Поэт и сатирик Аркадий Арканов, обладатель искрометного чувства юмора и разящей наповал харизмы, больше полувека был украшением любого концерта или праздника, не говоря уже о застольях.
Именно он подарил нам очаровательно безумную «Оранжевую песню» и знаменитый «рояль в кустах» - да любые аркановские перлы, даже оброненные как бы невзначай, тут же уходили в народ. А вот в личной жизни, как случается со многими юмористами, ему частенько бывало не до смеха.
Фигура или пешечка
Не то чтобы сам Аркадий Михайлович был большим охотником до «телячьих нежностей». По собственному признанию, он терпеть не мог «грустных сентименталистов-бесконечников» - впрочем, недолюбливал и тех, кто также бесконечно шутил без повода. Юмор, говорил Арканов, - это витамин, а не основное питание, и принимать его нужно в меру. Неудивительно, что его едкие, но меткие шутки, больше похожие на горькое лекарство, нередко доводили слушателей и до смеха, и до слез одновременно.
Да и придуманный Аркановым сценический образ, мягко говоря, не располагал к улыбке – правда, только на первый взгляд. Облаченный в неизменный «похоронный» костюм и галстук, а главное - с неповторимо каменным выражением лица, на выступлениях сатирик хохмил так, что публика в зале валилась на пол от хохота. Да и на женщин загадочный флер, элегантные манеры и «дефицитная» улыбка Арканова оказывали поистине магнетическое действие. К тому же вне сцены он был настоящим светским львом – метко стрелял, слушал джаз, играл в покер и обожал ходить на бега. А больше всего любил шахматы, в которых видел символ жизнеустройства: «Что такое человек: фигура или пешечка? Главное, чтобы в этом мире ты стал человеком, который сам делает ходы, а не тем, которым ходят».
Человек-загадка
Арканов был именно фигурой: поступал сугубо так, как считал нужным, и жил по собственным правилам. К примеру, по образованию он был врачом, но без малейших сожалений бросил медицину, «когда понял, что Чехова из меня не получится». Когда ему намекнули, что под настоящей фамилией - Штейнбок – его артистическая карьера не имеет шансов на успех, он просто-напросто придумал себе псевдоним. Да еще какой: «Я взял древнееврейское слово «арка», означающее «загадка», так что «Арканов» можно перевести как «загадочный». И дело пошло.
Арканов печатался в журнале «Юность», неподцензурном альманахе «Метрополь», а еще исполнял песни на творческих вечерах; вел программы «Вокруг смеха» и «Белый попугай», заседал в жюри КВН, сочинял пьесы и сценарии… Казалось бы, в столь бурной творческой жизни выкроить время для любви не так-то просто, но талант – на то и талант, чтобы успевать везде и всюду.
«Аркадий Майкин»
Когда сатирика спрашивали, какой тип женщин его привлекает, тот отвечал: «У меня к женщине всегда было три... не требования, а просьбы, что ли. Во-первых, хорошо было бы, чтобы она любила музыку, любую: джаз, классику – без этого никогда ничего не получалось. Во-вторых, самоирония. Или хоть чувство юмора вообще, но лучше бы оно было направлено на себя. И, в-третьих, я всю жизнь влюбляюсь в худых».
Как выяснилось, сочетание всех этих качеств в одном лице - довольно редкое явление. По крайней мере, первая попытка обрести идеал обернулась крахом, хотя начиналась довольно мило. Перед выпуском из института Аркадий случайно попал на репетицию оркестра Юрия Саульского, где увидел «очень красивую и здорово поющую девушку». Ею оказалось Майя Кристалинская - та самая, чье имя вскоре гремело на всю страну.
Уже на втором свидании Арканов позвал Майю замуж – к слову, позднее он признавался, что сделал это на «слабо», поспорив с другом. Спор он выиграл, но на этом хорошие новости заканчивались. Родня жениха и невесты оказалась отнюдь не в восторге друг от друга, причем выяснилось это уже на свадьбе. Отец Майи попытался разрядить напряжение: узнав, что новоиспеченный зять пишет юморески, он пошутил: «Вот есть у нас сатирик Аркадий Райкин. А теперь еще будет и Аркадий Майкин!» Стоит ли говорить, что шутка должного эффекта не возымела?
У самих молодоженов притирка характеров шла сложно - на Кристалинскую обрушилась слава, и, по мнению мужа, она «слегка загордилась». «Были у нас и другие неудовольствия, и меньше чем через год я сказал: «Майя, я ухожу». - «А когда вернешься?» - «Наверное, никогда...» Взял портфель и закрыл за собой дверь», - подытоживал Арканов.
Официально супруги развелись только спустя три года - у Аркадия Михайловича уже появилась другая женщина. Впрочем, с Кристалинской сатирик до конца ее жизни оставался в хороших отношениях и сильно расстроился, узнав о смерти певицы от рака.
Как в кино
Евгению Морозову, ставшую его второй женой, Арканов отбил у лучшего друга Александра Левенбука, который также подался в эстрадные артисты вместо того, чтобы лечить больных. Получилось все как в романтическом кино про любовный треугольник: Левенбук назначил Евгении свидание, но, задержавшись на концерте, попросил приятеля развлечь девушку до его прихода. Получилось даже лучше, чем тот намеревался…
С другом Аркадий потом помирился, а вот брак с Морозовой не спасло даже рождение сына Василия - спустя десять лет супруги расстались. «Мы ревновали друг друга, и самое скверное, что не без оснований», - признавался Арканов.
О следующей возлюбленной - театральной журналистке Наталье Смирновой – Аркадий Михайлович вспоминал неохотно: «Наташа прекрасно знала французский, бредила Парижем. Забеременела, родила Петра. Жила независимо от меня. Уже через полтора года вышла замуж за своего парижского друга и увезла сына во Францию…» Свои отношения со Смирновой Арканов называл «осознанным продолжительным романом», но настоящие чувства ждали его впереди.
Глоток воздуха
Третьей женой юмориста стала Наталья Высоцкая, музыкальный редактор телестудии в Останкино. Встретились они случайно - в троллейбусе. Наталья, увидев среди пассажиров известного писателя, уговорила его поучаствовать в популярной «Утренней почте». Арканов пошел даже дальше - он не только снялся в передаче, но и женился на Высоцкой: «Она человек интересный - окончила консерваторию, скрипачка. Одним словом, я влюбился!»
Этот союз оказался самым прочным и долгим – супруги счастливо прожили вместе два десятка лет. Но в 2011-м, когда муж был на гастролях, Наталья скоропостижно скончалась от остановки сердца. Для Арканова ее смерть стала тяжелейшим ударом. «Столько времени прошло, но все равно тяжесть с души не уходит. Невыносимо. Невозможно избавиться от того, что напоминает Наташу, - все вокруг ассоциируется с ней, и я понимаю: это навсегда», - признавался сатирик спустя два года после смерти жены.
Из депрессии Аркадия Михайловича удалось вытащить его последней любви - музыканту Оксане Соколик, о которой близкие сатирика отзывались с большим уважением.
«Он безумно, как мальчишка, влюбился, - рассказывал пародист Юрий Григорьев. - Хотел официально на ней жениться, но не успел... Их последний год оказался фантастически романтичным, стал для Арканова глотком свежего воздуха».
Последняя «музыкальная» избранница оставалась с юмористом до самого конца – он ушел из жизни в 2015 году после тяжелой болезни. Смерти, к слову, Арканов никогда не боялся: «Надо жить настоящим, потому что в прошлом нас не было, а до будущего мы не доживем».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть