Удивительных мест в Беларуси – множество. Но и среди них есть те, чье своеобразие делает их исключительными. Именно таким является агрогородок Поречье Гродненского района.
Крохотный населенный пункт – и природная сокровищница, и оздоровительный центр, и туристическая Мекка. Но его визитной карточкой всегда был и останется железнодорожный вокзал – первая станция Беларуси, откуда в 1862 году отправился поезд, соединив Санкт-Петербург с Западной Европой.
О происхождении названия любого населенного пункта сложены легенды. Относительно деревни Поречье их две. Первая исходит от географического расположения. Она возникла средь древних елово-сосновых боров и связывается с местностью «у реки», «вдоль реки», «по рекам». В словаре Ефрона и Брокгауза говорится, что озёра Молочное, Зарубинецкое, Белое и Лот связаны природными и искусственными каналами между собой, а также речками Пырой и Родничанкой. Люди с двух сторон имели уникальный выход к реке Неман.
Вторая версия еще понятнее и звучит чаще. Появление деревни связывается со строительством 30-километрового участка железной дороги на территории Беларуси в рамках строительства Санкт-Петербургско-Варшавской магистрали. Рельсы и шпалы прокладывались через леса, густо заросшие дикой красной смородиной – поречкой. Отсюда и название деревни. К слову, кусты этой кисло-сладкой ягоды и сегодня изобилуют там в окрестных лесах по берегам озер, рек и ручьёв.
Статус агрогородка Поречье получило в 2011 году. Сейчас в нем проживает чуть более 1600 человек, которые ведут почти 750 домохозяйств. Здесь есть все для комфортной жизни: центр культуры, сразу шесть учреждений системы образования (средняя школа, дошкольный центр развития ребенка, санаторная школа-интернат, детская музыкальная школа искусств, оздоровительный лагерь «Сузорье», областное кадетское училище), амбулатория общей практики. Плюс несколько магазинов, включая первый сельский «Евроопт» в стране, и ресторан «Провинция», расположенный у самого вокзала. Культовые заведения – православный храм Казанской иконы Божьей Матери и костел Пресвятой Девы Марии неустанной помощи.
Со всех сторон Поречье окружают 23 садовых товарищества, причем многие люди не покидают свои фазенды даже зимой. Ну и, кончено же, особого внимания заслуживает санаторий «Поречье», о котором подробнее будет сказано ниже. В общем, место во всех смыслах привлекательное, поэтому не случайно московские турпроспекты внесли его в свои проспекты одним из первых в Беларуси.
Тепловозный гудок разбудил «городок»
Подражая Маяковскому, можно утверждать: мы говорим «Поречье» – подразумеваем вокзал, мы говорит «вокзал» – подразумеваем «Поречье». Во все времена именно железнодорожный вокзал являлся его сердцем, средоточием жизни.
Строительство данного объекта напрямую связано с возведением железной дороги, старт которому был дан 31 января 1852 года по высочайшему повелению государя императора. Работами по строительству руководил инженер-генерал-майор Э.И. Герстфельд. Изучив местность, специалисты остановили свой выбор для прокладки железнодорожного пути на затерявшейся в густых лесах деревне Поречье. Однако новый вокзал строили в 19 км от места – в курортном городке Друскеники. Соответственно и название он получил соответствующее.
Друскеники основали в 1837 году на территории Гродненского уезда по повелению императора Николая I. Курорт располагался в живописной долине реки Неман в месте впадения в нее речки Ротницы. Обнаруженные там минеральные воды оказались не хуже знаменитых немецких, швейцарских и прочих. Плюс исцеляющий воздух сосновых лесов. Вот только добираться туда было сложно. Путь проходил по ухабистой, петляющей меж песчаных холмов дороге, разбитой в ненастную погоду колесами повозок. Для больных людей это становилось настоящим испытанием. Следуя из Гродно, приходилось делать две-три «санитарных» остановки в пути. Поэтому с ориентиром на развитие курорта Друскеники и решили максимально использовать строящуюся железную дорогу Санкт-Петербург – Варшава.
В результате на кратчайшем расстоянии от железнодорожной линии до Друскеник возвели большую железнодорожную станцию, а от нее — комфортабельный тракт. По нему имелась возможность за полтора-два часа добираться до курорта без остановок. Туда по расписанию курсировали дилижансы, а с начала ХХ века еще и автобусы. Дополнительно пассажиров перевозили по Неману на пароходах до пристани Друскеники.
Рассказ о железной дороге через Поречье был бы не полон без упоминания о повстанцах Калиновского. Известный гродненский историк и краевед начала прошлого века отмечал, что Друскеники в то время были центром высшего польского общества, а сама железная дорога строилась инженерами, в числе которых много поляков с французскими паспортами. Поэтому устройство станции Поречье в глухой местности походило на злоумышленный маневр, облегчающий захват железной дороги повстанцами. В составах перевозились не только их люди, но и деньги с оружием – в двойных стенах либо днищах вагонов. Полотно железной дороги зачастую подвергалось порче, нередко вагоны обстреливались из окружающей «железку» чащи леса.
Известен случай, когда в июне 1863 года в районе станции Поречье находился большой отряд повстанцев. Для его блокирования туда направляли роту солдат. Состоялся бой, после которого повстанцы отступили и сумели остаться безнаказанными.
По масштабам Поречья и всего края вокзал был выстроен реально огромный и относился ко второму классу. Железнодорожный узел включал в себя ремонтное депо, склады, подгхауз, служебные дома. Со временем появились клуб и оркестр. На привокзальной площади по выходным и праздничным дням гудел базар. Для сравнения, в губернском Гродно вокзал был небольшой и считался вокзалом третьего класса.
Благодаря Поречской станции курорт в Друскениках к концу XIX века ежегодно принимал до 50 тысяч посетителей, а в межвоенный период – до 100 тысяч. В советское же время их количество возросло по 400 тысяч отдыхающих в год.
Попутно перемещались и разные грузы. Вот такие две уникальные железнодорожные пломбы, свидетельствующие об этом, были обнаружены в наши дни одним из дачников на своем участке.


Именно географическая близость к железной дороге и дала толчок развитию деревни Поречье, которая со временем «дотянулась» до самой станции, дав ей свое название. Ну а в Друскениках позднее появился свой собственный вокзал.
И грянул бой, за ним другой
Мимо завязавшей на себе важный железнодорожный узел деревни Поречье никак не могли пройти две мировые войны. Известно, что 25 сентября 1914 года продвигавшиеся по направлению к Гродненской крепости германские силы вели мощный артиллерийский обстрел местечек Сопоцкин и соседних к Поречью Друскеник, проведя своего рода психическую атаку.
Но самыми жаркими стали августовские дни 1915 года. У деревни вдоль широких проток речки Кусенки вел бои отступавший на Сморгонь 236-й пехотный Борисоглебский полк русской императорской армии. Сейчас о тех событиях напоминает воинское захоронение на кладбищенском холме у церкви Казанской иконы Матери Божьей. Там друг против друга преданы земле 10 русских воинов и 16 германцев.

Но куда более драматичные события происходили в Поречье в годы Великой Отечественной войны. Немцы захватили ее уже в первые дни. Создали гетто, куда согнали все еврейское население деревни. В марте 1943 года 234 узника были уничтожены оккупантами и полицаями. А через год деревня Поречье снова стала первой. На этот раз в списке населенных пунктов Гродненского района, освобождённых от оккупантов.
12 июля соединения Красной армии ворвались на железнодорожную станцию и за несколько часов разбили батальоны СС. Однако во время боев в Поречье и окрестных деревнях погибло и скончалось от ран много наших воинов. В братской могиле у вокзала захоронены 202 солдата и офицера, в том числе 79 неизвестных. Весной 2024 года по контуру братской могилы была высажена аллея туй, которые считаются древом скорби и одновременно древом жизни.
Живая вода, Молочное озеро, грибной полигон
Если железнодорожный вокзал – сердце Поречья, то его легкие – это местный санаторий. В прямом смысле слова здесь дышится легко и свободно. Живая изгородь из хвойных и лиственных лесов лучшее тому подспорье.
К тому же есть своя «живая» вода, которая добывается с глубины 466 метров и помогает исцеляться от разных недугов. По своему составу она сопоставима со всемирно известными минеральным водам Друскининкая. Является слабощелочной и слаборадоновой хлоридно-натриево-кальциевой. Она полезна тем, кто имеет проблемы органов пищеварения, дыхания, эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезней костно-мышечной ткани. Здравница сочетает санаторно-курортное оздоровление с отдыхом без лечения, который организуется по принципу пансионата и туров выходного дня.
Отдыхающие традиционно сочетают пребывание в санатории с посещением окрестных лесов и соседнего водоема. Все конечно слышали о молочных реках и кисельных берегах, но жители агрогородка Поречье имеют еще и свое Молочное озеро. Оно подпирает агрогородок, питая его жизненной энергией. Почему озеро назвали Молочным, сказать сложно. Легенд на этот счет не слышал, но вода в озере очень чистая. Неспроста вдоль его берегов еще в советские годы возвели пионерские лагеря и множество баз отдыха.
Длина Молочного чуть менее двух с половиной километров, а ширина с полкилометра. Ям практически нет, глубина на восьмидесяти процентах всей акватории до трех метров. Дно устлано сапропелем, по всему контуру озера плотная, но неширокая камышовая окантовка. Основные обитатели – плотва, уклея, окунь, щука. В прошлом ловились крупные лещи, но сейчас им на смену пришли караси и карпы, которые запросто рвут даже прочные оснастки.
В прошлом сразу за Молочным озером начинался воинский полигон, где постоянно проходили учения. Сейчас всю его территорию поглотили смешанные леса. В результате грибов и ягод – море. Поречье вообще держит пальму первенства среди грибных регионов. Со времен СССР многие его жители, да и гродненцы тоже, вместо работы занимались только сбором и продажей этих даров природы. Особенно лисичек, пользующихся повышенным спросом.
Прошлое – поезд в будущее
В советское время железнодорожный вокзал станции Поречье неоднократно привлекал внимание кинорежиссеров. Сюда почти ежегодно приезжали съемочные группы «Беларусьфильма» и Литовской киностудии. Тут сняты такие известные фильмы, как «Зимородок», «Двое на острове слез», «Меня зовут Арлекино», «Живой срез» и др.
В наши дни роль и значение железнодорожного вокзала в Поречье изменились. Возле здания установлен памятник паровозу, а внутри открыта музейная экспозиция истории белорусской железной дороги. Дизель-поезда сюда по-прежнему курсируют из Гродно в летний период. Доставляют дачников, рыбаков, грибников и просто любителей передвижений этим видом транспорта.


В декабре 2012 года в день 150-летия Белорусской железной дороги из Гродно в Поречье отправился настоящий паровоз.
К юбилею на перроне вокзала развернулось костюмированное действо в духе ушедшей эпохи. Была разыграна сцена прибытия генерал-майора Герстфельда в сопровождении сановных лиц Санкт-Петербурга. Своего продолжения эта история не получила, но верится, что тот паровозный гудок на станции Поречье останется далеко не последним.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть