5816

Андрис Лиепа: «Чем больше отдаешь, тем больше возвращается»

Однако наступающая дата - 70-летие освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков - расставила свои приоритеты в разговоре.

О войне и памяти

Досье

Андрис Марисович Лиепа - звезда мирового балета, народный артист России, режиссёр театра, продюсер. Основатель Благотворительного фонда имени своего отца - Мариса Лиепы.

Признание и награды

  • 1981 г. - золотая медаль на Московском международном конкурсе (юношеская группа)
  • 1985 г. - серебряная медаль на Московском международном конкурсе
  • 1986 г. - Гран-при на Международном конкурсе в Джексоне, Миссисипи (США)
  • 1986 г. - заслуженный артист РСФСР
  • 1998 г. - «Золотая лента русского кино», номинация «Режиссёр-дебютант»
  • 22 октября 2007 г. - офицер ордена Трёх звёзд
  • 2009 г. - народный артист Российской Федерации.

- Оба моих деда погибли в сражениях. Эта тема всегда была близка мне. В один прекрасный момент на праздновании Дня Победы, наблюдая, как ветеранов в очередной раз провозят в «полуторках» по Красной площади, затем потчуют гречневой кашей с тушенкой, наливая «фронтовые 100 грамм», я задумался… Разве они не наелись этого в окопах, неужели не достойны лучшего? Что я лично могу сделать для этих людей? Ведь мы устраиваем праздники для детей, для взрослых - почему бы не придумать настоящий праздник для ветеранов, для людей, которые, быть может, в этом нуждаются больше всего? С тех пор вот уже 7 лет подряд Благотворительный фонд Мариса Лиепы при поддержке наших друзей из Объединенной металлургической компании организует специальные мероприятия для ветеранов Великой Отечественной. Одно из них - Бал Победителей, который проходит в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе каждый год 5 декабря, в День воинской славы.

У нас всегда многолюдно: помимо ветеранов из России, на мероприятие приезжают гости из Беларуси, Литвы, Латвии, Казахстана, Узбекистана, с Кавказа… Все происходит в красивом уютном зале, где есть возможность пообщаться, потанцевать, сделать совместные фотографии, посидеть за столом. У нас бывали Лев Валерьянович Лещенко, Иосиф Давыдович Кобзон, Александр Маршал и многие другие артисты. Тамара Гвердцители, Жасмин, Гарик Сукачев, Маша Шукшина, Катя Стриженова в разные годы были ведущими. Надо сказать, все артисты поддерживают идею с большим энтузиазмом, и должно случиться нечто из ряда вон выходящее, чтобы кто-то из приглашенных отказался и не приехал.

Артист и зритель

- Думаю, это как раз самое ценное общение, здесь все по-домашнему: нет разделения между сценой и залом, между артистами и зрителями - есть люди, объединенные одной радостью. Здесь они могут выпить свои «боевые 100 грамм» с однополчанами и артистами, послушать любимые песни, поделиться воспоминаниями. Вообще в этот день всегда царит особая атмосфера. Когда звучит, казалось бы, традиционная песня «День Победы» - и все вместе стоя поют со слезами на глазах… Сложно передать эти ощущения глубокой сопричастности, душевности и родства. С каждым годом стариков становится все меньше. Кто-то просто уже не может выходить из дому - в связи с этим мы начали транслировать мероприятие в Интернете. Теперь появилась возможность наблюдать за праздником, не покидая своих квартир.

Действительно продлевает жизнь осознание того, что о тебе помнят, что ты нужен. Помню, некоторые плакали, получив приглашение, - просто из-за того, что о них вспомнили.

…Был однажды трогательный момент, когда в нашем добротно скроенном сценарии нежданно-негаданно появилось нововведение. Помню, Лановой читает стихи, сестра Илзе танцует, и вдруг подходит одна из приглашенных дам с вопросом: «А почему вы ни разу не пригласили… цирковых артистов?» Оказалась, сама она - бывшая артистка цирка из фронтовой бригады. Я подумал: «Почему бы и нет?» Связался с цирком Никулина, и на следующий год у нас были артисты с Цветного бульвара!

liepa-02

Влюблен в Беларусь

- Беларусь для меня необычайная страна. К ней испытываю чувство неиссякаемой влюбленности. Ведь именно сюда в 1986-м мы с Ниной Ананиашвили приехали к Валентину Елизарьеву, и он поставил номер, с которым мы завоевали Гран-при на международном конкурсе в США. Кстати, до сегодняшнего дня это был первый и единственный случай в истории балета, когда Гран-при вручили паре (см. стр. 40 - Прим. ред.). Хорошо когда-то сказал Михаил Барышников: «Я нахожусь в том возрасте и положении, когда могу позволить себе делать то, что хочу». У меня с Минском та же история - если бы не хотел, не приезжал бы. Но мне здесь хорошо, и каждый раз я с удовольствием возвращаюсь. Сейчас вот предложили поставить «Жар-птицу». Так что встретимся в новом сезоне. (Премьерный показ состоится в октябре 2014 года в Национальном академическом Большом театре оперы и балета в Минске. - Прим. ред.).

Национальный академический.

Не могу сказать, что я был в восторге от минского театра в мои давние первые визиты. Он был какой-то серый, темный и очень унылый. Сейчас совершенно другое ощущение - когда приезжаешь и видишь заново отстроенное здание, его архитектуру. Недавно просто ходил вокруг, любовался, делал фотографии и отправлял своим друзьям. Фонтаны, ландшафт, цветы - куда ни глянь, все ухоженное, очень красивое. На работу идешь, как на праздник.

Публика.

Заинтересованная, интеллигентная, любит, ценит балет. И ходит на него с удовольствием - в Минске всегда аншлаги. Очень приятно было видеть в зале господина Сидорского. Вообще, когда чиновники ходят на спектакли - это дорогого стоит.

Друзья.

Я с большим удовольствием приезжаю сюда не только работать: конечно, уже четыре раза мы привозили сюда «Русские сезоны», затем поставили еще два спектакля («Шехеразада», «Тамар»), которые по сей день идут на сцене Большого. Но и свой пятидесятилетний юбилей я отмечал в кругу друзей в Минске! И только затем - в московском Кремле.

Жить сегодня

Новое поколение.

Молодежь иногда удивляет меня странным отношением к профессии - они, как компьютеры, загружают себя кто на 30, кто на 40, на 50 процентов… Мне это непонятно. Ты живешь сегодня, завтра тебя может не быть - отдавай все, что можешь. Здесь и сейчас.

Сила воли.

Для того чтобы научиться быть выносливым, нужно много работать. Спортсмену, чтобы пробежать стометровку с максимальным результатом, нужно сделать это сотни раз - так и у нас в балете: если ты хочешь достойно пройти вариацию, нужно пробовать еще и еще.

Энергия.

Здесь все очень просто - чем больше отдаешь, тем больше к тебе возвращается. Что касается артистов - публика моментально чувствует отдачу, и на этом этапе начинается фантастический обмен.

Профессионалы.

Когда люди одной профессии общаются, делятся своим опытом с молодыми артистами - это бесценно. Я помню несколько таких разговоров, которые поменяли вектор моей жизни: один с Нуриевым, другой - с Барышниковым. Это то, что остается с тобой навсегда.

«Приземленное»

Еда.

Очень люблю белорусские драники. Нравится в Минске одно местечко, где готовят вкусные пельмени: с рыбой, с говядиной, с курицей, в бульоне, со сметаной, с разными соусами... А еще люблю щи - это от деда, который умел готовить все, в том числе совершенно фантастические щи с кислой капустой, с тмином. Помню, когда был маленький, мне разрешали брать игрушечную машинку за обеденный стол. Я ел дедовы щи, выбирал горошинки черного перца, грузил в кузов и вез куда-то…

Райдер.

Я с собой вожу большой чемодан - там обязательно есть кипятильник. Когда прилетаю куда-нибудь, первым делом завариваю себе овсяную кашу. А иногда и в аэропорту прошу мне ее заварить кипятком, если не успеваю поесть дома. Или вот сейчас, к примеру, - у меня в сумке три репетиционных комплекта: 2 репетиции в день - на следующую можно стирать отработанное. Вот такой райдер…

Беседовала Ирина КЛЕНОВА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно