254

Код танца. Как белорус Игорь Колб стал одним из лучших балетмейстеров мира

"Аргументы и факты" в Беларуси № 34. «Сниму квартиру» 20/08/2024
Фото из архива героя.
Фото из архива героя. АиФ

«АиФ» – в гостях у премьера Мариинского театра (театр оперы и балета в Санкт-Петербурге, один из ведущих музыкальных театров мира. – Прим.), главного балетмейстера Большого театра Беларуси.

Игорь Колб.
Игорь Колб. 

– Детство я вспоминаю с теплотой. На каникулах жил в деревне Колбы (Пинский район Брестской обл.Прим.), откуда родом мой отец. Там меня окружали коровы, куры, гуси.

Когда мои многочисленные родственники женились, то одной из частей свадьбы были, конечно, танцы. Особенно любил танцевать отец – хаотично перемещался с места на место. Я видел, как состояние, настроение и эмоции можно выражать через движение.

И я понимаю, что с рождения в меня заложена та самая культура быта Беларуси, наш национальный код и восприятие движения как танца.

МАЛЬЧИК В БАЛЕТЕ

– В пятом классе два минских педагога отобрали меня для учёбы в хореографическом училище, перевезли в столицу, изменив мою жизнь за неделю. В тот момент танец как фундамент только начал приобретать форму.

Но то, что я мальчик в балете, для меня никогда не было диссонансом, поскольку в культуре, в традициях у нас есть искусство танца.

Самым сложным в переезде из Пинска в Минск было ощущение, что ты вынужден уже с детства принимать решение и выдавать результат. Это не сравнить с необходимостью получать хорошие четвертные отметки в общеобразовательной школе.

Нам говорили, что стоять у станка в балетном зале – это то же самое, что стоять у станка на заводе. И когда тебе в 12 лет внушают, что это твоя профессия на всю жизнь, очень сложно понять и принять, что, наверное, это так. И было тяжело оказаться в атмосфере большого города. Я, конечно, просился домой.

Но я с благодарностью вспоминаю то время и своих одноклассников и воспитателей. Никакие детские профессиональные учебные заведения не могут лишить ребенка детства.

ПРЫЖОК В НЕИЗВЕСТНОСТЬ

– На втором курсе училища за несколько дней до отъезда в Тайпей на гастроли умер мой отец. Благодаря поддержке педагога Александра Коляденко и директора училища Людмилы Коробкиной я пережил это время и успел в Пинск, а после улетел в Тайпей.

В то время я был предоставлен сам себе. Но именно тогда у меня появилось ощущение, что я стал главой семьи.

Потом был международный конкурс Vaganova-PRIX, на котором я получил третье место, но предложение остаться в Академии русского балета на тот момент я даже не рассматривал, потому что четко понимал: меня учил и должен выпустить Александр Коляденко.

– И как вы все-таки оказались в Питере?

– Я окончил училище, даже стажировался полгода в Большом театре Беларуси по приглашению Юрия Трояна. Успел станцевать несколько спектаклей. Но если ты хочешь чего-то достичь – нужно двигаться дальше! И я прыгнул в неизвестность.

Я оказался в городе, в котором меня никто не ждал, поэтому говорить о том, что я это сделал целенаправленно, сложно. Скорее это было обаяние белых ночей. Но очень быстро я был принят в Мариинский театр в качестве артиста. 

У меня было ощущение какой-то тревоги, трепета, когда ты четко понимаешь, что начинаешь все с нуля. Тебя никто не знает, у тебя нет никаких знакомых. Но я понимал, что пришел туда, где хотел бы быть.

ЖИВАЯ ИСТОРИЯ

На одном из моих спектаклей в Лондоне присутствовала королева Великобритании Елизавета. Это было невероятное ощущение прикосновения к истории. Но я сомневался, идти ли на приём после спектакля, поскольку у меня не было костюма. Мой педагог Геннадий Селюцкий сказал ключевую фразу: «Артист может быть в чем угодно». И я пошел в шортах и обычной майке.

Нам было сказано, что к королеве нельзя приближаться. Валерий Гергиев каждого из нас представлял, и, когда подошла моя очередь, я услышал: «Это Игорь Колб, сегодня он танцевал "Видение розы"». И тогда королева сказала: «А вы знаете, я видела на этой сцене Вацлава Нижинского в той же партии». У меня возникло какое-то помутнение разума, ведь для меня это всё история со страниц книг. Я потянулся к ее руке и, нарушив протокол, поцеловал.

– И после такой феерической истории, после 25 лет служения Мариинскому театру вы решили вернуться в Минск?

– Основным двигателем явился прежде всего интерес к самому себе. В какой-то момент ты понимаешь, что рано или поздно сценическая жизнь закончится, но надо заниматься и в будущем чем-то. Два предложения из двух больших театров, России и Беларуси, я долго обдумывал, но в итоге переступил порог Большого театра Беларуси – на правах балетмейстера. У меня были смешанные чувства, не было однозначно принятого решения внутри. Скорее мною двигала интуиция.

Я – БЕЛОРУС

– 25 лет в Петербурге – это целая жизнь. И я решил отнестись с уважением к тому, что у моей жены и у моего сына есть свои интересы, и эти интересы находятся в Петербурге. Было принято решение, что первый срок контракта – три года – мы поживем на две страны.

С женой мы познакомились в перерывах между репетициями в буфете театра. С тех пор 24 года вместе. Не знаю, хорошо ли это – два танцовщика в семье. Эмоции бывали разные. Театр и семья – это жизнь. Через некоторое время ты понимаешь, что это невозможно разъединить, и все подчинено тому, что ты прежде всего работаешь в театре. А спорные ситуации решаются возможностью поговорить, объяснить, проанализировать – это создает долголетие.

Мы поддерживаем друг друга, максимально стараемся видеться, созваниваться, встречаться. Но пока это испытание. И я надеюсь пройти его достойно.

Что вам помогает в движении?

– Знаете, в моей жизни совершенно удивительным образом складывается ситуация, когда я везде свой. А с другой стороны, я приехавший из Пинска в Минск, потом в Питер, потом обратно в Минск – как бы везде «понаехавший». Но я белорус, представитель белорусской школы. И тот опыт, который был приобретен в Петербурге, я стараюсь доступным языком донести и использовать по назначению. Поэтому, конечно же, родная земля кормит. Сейчас в Пинске у меня не так много родственников, уже нет родителей, и в первую очередь поддержка идет от осознания того, что я – Игорь Колб. И я – белорус.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно