Однако наступающая дата - 70-летие освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков - расставила свои приоритеты в разговоре.
О войне и памяти
Досье |
Андрис Марисович Лиепа - звезда мирового балета, народный артист России, режиссёр театра, продюсер. Основатель Благотворительного фонда имени своего отца - Мариса Лиепы. Признание и награды
|
- Оба моих деда погибли в сражениях. Эта тема всегда была близка мне. В один прекрасный момент на праздновании Дня Победы, наблюдая, как ветеранов в очередной раз провозят в «полуторках» по Красной площади, затем потчуют гречневой кашей с тушенкой, наливая «фронтовые 100 грамм», я задумался… Разве они не наелись этого в окопах, неужели не достойны лучшего? Что я лично могу сделать для этих людей? Ведь мы устраиваем праздники для детей, для взрослых - почему бы не придумать настоящий праздник для ветеранов, для людей, которые, быть может, в этом нуждаются больше всего? С тех пор вот уже 7 лет подряд Благотворительный фонд Мариса Лиепы при поддержке наших друзей из Объединенной металлургической компании организует специальные мероприятия для ветеранов Великой Отечественной. Одно из них - Бал Победителей, который проходит в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе каждый год 5 декабря, в День воинской славы.
У нас всегда многолюдно: помимо ветеранов из России, на мероприятие приезжают гости из Беларуси, Литвы, Латвии, Казахстана, Узбекистана, с Кавказа… Все происходит в красивом уютном зале, где есть возможность пообщаться, потанцевать, сделать совместные фотографии, посидеть за столом. У нас бывали Лев Валерьянович Лещенко, Иосиф Давыдович Кобзон, Александр Маршал и многие другие артисты. Тамара Гвердцители, Жасмин, Гарик Сукачев, Маша Шукшина, Катя Стриженова в разные годы были ведущими. Надо сказать, все артисты поддерживают идею с большим энтузиазмом, и должно случиться нечто из ряда вон выходящее, чтобы кто-то из приглашенных отказался и не приехал.
Артист и зритель
- Думаю, это как раз самое ценное общение, здесь все по-домашнему: нет разделения между сценой и залом, между артистами и зрителями - есть люди, объединенные одной радостью. Здесь они могут выпить свои «боевые 100 грамм» с однополчанами и артистами, послушать любимые песни, поделиться воспоминаниями. Вообще в этот день всегда царит особая атмосфера. Когда звучит, казалось бы, традиционная песня «День Победы» - и все вместе стоя поют со слезами на глазах… Сложно передать эти ощущения глубокой сопричастности, душевности и родства. С каждым годом стариков становится все меньше. Кто-то просто уже не может выходить из дому - в связи с этим мы начали транслировать мероприятие в Интернете. Теперь появилась возможность наблюдать за праздником, не покидая своих квартир.
Действительно продлевает жизнь осознание того, что о тебе помнят, что ты нужен. Помню, некоторые плакали, получив приглашение, - просто из-за того, что о них вспомнили.
…Был однажды трогательный момент, когда в нашем добротно скроенном сценарии нежданно-негаданно появилось нововведение. Помню, Лановой читает стихи, сестра Илзе танцует, и вдруг подходит одна из приглашенных дам с вопросом: «А почему вы ни разу не пригласили… цирковых артистов?» Оказалась, сама она - бывшая артистка цирка из фронтовой бригады. Я подумал: «Почему бы и нет?» Связался с цирком Никулина, и на следующий год у нас были артисты с Цветного бульвара!
Влюблен в Беларусь
- Беларусь для меня необычайная страна. К ней испытываю чувство неиссякаемой влюбленности. Ведь именно сюда в 1986-м мы с Ниной Ананиашвили приехали к Валентину Елизарьеву, и он поставил номер, с которым мы завоевали Гран-при на международном конкурсе в США. Кстати, до сегодняшнего дня это был первый и единственный случай в истории балета, когда Гран-при вручили паре (см. стр. 40 - Прим. ред.). Хорошо когда-то сказал Михаил Барышников: «Я нахожусь в том возрасте и положении, когда могу позволить себе делать то, что хочу». У меня с Минском та же история - если бы не хотел, не приезжал бы. Но мне здесь хорошо, и каждый раз я с удовольствием возвращаюсь. Сейчас вот предложили поставить «Жар-птицу». Так что встретимся в новом сезоне. (Премьерный показ состоится в октябре 2014 года в Национальном академическом Большом театре оперы и балета в Минске. - Прим. ред.).
Национальный академический.
Не могу сказать, что я был в восторге от минского театра в мои давние первые визиты. Он был какой-то серый, темный и очень унылый. Сейчас совершенно другое ощущение - когда приезжаешь и видишь заново отстроенное здание, его архитектуру. Недавно просто ходил вокруг, любовался, делал фотографии и отправлял своим друзьям. Фонтаны, ландшафт, цветы - куда ни глянь, все ухоженное, очень красивое. На работу идешь, как на праздник.
Публика.
Заинтересованная, интеллигентная, любит, ценит балет. И ходит на него с удовольствием - в Минске всегда аншлаги. Очень приятно было видеть в зале господина Сидорского. Вообще, когда чиновники ходят на спектакли - это дорогого стоит.
Друзья.
Я с большим удовольствием приезжаю сюда не только работать: конечно, уже четыре раза мы привозили сюда «Русские сезоны», затем поставили еще два спектакля («Шехеразада», «Тамар»), которые по сей день идут на сцене Большого. Но и свой пятидесятилетний юбилей я отмечал в кругу друзей в Минске! И только затем - в московском Кремле.
Жить сегодня
Новое поколение.
Молодежь иногда удивляет меня странным отношением к профессии - они, как компьютеры, загружают себя кто на 30, кто на 40, на 50 процентов… Мне это непонятно. Ты живешь сегодня, завтра тебя может не быть - отдавай все, что можешь. Здесь и сейчас.
Сила воли.
Для того чтобы научиться быть выносливым, нужно много работать. Спортсмену, чтобы пробежать стометровку с максимальным результатом, нужно сделать это сотни раз - так и у нас в балете: если ты хочешь достойно пройти вариацию, нужно пробовать еще и еще.
Энергия.
Здесь все очень просто - чем больше отдаешь, тем больше к тебе возвращается. Что касается артистов - публика моментально чувствует отдачу, и на этом этапе начинается фантастический обмен.
Профессионалы.
Когда люди одной профессии общаются, делятся своим опытом с молодыми артистами - это бесценно. Я помню несколько таких разговоров, которые поменяли вектор моей жизни: один с Нуриевым, другой - с Барышниковым. Это то, что остается с тобой навсегда.
«Приземленное»
Еда.
Очень люблю белорусские драники. Нравится в Минске одно местечко, где готовят вкусные пельмени: с рыбой, с говядиной, с курицей, в бульоне, со сметаной, с разными соусами... А еще люблю щи - это от деда, который умел готовить все, в том числе совершенно фантастические щи с кислой капустой, с тмином. Помню, когда был маленький, мне разрешали брать игрушечную машинку за обеденный стол. Я ел дедовы щи, выбирал горошинки черного перца, грузил в кузов и вез куда-то…
Райдер.
Я с собой вожу большой чемодан - там обязательно есть кипятильник. Когда прилетаю куда-нибудь, первым делом завариваю себе овсяную кашу. А иногда и в аэропорту прошу мне ее заварить кипятком, если не успеваю поесть дома. Или вот сейчас, к примеру, - у меня в сумке три репетиционных комплекта: 2 репетиции в день - на следующую можно стирать отработанное. Вот такой райдер…
Беседовала Ирина КЛЕНОВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть