11951

Не среднее образование. Каких изменений ждать ученикам и родителям в новом учебном году

№ 19 от 5 мая 2015 года 05/05/2015

Изменения

vaninaКак рассказала «АиФ» Юлия ВАНИНА, пресс-секретарь Министерства образования РБ, в 2015/16 учебном году появится профильное обучение без четкой фиксации направлений. В 5 классы возвращается предмет «Отечественная и мировая художественная культура» (ранее МХК). Есть изменения и в экзаменах. В этом году девятиклассники не сдают историю Беларуси, экзамен будет в 11-м классе. В 9-м классе история Беларуси заканчивается 1917 годом, ее современный этап изучают позже. Экзамен переносится для того, чтобы ученики сдавали экзамен за весь курс истории. На выпускных экзаменах 2015/16 гг. учащиеся будут сдавать историю за 10-11-й классы. Тот материал, по которому сдавали экзамен в 9-м классе, пересдавать не надо. Задания для письменных испытаний в 5, 9, 11-х классах будут предложены тремя способами. Во-первых, специалист Министерства образования по телевидению объявит номера заданий с помощью лототрона. Во-вторых, выбранные задания будут направлены на электронную почту всех управлений учреждений образования. В-третьих, задания разместят на портале министерства. Делается это для того, чтобы родители учащихся могли в Интернете прочитать задания».

Существующая модель

hudenko«В свое время профильное обучение отменили. Но у учеников одного класса запросы разные, многие пользовались услугами репетиторов. Хотелось бы, чтобы правильно организованное профильное обучение не требовало помощи репетиторов. Вероятно, репетиторство совсем не исчезнет. Но теперь школа предоставит ученику возможность получить знания на повышенном уровне. «Если нововведение станет для учащихся стимулом к учебе – это будет хорошим результатом, - дополняет Людмила ХУДЕНКО, заместитель директора по научно-исследовательской работе Национального института образования (НИО). – Сейчас учебная программа соответствует базовому уровню. Перешли к ней в 2008 году. До этого была попытка внедрить профильное обучение. Существовали программы базового, повышенного и углубленного уровней. При переходе на базовый уровень другие варианты обучения отменили. Программа оказалась перегруженной и количества часов, отводимых на ее изучение, не хватало. При профильном обучении произойдет дифференциация содержания образования на базовый и повышенный уровни. Это позволит разгрузить программу базового уровня: объем материала должен соответствовать количеству часов на его освоение».

О профилях

Эксперты единодушны в том, что нет необходимости в создании профильных классов в каждой школе. Планируется постепенный переход, без огульного определения учащихся в тот или иной профиль. Если учитывать пожелания и способности учащихся, то такие изменения дадут положительные результаты. Такая возможность предоставляется всем учреждениям общего среднего образования, поясняет Людмила ХУДЕНКО. «Профильные классы или группы будут там, где есть условия: материально-технические, кадровые, учебно-методические. Учащиеся, не определившиеся с выбором предметов для изучения на повышенном уровне, продолжат обучение на базовом уровне. В этом году (речь идет о 10-м классе) зачисление в профильные классы будет носить конкурсный характер. Средний балл свидетельства об общем базовом образовании должен быть не ниже 6, а результаты по профильным предметам - не ниже 7 баллов».

Мониторинг

ginchukВопросы профильного обучения изучались в ходе эксперимента и республиканского мониторинга. Их результаты комментирует Валентина ГИНЧУК, начальник управления мониторинга качества образования НИО: «В учебном 2014/15 году в 17 учреждениях образования проводился республиканский эксперимент по апробации учебных планов в условиях профильного обучения. В городских учреждениях образования были созданы классы по направлениям, например, физико-математические. В сельской местности, в основном реализовалась мультипрофильная модель: учащиеся выбирали для изучения на повышенном уровне предметы из разных направлений (математика и русский язык). Также в текущем году проводился мониторинг отношения учащихся, педагогов и родителей к организации профильного обучения. На 3-й ступени общего среднего образования его поддержали более 85% учащихся, родителей и более 90% педагогов. Вместе с тем мониторинг выявил ряд вопросов, на которые следует обратить внимание при организации профильного обучения. Среди них - объективная оценка готовности учреждений образования к введению такого обучения. По оценкам педагогов можно сделать вывод о том, что школы уже готовы к этому. Однако результаты мониторинга позволяют усомниться в их объективности. Во-первых, сегодня психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся организована недостаточно эффективно. В ходе мониторинга организации профориентационной работы в учреждениях образования оказалось, что треть опрошенных учащихся 8-9-х классов и половина родителей недостаточно информированы о востребованности различных профессий в регионе и об учреждениях образования, в которых можно получить ту или иную профессию. Треть учащихся и 42% родителей говорили о том, что нуждаются в консультациях по вопросам профориентации. Есть учащиеся, считающие, что они ошиблись с выбором предметов для изучения на повышенном уровне. Таких учащихся в 11-м классе - 7%, в 10-м - 2%.

Во-вторых, не во всех учреждениях образования созданы условия для организации изучения учебных предметов на повышенном уровне. Высоко оценивая готовность школы, педагоги при ответе на вопрос о затруднениях в процессе преподавания учебных предметов на повышенном уровне, называли, например, недостаточность материально-технического обеспечения. Противоречивы также мнения педагогов об их готовности к такому преподаванию. Высоко оценивая ее, 94% педагогов отметили, что нуждаются в дополнительной подготовке. При организации профильного обучения в 10-11-х классах следует обратить внимание на организацию допрофильной подготовки в базовой школе. По результатам мониторинга больше половины педагогов, учащихся и родителей считают, что она нужна. Но когда речь заходит о том, что должно учитываться при организации профильных классов, – лишь немногие отметили посещение факультативов в 8-9-х классах. Когда учащихся спросили о мотивах выбора учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне, они назвали многое, но факультативы, посещаемые в базовой школе, заняли в рейтинге предпоследнее место».

Мнение практика

sagal«АиФ» попросил прокомментировать данную тему Татьяну САГАЛЬ, учителя-методиста ГУО «Лицей №2 г. Минска», давно работающую в условиях профильного обучения: «В лицее мало что менялось: в определенное время существовали больше или меньше профильных направлений. Я считаю, что такая форма обучения имеет смысл. Кроме успешного выступления на олимпиадах, научных конференциях, удачного поступления в высшие учебные заведения, наши выпускники успешно проявляют себя в будущем. Каждый год, отслеживая степень выбора профессиональной деятельности по своему профилю, мы выходим на цифру более 80%. Это говорит о том, что профиль востребован. В содержании образования растет большое количество материала, поэтому, чем раньше ребенок определится с выбором профессии, тем проще будет сделать из него специалиста хорошего уровня».

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно