Недавно Финляндия, признанный лидер в сфере школьного образования, заявила о громких реформах: физику, например, предлагают изучать с 16-летнего возраста, химию - только час в неделю, а упор в средней школе сделать на языки и географические науки. Таким образом, объясняют финские эксперты, они реагируют на самый неприятный вопрос в адрес образования: «А зачем мне все это знать?». В Беларуси также можно услышать похожий вопрос. звучат и другие претензии к содержанию образования. «Наши дети знают, что такое бензольное кольцо, и умеют решать логарифмы, но совершенно не знают самих себя, не умеют общаться и грамотно доносить свои мысли до аудитории, не знают, как обращаться с деньгами», - сетуют родители. Но это не только их мнение.
| КСТАТИ |
|
Что изучают в белорусской школе в 2015/2016 учебном году (обязательное содержание образования):
|
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования О. ЛЕБЕДЕВ в одной из своих статей о проблемах модернизации школы еще 10 лет назад писал: «Сейчас принято выделять семь образовательных областей, составляющих содержание школьного образования: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Конкурс проектов Базисного учебного плана показал, что принятый состав образовательных областей не вполне обеспечивает возможность модернизации школьного образования. Примерно в трети проектов были сделаны попытки выйти за рамки принятого перечня образовательных областей и включить в него область «человекознание».
Нужна ли психология
Одна из областей человекознания - психология. Нужно ли вводить ее в школьный курс? По мнению завкафедрой психологии Академии последипломного образования, кандидата психологических наук Валерия ПАРХОМОВИЧА, это необходимо: «В нашей школе дети изучают все что угодно, однако о себе, о своих близких, о специфике построения взаимоотношений имеют весьма смутное представление. Дети постигают психологию опытным путем, несистемно и порою поверхностно, на ощупь, наклеивая на себя и на других множество ярлыков. Результатом этого становятся искаженные отношения. Элементарная психологическая неграмотность как в подростковом, так и во взрослом возрасте нередко становится камнем преткновения в построении отношений со сверстниками, друзьями, а потом - с собственными детьми, супругами, постаревшими родителями. Я уже не говорю об искаженных представлениях о самих себе. На консультациях психологи нередко слышат сетования клиентов: «Почему таким простым вещам не учат в школе?» В бытность свою школьным психологом я замечал неподдельный интерес детей к собственной психологии, психологии своих сверстников, противоположного пола. Конечно, любой предмет, даже самый интересный, можно превратить в рутину, как это произошло с «Этикой и психологией семейной жизни» в советской школе, потому что преподавали его, как правило, не профессиональные психологи, а филологи или историки - те, кому не хватало учебной нагрузки».
Не считают наш учебный план универсальным и сами учащиеся. Вот что говорит недавний выпускник школы, ныне студент вуза Артем СМИРНОВ: «Школа снабжает учеников большим количеством знаний, многие из которых в дальнейшей жизни не используются. Сегодняшний учебный план с его образовательными областями не универсален. В нём отсутствуют некоторые области, которые действительно пригодятся в жизни, например, знания по ораторскому искусству, психологии взаимоотношений, репродуктивному здоровью и т.д. А ведь эти навыки необходимы для успешной карьеры и создания семьи. Живя в XXI веке, мы не должны забывать и об информационных технологиях. В школах преподают информатику, но её программа давно устарела. Сегодня, когда лекции и занятия проводят по Интернету с помощью вебинаров и скайп-конференций, когда каждый день сотни образовательных видео попадают в YouTube и другие сервисы, нам следует обучать детей именно этим трендовым технологиям. Очень часто учителям не хватает знаний в этих областях».
Кто «заказывает музыку»?
Претензии к содержанию образования обусловлены еще и тем, что мало кто знает и понимает механизмы принятия решений в этой области: кто, как, на каких принципах формирует содержание и стандарты, какое место должна занимать в этом процессе общественность и т.д.
«Теория и практика госуправления, равно как и бизнес-администрирования, показывают, что гибкость и эффективность принятых решений, как правило, зависят от уровня их принятия. Чем ниже этот уровень, тем он ближе к конкретным сообществам и их потребностям. Лучше всего баланс консервативного и прогрессивного в школьном образовании может быть обеспечен, если решения о содержании учебного плана будут определяться на уровне конкретной школы. Руководство и преподаватели лучше знают потребности своих учеников и собственные способности по удовлетворению этих потребностей. Они также без чьей-то помощи смогут найти возможность согласовать учебные планы с родителями, школьниками или местными педагогическими авторитетами. Именно с таким подходом к составлению учебных планов я столкнулся в Швеции, обучаясь там по годичной программе. Дополнительное преимущество такого подхода - неизбежное возникновение здоровой конкуренции между различными школами», - анализирует проблему директор по исследованиям центра аналитических инициатив «Либерального клуба» Евгений ПРЕЙГЕРМАН.
Комментарии экспертов
Прокомментировать вышеназванные запросы и вопросы «АиФ» попросил экспертов Национального института образования (НИО).
«Надо понимать, что все образовательные запросы общества вместить в один учебный план, рассчитанный на усвоение материала одним ребенком, невозможно. Поэтому создается базовый инвариантный комплект учебных предметов, который сформирован на основе исторической традиции и международного опыта, - поясняет начальник научно-исследовательского центра НИО, доктор педагогических наук Василий РУСЕЦКИЙ. - Структура учебного плана, баланс естественнонаучных и гуманитарных дисциплин примерно одинаковы во всем мире. Наше образование не может принципиально отличаться от образования других стран, иначе мы будем неконкурентоспособны. Но учебный план предусматривает и вариативный компонент, который позволяет в рамках факультативов реализовать различные образовательные запросы, в частности, по изучению основ психологических, экономических знаний, риторики. Программы факультативных занятий по этим предметам разработаны, и, если такой спрос есть, нужно ставить перед конкретной школой задачи по организации таких факультативов».

Новации
О кардинальном пересмотре учебного плана сегодня речь не идет. Но в текущем году НИО как раз работает над обновлением содержания общего среднего образования: разрабатываются новые концепции всех учебных предметов, образовательные стандарты уровней школьного образования. В чем же заключаются новации в подходах к стандарту общего среднего образования?
«Ключевое направление - это усиление практикоориентированности образования. На научном языке это называется компетентностным подходом. То есть у учащихся должны формироваться не просто знания и умения, но и определенные компетентности, способность действовать в жизненных, а не только в учебных ситуациях, применять знания на практике. Содержание образования на II ступени становится относительно завершенным, а на III ступени общего среднего образования (10-11-й классы) вводится профильное обучение, что позволит ученикам самим определять свою образовательную траекторию. Это не просто научные разработки - уже в нынешнем учебном году в 1-х, 5-х и 10-х классах будут действовать обновленные учебные программы», - рассказал Василий Русецкий.
«Компетентностный подход как раз позволяет избежать претензий: «Зачем мне было все это учить», поскольку отличается от простой декларации знаний, которые загружают память и быстро забываются из-за оторванности от практики. Этот подход предполагает иные целевые установки, иной отбор содержания учебного предмета, разнообразие учебной деятельности на уроках, что усиливает отдачу от полученных знаний», - дополняет заместитель директора НИО по научно-исследовательской работе, доктор педагогических наук Людмила ХУДЕНКО.
О том, насколько успешными будут эти новации, мы сможем узнать уже через пару лет. «В 2018 году Беларусь планирует принять участие в международной системе оценки качества образования PISA, которая основана как раз на компетентностном подходе, когда учащиеся должны уметь применить знания в нестандартных ситуациях», - рассказала эксперт.
Спрос на риторику учтут
Новые подходы повлияют на преподавание всех предметов, в том числе и языков. Как рассказала «АиФ» заведующая лабораторией гуманитарного образования, доктор педагогических наук Анна ВОЛОЧКО, спрос общества на ораторские навыки будет отражен в новой концепции обучения русскому языку, которая скоро должна быть утверждена: «Важность риторики понимает не только общественность, но и специалисты. В новой концепции обучения русскому языку в числе подходов впервые обозначен и риторический подход, направленный на формирование у детей знаний о правилах речевого общения, методах работы над речью, способах взаимопонимания и т.д. Также в концепции закреплена и риторическая компетентность. Это означает, что эффективное общение в любых речевых ситуациях станет одной из задач обучения русскому языку».
Сегодня в целом меняется философия образования, - резюмирует главный научный сотрудник лаборатории проблем воспитания личности НИО, доктор философских наук Александр ЛАПТЕНОК: «Ученик уже не рассматривается как сосуд, который просто нужно заполнить некоей системой знаний. Этот подход уже не работает. Культура личности формируется самим человеком. Один из главных критериев успешности обучения в школе сегодня - это социальная адаптация к самостоятельной жизни. Смысл организации образовательного процесса сегодня - в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем».
Обратная связь
В нынешнем году Министерство образования Беларуси через свой сайт, национальный образовательный портал, дискуссии в СМИ собирало мнения общественности о развитии системы образования. Учитывают ли их ученые и как в целом происходит процесс принятия новых образовательных концепций, стандартов, подходов?
«Все предложения поступают в наш институт. Кроме того, НИО постоянно осуществляет мониторинг качества общего среднего образования, в ходе которого мы собираем сведения не только о реальном уровне обученности, личностном развитии учащихся, но и об удовлетворенности учебным процессом и содержанием образования, в том числе родителей и учеников, - поясняет Людмила Худенко. - Наш мониторинг проводится не для того, чтобы выстроить рейтинги успешности учреждений образования, а ради сбора реальных мнений для разработчиков содержания образования, авторов учебных пособий. Бытует мнение, что «ученые собрались между собой и написали новую концепцию». Это не так. Образовательные концепции, программы разрабатываются авторскими коллективами, в которые входят ученые НАН, преподаватели вузов, сотрудники НИО, представители институтов развития образования и обязательно практики - учителя высшей педагогической категории, победители конкурса «Учитель года», учителя-методисты. Новые наработки поступают сначала на апробацию в институты развития образования для сбора и анализа замечаний, и только потом принимается окончательный вариант. То есть учитывается очень широкий спектр мнений».

Гении на поток. Как стимулировать школьников на образовательный прорыв?
Сергей Маскевич: Главное - не испугать и не навредить
Не среднее образование. Каких изменений ждать ученикам и родителям в новом учебном году
Школа без отметок. Мнения экспертов
Критика и религия. Что может улучшить процесс обучения школьников
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть