В балете династии — это большая редкость. Андрис и Илзе Лиепа — как раз тот самый редкий случай. Дети выдающегося танцовщика Мариса Лиепы, они и сами достигли высот в этом искусстве. В минувшие выходные состоялся премьерный показ спектакля о жизни и творчестве Мариса «Жизнь без слов». О том, каким отец был дома, aif.ru рассказала исполнительница главной роли, народная артистка РФ Илзе Лиепа, дочь Мариса от брака с актрисой Театра им. Пушкина Маргаритой Жигуновой.
«Отец лепил своё тело»
— Илзе, поклонники видят артиста лишь в свете софитов. Но вы в мельчайших деталях знаете, из чего состояла закулисная жизнь вашего отца. К примеру, как Марис Эдуардович готовился к спектаклям? Ведь над сценой он будто летал. Какой ценой давалась ему эта лёгкость?
Илзе Лиепа: — Отец буквально лепил своё тело, как скульптор, часами отрабатывая перед зеркалом каждую позу. В балете «Спартак», к примеру, он продумывал до мелочей все партии своего героя. (В балете «Спартак», который Юрий Григорович поставил в 1963 году, Марис Лиепа выступил в роли Марка Красса, римского претора, жестокого властелина и диктатора. За эту роль ему была присуждена Ленинская премия. — прим. ред.) Каждое положение тела, поворот головы, уровень и разворот меча — это титанический труд.
— Сейчас нужного рельефа мышц легко добиться в тренажёрном зале. А как в те годы ваш отец из положения выходил?
— У него тоже были тренажёры. Иногда он их сам изобретал, что-то ему делали в мастерских Большого театра. А ещё отец в юности был чемпионом Латвии по плаванию, и спорт тоже дал ему ключик к тому, как работать с телом. Он и нас с братом научил: балетный артист обязательно должен каждый день делать отдельную тренировку дома, помимо ежедневного класса в театре.
Отца не стало, когда ему было всего 52 года (охранник по распоряжению свыше не впустил артиста в Большой театр и отобрал пропуск, сердце Лиепы не выдержало стресса — прим. ред.). Но у меня остались письма отца, остались его советы — в них и в дневниках, которые он вёл.
1960-70-е — это же была уникальная эпоха, которую теперь называют «золотой век Большого театра». Тогда танцевали Майя Плисецкая, Владимир Васильев... (Майя Плисецкая была первой женой Мариса Лиепы, но этот брак просуществовал всего три месяца. — прим. ред.) Этих артистов отличала невероятная степень служения искусству. Отец как-то записал в своём дневнике: «Спектакль через месяц, а ты уже похож на пружину. Вроде бы ты общаешься с людьми, играешь с детьми, ведёшь обыкновенную жизнь. Но внутри у тебя пружина как будто сжимается, сжимается».
Представляете, какие же мощные были выбросы энергии, когда артисты поколения моего отца выходили на сцену? Если эта пружина сжималась в нём в течение месяца. Поэтому, когда в балете «Спартак» поднимался занавес — я сама была свидетелем, сидя в зрительном зале — и на сцене включался свет, зрители одновременно издавали возглас «А-а!». Их будто физически вжимала в кресла бьющая со сцены его энергетическая волна.
Ещё одна история из дневников отца. Однажды он ехал на спектакль «Спартак», в машине было включено радио, и вдруг там запел Николай Гяуров (знаменитый болгарский оперный певец — прим. ред.). «Я уже доехал до Большого театра, но сидел и всё слушал, слушал арию. И думал. И это меня так настроило на спектакль, дало такую высокую ноту...» — писал отец. Через какое-то время Николай Гяуров приехал в Москву, пел в спектакле Большого театра. Отец пригласил его домой — он был очень радушным человеком. И рассказал Гяурову эту историю. Они чудесно провели вечер. Отец многие годы собирал иконы, хорошо знал иконопись. Гяуров смотрит на стену и вдруг восклицает: «О, это же Святитель Николай, мой небесный покровитель!» И тут отец со словами «Да, это твой небесный покровитель» снимает икону Святителя Николая и дарит Гяурову.
— Вот так просто подарил ценную икону?
— Гяуров был совершенно потрясен — как можно старинную икону музейного уровня подарить человеку, к которому ты проникся душой. Но в этом и был мой отец Марис Лиепа — ему были свойственны такие порывы.
«Дочь не заставляю заниматься — я ее поддерживаю»
— Ваш брат Андрис Лиепа рассказывал в интервью aif.ru, что Марис подарил ему первый скейт — невероятно модную по тем временам вещь. Эти занятия потом очень помогли Андрису удерживать равновесие на сцене. А что из советов папы помогло вам в балете?
— Что спина и пресс требуют отдельной работы. Поэтому мы всегда сами закачивали спину, накачивали пресс — это действительно очень помогает.
— А как же секреты полезного питания? Хотя помню, как в нашем прошлом интервью вы рассказывали, что отец водил вас с братом есть пончики, а когда к вам приходили друзья, жарил для всех пельмени по собственному рецепту.
— Расскажу ещё одну историю. Когда отец был молодым человеком и стажировался в Московском хореографическом училище, денег ученикам не всегда хватало, и папу иногда бесплатно подкармливали в шашлычной. Она находилась на углу Леонтьевского переулка. Когда отец вырос и стал знаменитым артистом, шашлычная переехала на другое место, но дружба с шеф-поваром оттуда сохранилась на многие годы. И папа к этому шеф-повару ездил в другой ресторан, где ему накрывали отдельный столик. Иногда после прогулок — мы ездили в парки или на Ленинские горы — папа и нас с Андрисом туда привозил.
— Вы стали мамой в 46 лет. Свою дочь Надежду заставляете спортом заниматься? Ей ведь уже 12 лет?
— Я не заставляю, но поддерживаю. (15 марта 2010 года Илзе родила дочь Надежду от второго мужа, бизнесмена Владислава Паулюса; в 2013 году пара развелась. — прим. ред.) Надя — ученица нашей балетной школы. Всегда же хочется своим детям дать самое лучшее. Чувствуешь — ах, мне бы вот это ещё! Стараемся, очень стараемся. Продумывая программы для наших школ, я прежде всего себя спрашиваю: а для моего ребёнка я бы хотела это сделать? Если да, то идём таким путем.
— Заглянула в Википедию — такое ощущение, будто какой-то недоброжелатель приписал вам лишних 20 лет. Раскройте секрет, что вы такого делаете, чтобы оставаться как тростинка, стройной и моложавой?
— Продолжаю заниматься балетом. И ещё мы проводим занятия по пилатесу в нашей школе. Так что я пользуюсь тем, что сама и пропагандирую. (22 ноября Илзе Лиепе исполняется 59 лет. — прим. ред.) Наша интернациональная балетная школа — она не только для детей, но и для взрослых.
А ещё в этом пространстве есть музей Мариса Лиепы. Он работает так же, как работает, например, музей-квартира Галины Сергеевны Улановой, музей-квартира Майи Михайловны Плисецкой. Я сама веду там экскурсии. И мечтаю, чтобы в Москве появился памятник Марису Лиепе. Москву отец очень любил и большую часть своей жизни прожил именно здесь, в Брюсовом переулке. Отец был этнический латыш, но ощущал себя русским артистом и всю свою жизнь во всем мире прославлял именно русскую школу балета.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть