5011

Сергей Маскевич: Главное - не испугать и не навредить

 

- Сергей Александрович, уже год система образования живет по новому Кодексу об образовании. Зачем предоставлено дополнительное время - еще год - для мониторинга этого глобального документа?

- Еще будучи депутатом, мне пришлось также принимать участие в разработке этого документа. Кодекс об образовании - один из самых содержательных документов, причем он заменил собой около полусотни нормативно-правовых актов. Сейчас в кодексе затронуты все сферы образовательной деятельности - от детских садов до уровня повышения квалификации и переподготовки кадров.

Конечно, время не стоит на месте. С момента принятия кодекса прошло уже два года, изменились подходы к решению некоторых проблем - и мониторинг покажет, что нужно изменить. Если говорить конкретно, то, например, сейчас активно развиваются взаимоотношения в ЕврАзЭС и СНГ, перед системами образования наших стран открываются новые интеграционные возможности. И необходимо понимать, что вместе с этим активным развитием обостряется конкуренция. Этот процесс нужно не только учитывать, но и проанализировать, изменить подходы в законодательной базе.

Есть вопросы в проведении факультативных занятий, обучения школьников в малокомплектных школах - нужно изменить подходы к наполняемости этих учреждений образования, ситуацию с финансированием школ. Именно поэтому глава государства увеличил продолжительность мониторинга действия кодекса еще на год. Чтобы по итогам не одного, а двух учебных лет сделать более основательные выводы и внести свои предложения по изменениям кодекса.

- Есть такое мнение, что появление учебных заведений нового типа разделило всех детей на "разные сорта". Многие даже утверждают, что у тех, кто поступил в гимназии, есть перспективы, а у тех, кто туда не поступил, стимула к обучению нет. Так ли это?

- Не скрою, вопросы, конечно же, есть. Но статистика - вещь серьезная, и она показывает, что 100 баллов на ЦТ получают как гимназисты, так и школьники, как те, кто занимался с репетиторами, так и те, кто читал учебники самостоятельно. Я глубоко убежден: для успеха важно не столько обучение в "престижной" гимназии, а личность учителя. Только способные, одаренные учителя могут увлечь, помочь ребенку разобраться в мельчайших трудностях и понять "музыку" того или иного предмета.

У нас есть несколько вариантов, как изменить отношение обывателя к такому важному слову, как школа. Мы разрабатываем предложения по введению в старших классах профильного обучения, независимого национального экзамена после окончания базовой школы, по расширению возможностей факультативных занятий и многие другие.

Для примера: в гимназиях базовый компонент в старших классах составляет 32 часа, в школах - 29 часов в неделю. Непрофессионал может сказать, что разница незначительная - всего три часа. Но это не так. Думаю, что можно предложить несколько вариантов устранения этой проблемы - или ввести  факультативные часы, или сделать на старшей ступени все школы профильными.

Для того чтобы дети лучше знали математику или физику, совсем необязательно продлевать учебный год. Для более глубокого изучения этих дисциплин можно и нужно активнее задействовать школьные факультативы. Уверен, что система факультативов используется у нас сегодня неэффективно. Несомненно, многое зависит от школы, конкретного учителя и от того, как эти факультативы посещают школьники, но анализ реальной эффективности факультативных занятий в большинстве школ невысок. Видимо, принцип добровольности в этом плане играет против нас. А при этом я надеюсь, что именно факультативы могут стать достойной альтернативой репетиторству. Если ребенку для поступления требуются более глубокие знания по математике, физике, химии или другому предмету, то мы должны дать ему возможность получить эти знания в школе. При этом нельзя забывать, что одному школьнику интересна физика, а другому - биология.

Хочу затронуть еще один аспект - обращение к репетиторам. Каждый год, как только близится пора вступительных испытаний, ученики и их родители начинают задумываться о дополнительных занятиях. Не все могут четко оценить, нужны ли им услуги репетиторов, и руководствуются сложившимся в последние годы стереотипом, что без репетиторов в вуз не поступить. В то же время стабильное количество первокурсников из сельской местности подтверждает реальность поступления в вуз без помощи репетитора. Высокий уровень профессионализма учителей, факультативные занятия, платные услуги, оказываемые учреждениями общего среднего образования, способствуют достижению учащимися уровня, достаточного для поступления в вуз.

Кроме того, зачастую репетитор сводит подготовку к ЦТ к освоению отдельных разделов, за выполнение заданий из которых начисляются баллы, а в жизни понадобится целый комплекс навыков, позволяющих применять теоретические знания на практике. Решать тестовые задачки можно научить каждого. А ведь абитуриента после поступления ждут годы учебы в вузе, когда понадобятся системные знания. Именно поэтому родителям, прежде чем искать репетитора, следует подумать о том, не лучше ли заранее начать подготовку к поступлению, используя все возможности школы.

Чтобы выяснить результативность факультативов, в этом учебном году вопросы их качества будут изучаться в ходе республиканского мониторинга качества образовательных услуг. Его будет проводить Национальный институт образования Министерства образования Беларуси. Кроме того, в специальном эксперименте будут задействованы учреждения общего среднего образования Ивановского, Глубокского районов и города Солигорска. Его результаты также станут предметом для анализа со стороны специалистов.

- Недавно на пресс-конференции вы рассказали о предложении ввести независимый национальный экзамен в базовой школе. Это будет своего рода конкурс для поступающих в 10-й класс?

- Давайте сразу определимся: я не против конкурсного отбора в 10-11-й классы, но категорически против лишних испытаний для детей. Убежден, нельзя проводить экзамены за курс базовой школы, а потом заставлять их проходить экзамен, поступая в старшую школу. Мало того, нельзя забывать, что на выходе из 11-го класса ребят вновь ожидают экзамены - выпускные и вступительные. Именно поэтому Минобразования Беларуси рассматривает возможность введения независимого национального экзамена в базовой школе. Речь идет о том, чтобы вместо экзаменов за курс базовой школы независимые эксперты, а не школьные учителя, проводили единый экзамен. О целесообразности проведения школьных выпускных экзаменов за курс базовой школы нужно еще подумать. Целых девять лет педагоги учат ребенка, воспитывают его, проверяют, контролируют, а потом собираются вместе, чтобы его "проэкзаменовать", и о какой объективности тут может идти речь? Думаю, что оценивание, как во многих других странах, должно быть внешним, а комиссия - независимой, чтобы можно было потом сопоставить успешность детей из разных классов, разных школ и разных регионов. При этом мы должны помочь школам подготовиться к таким экзаменам: чтобы и требования были заранее известны, и экзаменационные материалы. Дети и родители должны понимать, что если ребенок получил на выпускном экзамене минимальный балл, то он должен подумать о другом профессиональном выборе. В старшую школу нужно идти с глубоким убеждением и желанием попасть в вуз.

В Беларуси, как и в других странах мира, назрела необходимость регулирования потоков выпускников базовой школы. Если будет положительный резонанс от таких предложений, то у нас не возникнет опасения, что обучение на третьей ступени - в 10-11-м классах - будет непосильной ношей для старшеклассника. Тогда в эти классы начнут поступать только те, кто действительно ориентирован на серьезную и кропотливую учебу в вузе.

Главное - не навредить системе. В любом случае, пока что это только предложения, которые вначале будут обсуждены на уровне специалистов министерства и подведомственных организаций, а потом - на самом высшем уровне. Основной вектор развития системы образования сейчас - двигаться вперед, улучшая качество образования.

- Каким должен быть, на ваш взгляд, современный учитель? Что должно быть для него важнее - предмет или воспитательный процесс на уроке? Какова при этом роль директора школы в образовательном процессе?

- Возможность творческой самореализации имеет для педагога не меньшее значение, чем его материальное поощрение. Можно, конечно, всю жизнь оставаться на одном уровне и перестать быть интересным для учеников, а можно постоянно поднимать собственную планку профессионального мастерства. Учитель высшей категории должен быть не только специалистом, но и своего рода артистом - исследователем детского интеллекта. Учитель - сложная профессия. Именно поэтому мы считаем, что наличие высшей квалификационной категории нужно подтверждать каждые пять лет. Положение об аттестации педагогических работников пока не утверждено, тем не менее это норма в нем уже есть. На сегодняшний день у любого учителя есть возможности для того, чтобы разрабатывать и реализовывать свои инновационные проекты. Смотрите, как активно работает клуб "Хрустальный журавль", который объединяет участников республиканского конкурса "Учитель года". Их лекции и занятия для учителей всегда вызывают массу положительных откликов. Именно для таких энтузиастов, с нового учебного года мы вводим новую квалификационную категорию "учитель-методист". Она будет присвоена лучшим учителям, имеющим высшую квалификационную категорию и авторскую методику преподавания учебного предмета, утвержденную Министерством образования.

Причем речь идет о настоящих учителях и педагогах. Мы, например, понимаем, что руководителям учреждений образования также приходится нелегко, но все-таки директора школ в последнее время стали менеджерами системы образования. Директора должны обладать знаниями и в области юриспруденции, и в области экономики, в сфере хозяйственных и организационных дел. Конечно же, хотелось бы, чтобы эти специалисты имели возможность преподавать, но время и реальность диктует свое - они не смогут совмещать качественное руководство и преподавание. При этом я глубоко убежден, что директор все же должен находить время для того, чтобы точно знать, как работает тот или иной учитель в его школе, как относятся к педагогу ученики и их родители.

В педагогических вузах Беларуси сегодня директоров школ не готовят. Но есть курсы повышения квалификации. Вскоре планируем открыть практико-ориентированную магистратуру для будущих руководителей учреждений образования.

В целом система образования Беларуси обладает значительным кадровым потенциалом. В высших учебных заведениях, школах, дошкольных учреждениях трудятся более 400 тыс. человек, что составляет около 10% занятого населения страны. В учреждениях общего среднего образования работают более 107 тыс. педагогических работников, из них учителей-предметников - 94 295. Высшее образование имеют 91,9% учителей-предметников, высшую и первую квалификационные категории - 75,3%. С 1 сентября приступили к работе 6 тыс. 300 молодых специалистов, выпускников учреждений высшего и среднего специального образования.

Каждый педагог привносит в общую копилку системы образования свои знания и опыт. Современный учитель - это человек, который находится в постоянном поиске, идет в ногу со временем, быстро реагирует на изменения в общественной жизни и научной сфере. Этого требует его предназначение - учить и воспитывать, формировать личность. Государство делает все возможное для сбережения и приумножения лучших педагогических традиций, чтобы молодые граждане Беларуси получили лучшее образование, выросли физически крепкими и здоровыми, реализовали свои таланты и стали настоящими патриотами. Школа всегда была духовным и интеллектуальным фундаментом любого общества, а значит, именно от нее и учителей, которые здесь работают, зависит будущее Беларуси.

Юлия БОРОДУН, БЕЛТА.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно