Александра Соловьева, звезду советского фильма «Зеленый фургон», можно назвать в некотором роде человеком-парадоксом: вся его жизнь складывалась словно наперекор и вопреки.
Долгое время он прозябал в безвестности; когда же его наконец нагнала заслуженная слава, произошло это по чистой случайности. Главным его желанием было «веселить всех, и чтобы никто не плакал», однако его собственную судьбу беззаботной не назовешь, да и слез из-за него было пролито немало - больше всего, конечно, женщинами.
Три мушкетера
Мечта «веселить всех» - еще из детства: однажды маленький Саша увидел по телевизору клоуна Олега Попова и с тех пор твердо вознамерился выступать в цирке, когда вырастет. Когда в старших классах он записался в драматический кружок, никто не удивился - актерство буквально било из Соловьева фонтаном. И иначе как артистом его никто, а прежде всего он сам, уже не представлял.
Он и в ГИТИС поступил играючи - можно сказать, «открыл дверь с ноги». Причем в прямом смысле: явился на экзамены, как Остап Бендер, в ботинках на босу ногу. «А где ваши носки, молодой человек?» - спросил кто-то из преподавателей, видимо, желая проверить реакцию абитуриента. «Я их постирал, они сушатся», - нисколько не смутившись, ответил Соловьев. И с ходу принялся читать басню. Именно эта очаровательная детская непосредственность и сразила педагогов - как и всех, кто впоследствии имел с ним дело.
В ГИТИСе Соловьев сразу подружился с Александром Фатюшиным и другой будущей звездой советского кино Игорем Костолевским. Эти «три мушкетера» чуть ли не с первого дня стали любимчиками руководителя курса Андрея Гончарова. Однако самым жизнерадостным и легким на подъем среди них прослыл именно Соловьев. Фатюшин вспоминал о друге: «Саша был легкий, открытый, честный, совершенно бескорыстный и не способный на подлости человек. Не любить его было невозможно. Душа нараспашку - щедрая, широкая. Он не мог жить без сюрпризов. Делал их спонтанно, не задумываясь, чем бы всех удивить. И это у него всегда получалось красиво…»
Только крайности
Неудивительно, что совсем скоро Соловьев впервые влюбился - да так, что о его чувствах знал чуть ли не весь институт. Натиск был настолько стремителен, что объект этих самых чувств - первокурсница Людмила Радченко сдалась уже через пару месяцев. На свадьбу Костолевский подарил влюбленным книгу про семейные отношения, и они читали ее друг другу вслух, лежа на диване в студенческом общежитии. Тогда молодоженам казалось, что они будут вместе вечно. Увы, «вечность» продлилась всего четыре года - брак не спасли ни мудрые книжки, ни даже рождение сына…
После окончания ГИТИСа неразлучную троицу - Соловьева, Костолевского и Фатюшина - приняли в Театр имени Маяковского, где их взял под крыло все тот же Гончаров. Однако, в отличие от друзей, у Соловьева карьера поначалу не задалась. В театре он играл в основном в массовке, а в кино его вообще не приглашали, хотя он без устали обивал пороги столичных киностудий.
В конце концов, отыграв в «Маяковке» всего один сезон, Соловьев перешел в Театр юного зрителя - и сразу получил главную роль влюбленного старшеклассника. Говорят, чтобы правдоподобно изображать чувства на сцене, надо самому быть чуть-чуть влюбленным. Александр играл чертовски убедительно, поскольку как раз тогда и сам потерял голову из-за своей партнерши по спектаклю Людмилы Гниловой. Вот только любить «чуть-чуть» Соловьев не умел - актер Эммануил Виторган вспоминал о нем: «Он был олицетворением русского мужского характера - только крайности, золотой середины у Саши не было: если работать, то работать, гулять так гулять, любить так любить».
Две Людмилы
Людмила была старше на семь лет, счастливо замужем, ее дочке шел шестой год. Что же до маленького Саши, сына Соловьева, ему не исполнилось еще и трех лет. В общем, все были уверены, что «блажь» скоро пройдет… Но ничего подобного: затянулась она на три года. Все это время Александр дневал и ночевал на подоконнике в Людмилином подъезде, а сердобольная старушка-соседка выносила ему одеялко, «чтобы сердешный не замерз».
Наконец неприступная крепость пала, и Гнилова ушла из семьи прямо в чем была - в домашних тапочках. Соловьев развелся с первой Людмилой и женился на второй, позже они обвенчались, и у пары родился сын Михаил. Жили в тесной квартирке, где неизменно стояло ведро с цветами: Александр каждый день покупал любимой букеты, которые не помещались ни в одну вазу, а когда не хватало денег - разорял городские клумбы; однажды даже притащил домой цветущий куст дикого шиповника.
Если в личной жизни Соловьева царила идиллия, то в профессиональной - наоборот. Более пяти лет он безуспешно пытался пробиться в кинематограф - участвовал в десятках кинопроб в надежде попасть хотя бы в малюсенький эпизод. Но его не брали даже туда. Удача улыбнулась актеру лишь в конце 70-х: режиссер Виктор Титов доверил ему сыграть в главной роли в мелодраме «Адам женится на Еве», а Валерий Михайловский - в детективе «По данным уголовного розыска». А в 1983 году Соловьев наконец снялся в самом «звездном» своем фильме «Зеленый фургон» Павловского. Не все знают, что вместо него роль конокрада Красавчика должен был сыграть Николай Караченцов, но того вызвали на гастроли вместе с театром «Ленком». Не знали этого и зрители, которые завалили киностудию мешками благодарственных писем со всех концов страны, где признавались в любви Красавчику-Соловьеву.
Ренессанс
К середине 80-х Соловьев сыграл еще несколько интересных ролей, но потом начались перестроечные времена - кинематограф бросился осваивать доселе запрещенные темы, и на экраны хлынул поток «шедевров» самого низкого пошиба. Играть всевозможные вариации на тему бандитов и мафиози Александр Иванович не хотел, а других ролей вовсе не было. Тогда он решил попробовать себя в режиссуре: снял ироническую комедию «По Таганке ходят танки», но большого успеха она не имела. Ведь, глядя на то, что происходило тогда в стране, людям больше хотелось плакать, чем смеяться.
Соловьев стал угрюмым и неуравновешенным, потянулся к бутылке; трижды уходил от жены, но, помыкавшись по разным углам, каждый раз возвращался обратно, давая твердое обещание исправиться. По настоянию Людмилы он пытался лечиться от пьянства, бывал в разных клиниках страны. В одной из них, в Феодосии, встретил актрису Ирину Печерникову, известную по фильму «Два капитана». Как оказалось, она страдала той же проблемой. Общая беда их сблизила, и у актеров начался роман, ставший последним в жизни Соловьева. Окружающие, правда, отнеслись к такому «ренессансу» скептически, утверждая, что ничего путного из этого не выйдет. Но влюбленные всем назло стали «вить уютное гнездышко» - даже купили себе небольшой домик в деревне и завели котенка…
Однако сказка и впрямь закончилась слишком скоро. В конце 1999-го, под Новый Год, по дороге домой со спектакля Александр упал, ударился головой и впал в кому. Сразу опознать актера не смогли: при себе у Соловьева не было никаких документов. 1 января 2000 года он скончался в институте Склифосовского. Именно тогда легендарная роль в последний раз помогла актеру: одному из милиционеров показалось, что погибший невероятно похож на Красавчика из фильма «Зеленый фургон»…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть