19066

Живите каждый день! Елена Образцова - о совести, СССР и любви

№ 6 от 5 февраля 2014 года 05/02/2014

 

Пережила блокаду

- Самородок Шаляпин показал миру мощь и красоту славянского голоса. Но что происходит сейчас? Почему нет таких Личностей?

- Да, были Милашкина, Атлантов, Мазурок, Нестеренко. Все глыбы, конечно. Те поколения были жадными до новых знаний, эмоций. В Большом есть специальная ложа для молодых. Мы там сидели каждый день. Просто жили в театре - учились у старших, слушали музыку замечательных дирижёров: Мелик- Пашаев, Хайкин, Светланов, Рождественский. И когда все накопленные знания внутри тебя кипят и раздирают, тебе есть что сказать со сцены. А сейчас все делают карьеру, думают о деньгах. И ложа стоит пустая... Мы пели музыку. А сейчас поют ноты...

ДОСЬЕ

Елена ОБРАЗЦОВА родилась в 1939 г. в Ленинграде. Меццо-сопрано ГАБТа. Признана лучшей исполнительницей роли Кармен в мире. Вдова дирижёра Альгиса Жюрайтиса. Дочь Елена - певица, ученица М. Кабалье. Двое внуков - Александр и Элия.

А ещё мы с самого детства знали цену жизни. Я пережила блокаду...

- Сейчас времена вроде другие, но многие ведь живут, без преувеличения, как в блокаду... А рядом - ошалевшие от денег воры, коррупционеры...

- Когда видишь, как живут простые люди, жалость чувствуешь и обиду за них, страдает сердце… Я смотрела как-то телепередачу: репортёр ездил по стране и разговаривал со старушками, которые живут на пенсию. «Ну как, вам достаточно денег?» И все бабки в один голос говорили: «Да-да, нам хорошо. У нас огородик». «Но вы же ничего не можете купить», - удивлялся корреспондент. «У нас всё уже есть, мы донашиваем», - отвечали они. А к одной бабушке журналист пристал намертво: «А если всё-таки прибавить к пенсии, сколько бы вы хотели?» «Ну, рублика три». Ой, я ревела, долго не могла прийти в себя… Три рубля надо добавить старушке, чтобы могла нормально существовать... Как живут наши люди! Страшно! Давно надо подумать правительству: пенсии должны быть такими, чтобы на них можно было хотя бы питаться и лекарства купить. А ещё ужасно: у нас люди даже боятся сказать, что им не хватает на жизнь. Это рабство  у нас в крови. Лучше промолчать, потерпеть. Страх людям вдолблен в головы на генетическом уровне...

Во славу Отечества

- Елена Васильевна, в мире искусства сейчас тоже раздрай. Одни ратуют за сохранение классики, другие говорят: нужны новаторские идеи с Запада, надоел этот советский железный занавес.

- И пусть бы он и дальше у нас был и сдерживал всю эту новаторскую гадость, которая началась с половых актов на сцене и распространилась по всему миру! Сейчас засилье бездарностей-режиссёров, которые убивают оперу. Человек, который придёт первый раз в театр и увидит мерзость, второй раз уже не придёт! Как можно было так испортить оперу, как Юрий Любимов - «Князя Игоря»?.. Просто обрезание какое-то! Это как Сикстинской Мадонне пририсовать усы! Недавно показывали по ТВ репортаж, как наш режиссёр Черняков поставил за границей оперу «Царская невеста» Римского-Корсакова, где Марфа с Дуняшей приходят из школы с портфелями, как две ученицы. Ну просто мрак! Поэтому цензура нужна обязательно! Иначе мы разрушим наше искусство. Оно у нас великое. Это не Запад должен влиять на нас, а мы на него. Каждый раз, когда я пела на главных сценах мира и получала овации, всегда радовалась: вношу свою лепту во славу моего Отечества. Особенное было счастье, когда исполняла отечественные оперы. Гордилась: мы славим свою музыку, своих композиторов. И когда я отдавала деньги советскому правительству после зарубежных гастролей, была счастлива в душе. С тысячи долларов, которую мы получали за границей, нам оставляли только 115 рублей.

- Вы это искренне? Неужели Елене Образцовой, оперной звезде мирового уровня, не было обидно отдавать честно заработанное советским чиновникам?

- Я вовсе не страдала от этого! Мы пели за Родину. В совет ское время патриотизм был, это всё не сказки. Отдавая деньги, думала о том, что они пойдут на детсады, или больницы, или другое доброе дело. А ещё, девочка моя, я никакая не звезда. Мне отец всегда говорил: «Не вздумай стать примадонной. Они все дуры». (Смеётся). Папа прав. Когда человек талантлив и состоялся, ему ничего не надо из себя изображать. А вот те, кто из себя ничего не представляют, начинают вокруг себя искусственно создавать скандалы, делают глупости всякие. Помимо гадкого «новаторства» есть ещё одна - дурацкий закон, по которому нельзя никого выгнать из театра. Объясняю на примере футбола. Если спортсмены уже бегать не могут, не то что забивать голы, неужели их надо держать в команде? Так и у нас - некоторые не могут не только блистательно петь, но даже ноты брать! И те, у кого совести нет, из театра никак не уходят. А для молодых, получается, мест нет. Вот и уезжают они за границу.

Зачем обманывать?

- Сильно личная жизнь певицы влияет на оперную?

- Конечно. Я пела хуже, когда разводилась с моим первым мужем (физик-теоретик Вячеслав Макаров - Ред.). Я влюбилась в Альгиса (дирижёр ГАБТа Альгис Жюрайтис - Ред.), любовь как ножом в грудь ударила. Но два года страдала и металась - боялась испортить жизнь дочке. Мучилась страшно, но ждала, когда Ленка закончит школу и поступит в институт. Батюшка мне говорил: «Надо терпеть, семью сохранять». «А разве это по-божески, если я каждый день живу с человеком, которого не люблю, а думаю о другом?» Он согласился со мной: «Ладно, можешь разводиться. Зачем обманывать?» И тогда свершилось - я вышла замуж за дирижёра Альгиса Жюрайтиса. Просто парила оттого, что соединились творчество и любовь в нашей паре. Мы много работали вместе. Я как режиссёр в Большом театре ставила «Вертера», а он оперой дирижировал. Это была такая радость: я пою на сцене и вижу его лицо и любимые руки. Один из счастливых моментов в нашей жизни! Я пела с ним и «Аиду», и «Кармен», и много чего. А когда Альгис умер, составила своё расписание выступлений так, чтобы как можно реже бывать дома...

- Знаю, у вас есть «толстый» гардероб и «худой». Но первый вы давно уже не используете. Вы по-прежнему на грейпфрутах, Елена Васильевна?

- Мне будет этим летом 75. Поэтому вся засыхаю и усыхаю. (Хохочет). В прошлом году было хроническое воспаление лёгких, и теперь я вполне изящная женщина без всяких диет. Я считаю, что артистка на сцене должна выглядеть достойно. Поэтому всегда полуголодная ходила. Особенно в день спектакля - съедала только чуть мяска.

С чистой совестью

- В вашей жизни было немало трагических эпизодов - из-за травмы потеряли зрение на несколько лет, страшно болел и ушёл из жизни любимый муж. Детство трагическое. И тем не менее вы всегда заражаете людей своим жизнеутверждающим оптимизмом.

- Чем дольше живёшь, тем больше мудреешь и ценишь вещи, которых в молодости не замечаешь. Я счастливый человек - Господь мне ещё даёт возможность петь, мы вместе с дочерью Леной даём концерты. Я всегда говорю: живите каждый день!

Ольга ШАБЛИНСКАЯ

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно