2812

Родина – это главное. Как оперная прима Хибла Герзмава борется за искусство

39_03_02Там, где корни

- Хибла, мы всегда гордились нашей классикой. А сегодня мы по-прежнему впереди планеты всей в плане культуры?

- Наши певцы - одни из сильнейших во всём мире. Они поют на таком высоком уровне, что за границей многие учатся у нас мастерству. Петь в зарубежных театрах - это огромная ответственность. Никогда не забываю, что должна бороться за честь своей страны.

Редко бывает так, чтобы крупнейшие театры мира два раза подряд приглашали певицу из Восточной Европы на роли в операх Моцарта - произведения этого композитора исполняют чаще всего западноевропейские певицы. Я спела в спектакле «Милосердие Тита» в Гранд-опера во Франции. Вителия - очень сложная партия: речитативы, огромные арии с очень большим вокальным диапазоном... И директор венской Штаатс-оперы, который присутствовал на спектакле, тут же пригласил меня в свой театр на роль Донны Анны в «Дон Жуане». А Австрия - это всё-таки родина Моцарта! Вдвойне лестно...

- А почему вы не уезжаете за границу насовсем? Ведь, насколько я знаю, было много приглашений...

ДОСЬЕ «АиФ»

Хибла Герзмава. Родилась в 1970 г. в Пицунде. «Золотое сопрано России». Народная артистка России и Абхазии. Мировую известность принесли выступления в Ковент-Гарден, Метрополитен-опере, Венской государственной опере и др. В 2008 г. получила приглашение служить в Большом театре, однако отказалась.

- У меня мама с папой похоронены в Абхазии, у нас там имение, все мои родные оттуда... Москва меня вырастила, выкормила, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко сделал из меня оперную певицу. Так что, отвечая на ваш вопрос, скажу: это патриотизм, это память о родителях. Родина - это самое главное в жизни.

Можно поработать в Метрополитен-опере или в Ковент-Гарден. Но мне никогда не хотелось там остаться. Это другой мир, там другие люди. Моя душа говорит: мне лучше жить в этом сумасшедшем мире – моей стране. Потом сесть в самолёт и через два часа быть на родине, в Абхазии, где меня ждут, любят, где уже 14 лет проходит наш фестиваль «Хибла Герзмава приглашает». На фестиваль приезжают только друзья - выдающиеся музыканты, солисты с мировым именем, мои коллеги из Большого, Мариинки и, конечно же, из моего родного Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. После того как дадим несколько концертов в Абхазии, у нас проходят благотворительные акции: поддерживаем местный оркестр, музыкальное училище, детский дом, дом-интернат и музеи, помогаем молодым талантливым ребятам.

Когда я приезжаю, накрываются такие столы! (Смеётся.) Я люблю всё в нашей кухне. Чем острее, тем лучше. Следить за фигурой в Абхазии просто невозможно: видя эти хачапури, очень сложно совладать с собой.

Опыт любви

- Прима-балерина Большого Светлана Захарова говорит: чтобы исполнить роль Жизели, нужно иметь определённый жизненный опыт, пережить несчастную любовь... Юной девушке не понять этих переживаний. А в опере есть такие партии?

- Нужно пережить очень многое, чтобы спеть арию умирающей Виолетты в четвёртом акте «Травиаты». Чтобы тебе поверили зрители в зале, чтобы они плакали,  в голосе должна быть душевная боль - с трепетом, любовью, теплотой, лёгкостью. В чём высший пилотаж мастерства оперной певицы в этой партии? В первом акте она поёт одним тембром, а в четвёртом - совсем другим. В начале «Травиаты» Верди главная героиня - весёлая куртизанка, а в финале она на смертном одре, пережила несчастную любовь. И с Лючией (опера «Лючия ди Ламмермур» Доницетти. - Ред.) такая же история. Это психологически сложная роль... Лючия сошла с ума от любви, у неё будто оголены нервы, такое ощущение - тронешь пальцем, и она может взорваться... Не будучи драматической актрисой, певица не может исполнять «Лючию» и «Травиату». Возможность показать разные грани своих героинь нужно «нарабатывать». Не в первый год у меня это получилось - поверьте, я шла к этому очень много лет.

После Лючии и Виолетты, конечно, нужно время, чтобы прийти в себя, потому что я слишком вживаюсь в роль, и сложно потом снова быть просто Хиблой. Мы же всё через себя пропускаем...

- Хибла, на закрытии Олимпиады в Сочи вы «плыли» и пели на корабле на большой высоте. Выглядело эффектно, но неужели вам не было страшно?

- Я очень люблю экстрим и получала колоссальное удовольствие, паря над стадионом. Там очень сложная система страховки, мы много репетировали: как взбираться, как крепиться... Мой сын Сандро позвонил сразу после окончания церемонии: переживал, хорошо ли я была прикреплена.

Знаете, я очень рада, что Олимпиада в Сочи прошла на таком высочайшем уровне! Это невероятно укрепило авторитет страны в мире, что бы там ни говорили завистники!

Я знаю этот регион с детства - родилась в Пицунде. На следующий день после закрытия Олимпиады уехала на могилы к своим родителям, целовала их памятники и говорила ещё раз огромное «спасибо». Я думаю, что они радовались за меня. Мне мама с папой всегда снятся, когда в моей жизни происходит что-то очень важное. Я очень держусь за память о предках, они столько лет мне помогают, они всегда рядом... Корни, родина - это самое важное, что у нас есть...

Ирина КУЗНЕЦОВА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно