1629

Звездный час. Как действует мистический «закон Костолевского»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 26. «Покормите» свалку 29/06/2021

Кого только не называют звездами в наши дни - даже тех, кому этот «почетный титул» категорически противопоказан. Но в случае с актером Игорем Костолевским дело обстоит совсем иначе. Для него «звезда» - это не просто красивая приставка к фамилии, а настоящее призвание и даже, если хотите, судьба.

Дух Есенина

Если говорить о блистательных ролях, их в «копилке» у Игоря Матвеевича и впрямь целая россыпь, причем некоторые стали для него в буквальном смысле судьбоносными. По крайней мере, сам актер считает именно так - мол, если браки совершаются на небесах, то и главные роли, бывает, посылаются свыше: «Я верю в то, что роли не приходят сами по себе - роли приходят за что-то, или на определенном этапе они как-то меняют твою судьбу». И таких мистических совпадений в жизни артиста - в том числе в делах сердечных - было немало.

Иногда, впрочем, «закон Костолевского» работал наоборот: к примеру, актером он стал как раз благодаря первой любви. В юности родители «поступили» Игоря в строительный институт - казалось, быть ему теперь суждено инженером, а не «декабристом» и тем более «разведчиком». Но у судьбы оказались собственные планы на молодого человека - на втором курсе он повстречал девушку, мгновенно усмотревшую в нем невероятное сходство с поэтом Сергеем Есениным. Нечего ему чахнуть над зубрежкой формул, сказала она; с такими кудрями, благородным профилем и томным взглядом - прямая дорога в актеры.

Костолевский внял совету возлюбленной: со второй попытки (первая провалилась) он поступил в ГИТИС и наконец обрел свое призвание, попав в знаменитый Театр имени Маяковского, где служил всю жизнь. А вот с девушкой вскоре расстался.

Так, в образе лихого поручика, Костолевский ворвался в сердца публики.
Так, в образе лихого поручика, Костолевский ворвался в сердца публики. Фото: Public domain

Письма мешками

Сейчас в это сложно поверить, но начало кинокарьеры Игоря Матвеевича могло обернуться полным провалом. Когда режиссер фильма «Звезда пленительного счастья» Владимир Мотыль пригласил Костолевского на пробы, актер «так отчаянно демонстрировал полное отсутствие какого-либо таланта», что начальство сказало: «Возьмите кого угодно, только не этого инвалида». Но Мотыль поверил в него и… отправил на ипподром - осваивать азы верховой езды. Через несколько месяцев съемочная группа ахнула: вчерашний «недотепа» и «растяпа» превратился в уверенно гарцующего на лошади красавца офицера. Так, на коне, Костолевский и ворвался в сердца и умы публики: юный, дерзкий и страстно влюбленный поручик Иван Анненков в его исполнении покорил не только француженку Полину Гебль, роль которой сыграла Эва Шикульска, но и миллионы советских зрительниц - он получал по триста писем от поклонниц в день. А режиссеры после этой картины наконец разглядели в Костолевском идеального романтического героя и стали заваливать его предложениями о съемках.

После «Звезды пленительного счастья» на небосклоне Костолевского зажглась «Безымянная звезда», где молодой актер сыграл застенчивого провинциального учителя, влюбленного во взбалмошную светскую львицу. А еще через несколько лет Игорь Матвеевич исполнил роль разведчика в детективной картине «Тегеран-43», чем окончательно застолбил за собой статус главного романтика советского кино. Правда, в отличие от большинства прочих «мачо» и «символов», в личной жизни Костолевский никогда не был ветреником и даже играть в любовных сценах с очаровательной Шикульской в «Звезде пленительного счастья» страшно стеснялся.

В жизни актер застенчив - совсем как его персонаж из «Безымянной звезды».
В жизни актер застенчив - совсем как его персонаж из «Безымянной звезды». Фото: Public domain

Вечная история

Первой избранницей Игоря Матвеевича стала 23-летняя актриса Театра сатиры Елена Романова, с которой он снимался в «Отпуске за свой счет». Причем познакомился случайно на улице: торопился на репетицию и пытался поймать такси, а впереди маячила девушка, которая тоже ловила машину. «Я попробовал объяснить ей, что страшно опаздываю, она в ответ сказала, что тоже очень спешит. В общем, все началось со скандала...»

У Елены остались собственные воспоминания: «Наш роман начался сразу, и все три летних месяца съемок мы не разлучались. Костолевскому было тридцать три года, он был не женат. Меня поразило, что его экранный образ совершенно на него не похож. В жизни Игорь оказался серьезным, надежным, очень заботливым, тем более что был старше меня на десять лет…»

Вслед за Игорем Матвеевичем Елена перевелась в «Маяковку», однако сыграть все намеченные роли ей не довелось: вскоре пришлось уйти в «декрет». Возвращение на сцену тоже затянулось - родившийся сын Алеша рос хрупким и болезненным. Хватало и других напастей: быть женой обожаемого публикой актера оказалось нелегким делом… И через двадцать лет брака отношения все-таки дали трещину.

«Женитьба - это такая вечная история. Все хотят быть счастливыми и прилагают массу усилий. И ни у кого не получается», - подводил итог своего первого брака Костолевский.

Жена декабриста

А еще именно тогда началась та самая мистика, догнавшая его через много лет отголоском «Звезды пленительного счастья»: на Авиньонском театральном фестивале Игорь Матвеевич познакомился с маститой французской актрисой Консуэло де Авиланд, любимицей Алена Делона. Потом он много раз вспоминал своего персонажа Анненкова и его любовь с первого взгляда к Полине Гебль… И называл «Звезду пленительного счастья» пророческим фильмом.

«Судя по тому, что я в результате женился на француженке - наверное, да, история повторяется».
«Судя по тому, что я в результате женился на француженке - наверное, да, история повторяется». Фото: Public domain

«Судя по тому, что я в результате женился на француженке - наверное, да, история повторяется», - рассуждал актер. Более того, сама Консуэло, оказывается, тоже всю жизнь «болела» русской историей и классической литературой. Окончив балетную школу в Софии и курс актерского мастерства в США, она неизменно отвергала многочисленных поклонников: смеясь, говорила, что станет женой только настоящего декабриста, которого ждет с 12 лет.

Как позже выяснилось, Консуэло даже не видела в детстве фильм «Звезда пленительного счастья». Зато прочитала книгу Александра Дюма «Учитель фехтования» о том, как француженка полюбила декабриста и отправилась за ним в Сибирь. «Мой мозг и сердце запечатлели именно такой образ любви: когда ради любимого жертвуют многим, отказываются от своей страны, религии и даже отправляются в изгнание…» - вспоминала она. Родителям же девочка заявила следующее: «Я хочу выйти замуж за декабриста, чтобы у меня была шуба - там же Сибирь». Те ответили, что шуба - дело хорошее, но жениха лучше бы поискать поближе, в более теплых краях. Однако от судьбы не уйдешь, и суженым француженки оказался именно «декабрист».

«Вставай и целуйся»

Как и самоотверженная Полина Гебль, Консуэло бросила прежнюю жизнь и переехала к любимому, выучила русский язык и даже приняла православие. При крещении получила имя «Евдокия», а Игорь Матвеевич ласково завет ее Дусей. Они с Костолевским поженились в 2001 году. Француженка, конечно же, безумно переживала за то, как пройдет свадьба: боялась попасть где-нибудь впросак. Помогла актриса Наталья Гундарева, давшая единственный и безошибочный свадебный совет: «Все просто. Когда будут кричать «горько», вставай и целуйся с Игорем». Торжество прошло на ура, и супруги счастливы до сих пор.

«Я женился на женщине, которую полюбил, - рассказывает о ней Костолевский. - Она очаровательная, открытая, непосредственная. Когда ее впервые увидел, у меня екнуло сердце. И это мгновение решило все. Наши отношения похожи на юношеские. И мы этого не стесняемся, нам так хорошо. Я жалею, что не встретился с Дусей раньше. Хотя, может, всему свое время…»

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно