О том, почему у пилота разбившегося в Черном море под Сочи ТУ-154 не было шанса вернуться на землю, можно ли было в тех условиях посадить самолет на воду и был ли шанс спастись у экипажа и пассажиров, "АиФ" поговорил с членом Комиссии при президенте РФ по развитию авиации общего назначения Юрием СЫТНИКОМ.
- Юрий Михайлович, по данным СМИ, пилот разбившегося ТУ-154 сам посадил самолет на воду. Это реально осуществить?
- Да. Как вы помните, в 2009 году в Америке командир совершил аварийную посадку на Боинге на Гудзон и в 1963 году в Ленинграде Ту-124 приводнился на Неву. То есть такие посадки в мире были удачными. Но говорить о том, что командир хотел сесть на воду, как пишут сейчас многие, некорректно. Какой смысл был садиться на воду? Командир не беспорядочно падал — у него снижение во втором режиме было управляемым. То есть он понял, что самолет летит вниз, и делал всё, чтобы приземлить самолет на воду с минимальными последствиями, чтобы остаться живыми.
— А что могло случиться с самолетом, раз потребовалась такое приземление?
— Самолет вышел за критический угол атаки и вошел во второй режим, а самолет во втором режиме не летит горизонтально — он только идет со снижением. Выйти из этого второго режима Ту-154 уже не может. Причин я не знаю. О них можно говорить только после полной расшифровки черных ящиков. Могло быть все что угодно: была ли центровка слишком задняя, не хватило рулей, убраны ли были шасси, синхронно или нет убирались закрылки, переложился ли стабилизатор. Но то, что пилот пытался приводнить самолёт на воду, говорит о многом.
— О чем?
— О том, что экипаж был в сознании, экипаж был работоспособен, он понимал ситуацию, в которую он уже вошел, и до последнего пытался самолет приводнить. Это была не посадка, а управляемое падение. Экипаж был готов бороться до последней секунды за свою жизнь и за жизнь пассажиров.
— А за считанные минуты можно посадить самолет на воду?
— Можно. Если бы он был в состоянии лететь, он сделал бы стандартный разворот, зашел бы на полосу и сел в Сочи. Экипаж удерживал самолет от крена.
— Возможно ли снижать скорость, ведь по сути самолет просто летел в воду?
— Нет, невозможно. Хвост был ниже центра тяжести, он был в падении. Очевидцы говорят, что самолет приземлялся хвостом. О чем это говорит? Что у него был очень большой угол. Самолет был за критическим углом, он вытащил его на угол больше 21 градуса и вошел во второй режим. И дальше самолет не может лететь. Он идет только со снижением. И вот это снижение было управляемым. При правильном приводнении он еще остается на поверхности, пока через щели и разные клапаны вода не проникнет внутрь и не затопит самолет. И в это время у пассажиров был бы шанс покинуть самолет через люки.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть