21166

Школа без отметок. Мнения экспертов

№ 14 от 31 марта 2015 года 31/03/2015

Сегодня в обществе созрел ряд замечаний к системе оценивания в средней школе. Речь идет не только о конфликтах между педагогами и учениками и их родителями по поводу необъективности оценок, но и об идеологии оценивания как таковой. В числе претензий к традиционной системе оценивания звучат доводы о том, что это травмирующий фактор для психики детей, что в школьниках заглушается естественное стремление к знаниям и они учатся «для галочки», что оценка становится дисциплинарной мерой в руках учителей, которые не могут по-иному увлечь своим предметом. Решает ли традиционная оценка задачи современного образования? Нужно ли расширять практику применения альтернативных систем оценивания, в частности, безотметочного обучения, в средней школе? Тему обсудили эксперты.

14-06-3В Беларуси сегодня обучение детей в первых и вторых классах строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок по всем учебным предметам. В третьем и четвертом классах безотметочное обучение осуществляется по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение» и «Физическая культура и здоровье». По остальным учебным предметам применяется 10-балльная система оценивания. Как рассказала «АиФ» Лилия КУЗНЕЦОВА, начальник отдела организационно-методического сопровождения образовательного процесса Национального института образования (НИО), безотметочное обучение в первом классе было введено в республике еще в 1986 году, когда было предложено начинать обучение с 6-летнего возраста (согласно реформе школы в 1984 году). Отказ от использования отметок в первых и вторых классах связан с возрастными особенностями учащихся: в этом возрасте ребенок не соотносит отметку учителя со своей деятельностью, а воспринимает как поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя. «Многолетний опыт показал, что данная методика сохраняет психологическое здоровье ребенка: у детей отсутствуют страх, тревожность, они имеют право на ошибку, общаются, а не соревнуются с товарищами, их первые старания вознаграждаются. Поэтому данный опыт был расширен и на второй год обучения. Мы изучали опыт других стран. В Финляндии, например, с 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют, а до 7-го класса применяется вербальная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. Во многих странах безотметочный принцип применяется на протяжении всего обучения в начальных классах. Система контроля и оценки не может ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений по конкретному учебному предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развивать у школьника умение контролировать прежде всего самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить собственные ошибки, искать пути их устранения. А задача педагога - учить учиться. Только настоящий профессионал, педагог с творческим подходом может реализовать безотметочное обучение в полной мере. Эту систему оценки учитель должен понять и принять сердцем. А для этого необходимо совершенствовать подготовку педагогов».

Эксперимент

14-06-4

КСТАТИ

В первые годы советской власти идея обучения без отметок получила бурное развитие. Она отвечала концепции новой, трудовой школы, в которой работа школьников должна строиться на личном интересе, носить свободный характер и быть направленной на развитие у них таких качеств, как самостоятельность, творческий подход, инициативность, а не только на усвоение знаний. Поэтому прежние методы дисциплинирования учащихся с помощью регулярной проверки и выставления отметок были признаны неприемлемыми. Постановление Наркомпроса РСФСР от 31 мая 1918 года отменило балльную систему оценки знаний. Перевод из класса в класс, выдача свидетельств производились по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы. Также запрещались все виды экзаменов: вступительные, переходные и выпускные. Отменялась индивидуальная проверка учащихся на уроке. Фронтальная устная проверка, письменные работы зачетного характера допускались лишь как крайние средства. В качестве желательных средств рекомендовались периодические беседы с учащимися о пройденной теме, устные и письменные доклады, отчеты учащихся о прочитанных книгах или статьях, работы, выполненные учеником по его личному вкусу и выбору, ведение рабочих дневников. Вместо традиционной системы контроля основными формами стали самоконтроль, выявление достижений школьного коллектива, а не отдельного ученика. Широкое распространение получили тестовые задания, которые стали считаться одной из наиболее пригодных форм самопроверки.

Это подтверждает и Валентина ГИНЧУК, начальник управления мониторинга качества образования НИО: «Профессионализм педагогов и активная разъяснительная работа с родителями школьников - важные условия успешной реализации безотметочного обучения. Оно предполагает постоянное совершенствование умения педагога давать развернутую содержательную оценку учебным достижениям каждого ученика, а также проводить кропотливую работу по формированию у учащихся способности анализировать и оценивать результаты своей учебной деятельности. Это подтверждают результаты республиканского эксперимента по безотметочному обучению учащихся 3-4-го классов изобразительному искусству, музыке, трудовому обучению и физической культуре, в ходе которого изучался вопрос о том, как обучение без отметок влияет на качество образования, эмоциональное состояние и учебную мотивацию детей. Эксперимент дал положительные результаты: учащиеся успешно усваивали содержание учебных предметов, у них снизился уровень тревожности, формировались внутренние мотивы учебной деятельности. Показательно, что на первом этапе эксперимента безотметочное обучение поддерживали 46% родителей, а на последнем - уже 63%. С 2011-2012 гг. безотметочное обучение по данным учебным предметам стало внедряться в массовую практику. Однако на этом этапе у педагогов возникли различные затруднения. Возможно, поэтому их мнения об эффективности системы безотметочного оценивания разделились. По результатам опроса педагогов начальной школы, проведенного в 2014 году во всех регионах Беларуси, 24% практиков считают, что безотметочное обучение полностью оправдывает себя в 1-2-м классах, столько же педагогов признают его эффективным при условии освобождения учителей от ведения излишней документации, а 46% считают эту систему оценивания не-эффективной. Главный аргумент противников: отсутствие отметки лишает детей стимула к обучению, а родителей - возможности контролировать успеваемость. Таким образом, мнение педагогической общественности об использовании безотметочного обучения в начальной школе сегодня неоднозначно».

Идеология оценивания

14-06-5Безотметочное обучение - не значит безоценочное, это просто другая идеология оценивания, поясняет Алла СЕМЕНОВИЧ, заместитель начальника управления учебно-методической работы Академии последипломного образования, приводя красноречивую иллюстрацию: в десятибалльной системе оценивания исправленная в контрольной работе ошибка - это минус, при безотметочном обучении ошибка, найденная учеником в собственной работе, - это прогресс. «Каждый родитель мечтает, что к его ребенку в школе будут относиться с добротой, оценивать знания в соответствии с его индивидуальными способностями, сравнивая с ним самим, а не с другими. Это как раз заложено в принципах безотметочного обучения, так же как и формирование у детей адекватной самооценки, ответственности за качество собственной учебной деятельности. При безотметочном обучении оценивается не только прирост знаний, но и развитие личностных качеств. 10-балльная система оценивает конечный результат - при безотметочном обучении педагог в отдельных документах фиксирует продвижение ребенка, всю динамику его развития. В целом педагоги после разъяснительной работы с ними соглашаются с преимуществами безотметочного обучения, но им гораздо проще поставить отметку, чем кропотливо работать, а родителям легче спросить: «Что получил?», чем по-настоящему вникнуть в дела ребенка».

vaschuk-03
 А если бы вас так наказывали на работе за неправильно выполненное задание? В школе дети учатся. Нужно сочувствовать их неудачам, поощрять за старания, но не наказывать.

 

Психология вопроса

14-06-6Психологическое здоровье и успеваемость зависят не только от системы оценивания в школе, но и от оценивания в семье, продолжает Юлия ВАНИНА, пресс-секретарь Министерства образования РБ: «Мониторинг обращения граждан, в основном родителей, показывает, что здесь есть большая проблема: родители не умеют общаться с детьми и педагогами. Дома у ребенка с порога спрашивают, что он получил, вместо того чтобы поинтересоваться, понравилось ли ему сегодня в школе, что нового он узнал и пр. На своем сайте мы даже разместили список рекомендательных вопросов для родителей. Что касается взаимодействия с педагогом, то сегодня родителям почему-то проще задать вопрос министру, чем обратиться к учителю».

14-06-7Действительно ли традиционная оценочная система - серьезный травмирующий фактор для психики ребенка? Как рассказал «АиФ» семейный психолог Андрей ТУРОВЕЦ, для многих семей проблема оценивания стоит достаточно остро: «С 2009 по 2014 год я был директором Минского городского центра социального обслуживания семьи, и через наш центр прошли многочисленные семьи, где дети доходили до определенного уровня невротизации на фоне в том числе школьных проблем. Из 14 тысяч обращений в год около 1000 были связаны с системой оценивания ребенка в школе. В ряде случаев травма была довольно сильной -  ее проявлениями становились тики, неврозы, расстройства ЖКТ, кожные заболевания. Мои коллеги - школьные психологи также говорят, что до 40% обращений к ним касаются оценочно-отметочной системы. Поэтому проблема существует. Система отметок - это инструмент, а система оценивания - это уже межличностный процесс.  Когда эти системы совпадают - неважно, идет ли речь о 5-балльной или 10-балльной системе, - в руках профессионала они будут работать хорошо, не создавая никаких психологических проблем у детей. Но родители не должны стоять в стороне от данного процесса. Пока же семья и учитель взаимодействуют неэффективно. Я считаю целесообразным учитывать мнение не хаотической, а организованной родительской общественности. Для этого было бы здорово проводить экспериментальные круглые столы учителей с участием активных родителей: это займет время, вызовет полемику, но в итоге начнет формироваться взаимопонимание, которое пойдет всем на пользу. По итогам таких встреч можно принять некую декларацию о решении проблемы оценивания».

О мотивации и выборе

14-06-8Учитель начальных классов, кандидат педагогических наук Светлана ГИН провела собственный мониторинг - опросила 440 школьников 3-4-х классов Гомельской области, хотят ли они учиться с отметками. «94% третьеклассников и 75% четвероклассников заявили, что хотят учиться с отметками. Но в анкете был другой вопрос: «Хотели бы вы получать только 9-10?», и больше половины(52%)  ответили «да». При этом большинство детей аргументировали такое желание стремлением порадовать родителей («чтобы хвалили», «чтобы не ругали»). И это объяснимо: в анкете был вопрос: «Как вас встречают дома, когда вы приносите «плохую» отметку?», и  67% детей признались, что семья реагирует негативно - ученика ругают, наказывают. Это странно. Ведь когда ребенок учится, скажем, кататься на велосипеде и при этом падает, родители его не ругают - наоборот, сочувствуют, подбадривают. Но в школе ребенок тоже учится. За что же его ругать? Многие родители считают, что абсолютно все дети способны хорошо учиться по всем предметам, и дело только в том, что они не стараются.  Но как практик заявляю: это не так! И вместо того чтобы помочь каждому определить свои склонности и способности и затем их целенаправленно развивать, мы начинаем дополнительно заниматься с «Пушкиным» математикой, а с «Эйнштейном» - грамматикой. Но тот же Эйнштейн писал, что если рыбу оценивать по способности взбираться на дерево, то она будет вечной неудачницей. Сторонники отметочного обучения нередко выдвигают аргумент, что отметка у ученика - это все равно что зарплата у взрослого. Но представьте, что вам начисляют премию за тот навык, которым вы обладаете, и тут же в расчетном листе выписывают штраф за то, что вы, к примеру, не знаете японского языка или не водите самолет. Вот это и есть оценочное обучение. Пора отказаться от рейтингов успеваемости внутри класса, между классами, школами, районами и сосредоточиться на том, чтобы вернуть детям естественное желание учиться. Для этого отметки совершенно не нужны».

14-06-9Людмила ШАБАШОВА, основатель частного Центра ускоренного обучения, предлагает определиться с принципами оценивания. По ее мнению, они должны быть следующими: не угождать ни учителю, ни ученику, ни родителям, а действовать целесообразно ради достижения успешного результата. «В старшей школе оценку можно и нужно сохранить, но при этом необходимо расширить и права учащихся. Например, я бы дала ученику возможность выбора - принимать отметку за контрольную либо пересдать работу. Это бы позволило нивелировать недостаток традиционной системы оценивания, которая не учитывает разной скорости восприятия и мышления у детей. Также, на мой взгляд, не должно быть оглашения отметок перед всем классом - это можно делать только с согласия ученика. Не надо чрезмерно опекать детей - они должны уметь держать удар, ученикам нужно дать реальную возможность влиять на свой учебный процесс».

14-06-10Последний тезис подтверждает и Светлана МАЦУЛЕВИЧ, учитель средней школы №3 г. Глубокое, «Учитель года-2014» в номинации «Начальные классы»: «Именно учитель должен решать, за что ставить ребенку отметку и в каком случае дать ему шанс улучшить свой результат. Мой опыт показывает, что при таком подходе 90% детей повышают свою успеваемость».

14-06-11«АиФ» попросил прокомментировать данную тему Артема СМИРНОВА, победителя конкурса «Лидер года», активиста клуба ЮНЕСКО «Высшая лига», который совсем недавно окончил школу: «Когда мы приходим в университет после школы, то сталкиваемся с проблемой - здесь нас учат искать знания, чего в школе не бывает. Из-за существования оценки учителям легче спрашивать по учебнику, чем мотивировать учеников  развивать умение учиться. Я  за безотметочную систему, ведь все мы разные: кто-то учится хорошо, а кто-то - плохо, но это субъективный фактор: часто бывшие троечники берут на работу «золотых» медалистов. Я познакомился с альтернативной системой оценивания - методикой активной оценки (разновидность безотметочного обучения), и, на мой взгляд, она наиболее комфортна для обучения в школе. Методика предусматривает планирование целей урока на языке учеников, в ней заложен критерий успешности, а оценивание исходит от самого ученика. Это очень важно: пусть он попробует сам выставить себе оценку - это выработает ответственность и самостоятельность».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно