Одаренный ребенок опережает своих сверстников в каком-либо виде деятельности. Вся система дополнительного образования и существует для того, чтобы дети, проявляющие специальные способности, могли их успешно реализовывать через разнообразие кружков, секций, студий и т.д. Но останется ли картина такой же благополучной, если посмотреть на детей с общей, или академической, одаренностью?
Каждому учителю знакомы такие ученики: активные, пытливые, схватывающие все на лету, с высокой скоростью понимания, удивляющие повышенной работоспособностью, целеустремленностью. Однако нередко дар оборачивается серьезными испытаниями и проблемами. Высокий уровень обучаемости очень часто сменяется скукой, а затем и неприязнью к школе: «Зачем туда ходить, если я давно все это знаю?». И возникает парадокс: нарушителями порядка на уроке могут оказаться сильные ученики, которые не знают, куда свою силу приложить. Одаренный ребенок часами может заниматься любимым делом. Что же касается нелюбимых, неинтересных занятий, то все прилежание и усердие куда-то исчезает. Одаренные дети тоньше чувствуют и переживают, глубже понимают, серьезнее воспринимают, но обратной стороной являются повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, частые смены настроения. Самое главное, что отличает одаренного ребенка, – это неравномерность развития. По интеллекту – старшеклассник, по росту – первоклашка, эмоционально-волевая сфера – как у трехлетнего малыша. И когда такой ученик приходит в школу, то его проблемы становятся проблемами педагогов.
Интеллект на диете
Формы поддержки одаренных детей разнообразны: это факультативные и стимулирующие занятия, участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, проведение фестивалей, творческих отчетов, выставок. Но достаточно ли этого? Своеобразие, сущность, «изюминка» одаренного ребенка – повышенная жажда знаний. Но возможно ли ее утолить за один час в неделю, за один раз в месяц или за несколько раз в год (именно с такой периодичностью проводятся различные мероприятия)? Нет. И результаты психологов красноречиво свидетельствуют: при традиционном обучении в массовой школе именно одаренные дети не демонстрируют прирост (50% от числа обследованных) или снижают исходные показатели (50%). Впрочем, и без всяких специальных исследований любой учитель начальных классов подтвердит, что среди первоклассников одаренных детей больше, чем в конце обучения в начальной школе. На самом деле все объяснимо и закономерно. Опережающий уровень интеллектуального развития, независимость и нестандартность суждений зачастую не находят применения на уроке и затухают…
Когда музыканты или спортсмены ежедневно тренируются, это воспринимается как само собой разумеющееся. Никто же не говорит, что им достаточно выступлений на концертах и соревнованиях. Может быть, потому что интеллект внешне не столь заметен, мы держим одаренных детей на «голодном пайке»? В то же время современные психолого-экономические модели позволяют численно оценить прирост валового национального продукта в результате развития интеллекта в стране, и это 7-9% дополнительно! И потому создание условий для выявления и всестороннего развития одаренности у детей не только обязанность учителя, но и его гражданский долг.
Отсутствующее звено
В республике открыто свыше 100 дошкольных центров развития ребенка, работа с одаренными учащимися осуществляется в 215 гимназиях и 29 лицеях. При этом на первой ступени общего среднего образования подобных центров развития и учебных заведений нового типа нет. Получается, что из целенаправленного процесса становления одаренности «выпадает» начальная школа. Одним из вариантов решения проблемы могло бы стать создание специализированных школ для учащихся младшего школьного возраста с общей одаренностью. Именно при таком подходе может быть обеспечено действительное равенство права на образование, которое заключается не в создании всем одинаковых условий, а в предоставлении всем одинаковых возможностей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть