести машину на снижение.
Елена СЛОБОДЯН, Ирина ПЕТРЕНКО
Эксперт: экипаж разбившего ТУ-154 до последнего пытался себя спасти
«Что ты делаешь?!» Расшифрованы переговоры летчиков Як-42
Оператор катастрофы? 150 человек погубил пилот или несовершенные правила?
Крутое пике. Что не так с Boeing 737 Max?
Как преодолеть страх полетов
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть