Лет двадцать назад одно американское агентство опубликовало рейтинг наиболее влиятельных и известных выходцев из бывшего СССР. Первое место в списке занял танцовщик и хореограф Михаил Барышников – впрочем, его уже задолго до этого называли живой легендой. А еще - секс-символом и покорителем сердец: если бы существовал какой-нибудь рейтинг «самых обаятельных и привлекательных» соотечественников, можно не сомневаться – он и там отметился бы на верхней строчке.
Поворотный пункт
Насчет популярности Михаила Николаевича, пожалуй, никто не сказал лучше Сергея Довлатова: «Однажды я зашел в хозяйственную лавку в Нью-Йорке. И увидел на стене громадный портрет Барышникова. Одно изображение, без подписи. И вдруг я понял, что такое слава! Это когда твое изображение можно повесить в хозяйственной лавке. Не в фойе оперного театра. Не в редакции модного журнала. А именно в хозяйственной лавке. И быть уверенным, что всем оно знакомо…»
Самое интересное, что Барышников даже в расцвете лет не очень-то походил на звезду балета: щуплый, невысокого роста… Однако стоило ему выйти на сцену и начать танцевать – происходила удивительная трансформация: из неприметного юноши он преображался в неотразимого красавца, перед чьей грацией не могла устоять ни одна зрительница.
Семь лет Михаил блистал на сцене Кировского театра (нынешнего Мариинского), перетанцевав едва ли не все ведущие партии, и довольно быстро заскучал от однообразия. Советская классическая балетная школа заслуженно считалась лучшей в мире, однако Барышникова тянуло к экспериментам, к новым идеям, а после гастролей в Лондоне он буквально бредил современным танцем. Вот почему летом 1974 г., будучи на гастролях в Канаде, он попросту отказался возвращаться на родину.
Вскоре Барышников стал премьером Американского театра балета и невероятно популярным артистом, оказавшим огромное влияние на всю мировую хореографию. К тому же был частым гостем в Голливуде: к примеру, в «Поворотном пункте» сыграл роль второго плана, написанную специально для него (в этой картине он исполняет песню Высоцкого «Дом хрустальный»). И – тут же был номинирован сразу на две кинопремии: «Золотой глобус» и «Оскар». А еще, конечно, все помнят его роль русского художника Александра Петровского, который завел роман с Кэрри Брэдшоу в сериале «Секс в большом городе».
Человек в футляре
Но всего этого Барышников добьется лишь спустя годы, а тогда, в 1974-м, вокруг «невозвращенца» разразился страшный скандал. Чтобы как-то замять неловкую историю, в советских газетах писали: мол, причиной столь дерзкого поступка стала тайная любовь.
Однако любовь у Михаила осталась как раз в Советском Союзе: его несостоявшаяся невеста, балерина Татьяна Кольцова, тоже выступала на сцене Кировского. Конечно, танцовщик переживал из-за расставания с возлюбленной, но свободу творчества все же ставил на первое место, объясняя свою позицию просто: «Нельзя быть счастливым в семейной жизни, будучи несчастливым в работе».
Тем не менее, стоило Барышникову поселиться в Америке, как ему и впрямь начали приписывать романы с каждой новой партнершей по сцене и едва ли не со всеми первыми красавицами Голливуда – поочередно или одновременно. В числе его избранниц называли, в частности, Шерон Стоун и Изабеллу Росселлини – впрочем, последняя только отмахивалась от досужих сплетен: «Если у нас и была какая-то любовь, то разве что «при посредничестве» наших собак: его такса родила от моего пса шесть щенков. Так что правильнее сказать, что отношения были у наших собак, а нам с Мишей удалось избежать проблем».
Что же касается непосредственно виновника этих слухов, то он пользовался репутацией «молчаливого сердцееда» и «человека в футляре»: о его романах - подлинных или выдуманных - говорили все, кроме него самого. Барышников же на расспросы о «звездных» возлюбленных по-джентльменски отмалчивался или отвечал что-то вроде: «Они прекрасные женщины. Мы очень уважаем друг друга». И лишь об одной связи танцовщика известно доподлинно – о ней он рассказал сам.
Высокие материи
C актрисой Джессикой Лэнг Барышников познакомился в 1976 году. Вообще-то он не имел никакого представления о том, где снимается приглянувшаяся ему блондинка, хотя на тот момент она уже была звездой: мировую популярность ей принесла роль в фильме «Кинг-Конг». Михаилу ее так и представили – «девушка Кинг-Конга». Впрочем, сама Джессика тут же сравняла счет, перепутав знаменитого танцовщика с Нуреевым и признавшись, что вовсе ничего не смыслит в балете.
Роман продлился без малого семь лет, и сказать, что в отношениях артистичных личностей все это время царили мир да любовь, было бы огромным преувеличением. Хотя бы потому, что в прессе то и дело судачили о других увлечениях Джессики (например, ей приписывали роман с режиссером Бобом Рейфелсоном, у которого она снималась в фильме «Почтальон всегда звонит дважды»). А вскоре повод для слухов дал и сам Барышников.
Когда танцовщика пригласили в очередной кинопроект под названием «Барышников на Бродвее», он не сомневался ни секунды. Во-первых, он по-прежнему не упускал возможности попробовать что-нибудь новенькое, а во-вторых, его партнершей была несравненная Лайза Миннелли, к тому времени сыгравшая в культовом фильме «Кабаре». Именно Лайза стала наставницей Барышникова при подготовке мюзикла – ведь нужно было не только танцевать, но и петь. Говорят, они репетировали по восемь часов кряду, но и в свободное время не спешили расставаться.
Правда, этот роман продлился недолго – американская звезда так и не смогла понять «загадочную русскую душу». Барышников мог часами читать ей Бродского, ставил записи Высоцкого и Окуджавы… Говорят, однажды Лайза даже спросила у Марины Влади, жены Высоцкого: «Скажи, а твой тебе тоже только стихи читает да о высоких материях разговаривает?»
Впрочем, многие уверены, что слухи о якобы головокружительном романе актриса и танцовщик распустили сами. Зачем? Да просто шутки ради.
Девушка Кинг-Конга
Как бы то ни было, Барышников вернулся к Джессике, и у них даже родилась дочь Александра. Но вторая попытка снова оказалась неудачной, после чего танцовщик категорично заявил: «Я не могу жить с американками! Сколько я ни пытался убедить себя, что это возможно, – но нет. Я не в состоянии понять их, они не в состоянии понять меня».
После расставания с Лэнг Барышникова привыкли считать вечным холостяком, однако в конце концов он нашел свое счастье – не с американкой, но и не с уроженкой бывшего СССР, как можно подумать. Вот уже много лет премьер живет в браке с балериной Лизой Райнхарт, чьи предки родом из Австрии и Германии. Лиза – внучка знаменитого театрального режиссера Макса Райнхарта, который когда-то организовал первый Зальцбургский фестиваль, а потом, уже в Америке, поставил киноверсию «Сна в летнюю ночь». У пары родились трое детей, воспитанию которых она и посвятила свою жизнь.
Что же до Джессики, то после разрыва с танцовщиком она так и не вышла замуж. Впрочем, они сумели остаться добрыми приятелями; по признанию самого Барышникова, он искренне жалеет о том, что роман с Лэнг не сложился. В конце концов, «девушка Кинг-Конга» была одной из немногих женщин, кого он по-настоящему любил.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть