Недавно Финляндия, признанный лидер в сфере школьного образования, заявила о громких реформах: физику, например, предлагают изучать с 16-летнего возраста, химию - только час в неделю, а упор в средней школе сделать на языки и географические науки. Таким образом, объясняют финские эксперты, они реагируют на самый неприятный вопрос в адрес образования: «А зачем мне все это знать?». В Беларуси также можно услышать похожий вопрос. звучат и другие претензии к содержанию образования. «Наши дети знают, что такое бензольное кольцо, и умеют решать логарифмы, но совершенно не знают самих себя, не умеют общаться и грамотно доносить свои мысли до аудитории, не знают, как обращаться с деньгами», - сетуют родители. Но это не только их мнение.
КСТАТИ |
Что изучают в белорусской школе в 2015/2016 учебном году (обязательное содержание образования):
|
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования О. ЛЕБЕДЕВ в одной из своих статей о проблемах модернизации школы еще 10 лет назад писал: «Сейчас принято выделять семь образовательных областей, составляющих содержание школьного образования: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Конкурс проектов Базисного учебного плана показал, что принятый состав образовательных областей не вполне обеспечивает возможность модернизации школьного образования. Примерно в трети проектов были сделаны попытки выйти за рамки принятого перечня образовательных областей и включить в него область «человекознание».
Нужна ли психология
Одна из областей человекознания - психология. Нужно ли вводить ее в школьный курс? По мнению завкафедрой психологии Академии последипломного образования, кандидата психологических наук Валерия ПАРХОМОВИЧА, это необходимо: «В нашей школе дети изучают все что угодно, однако о себе, о своих близких, о специфике построения взаимоотношений имеют весьма смутное представление. Дети постигают психологию опытным путем, несистемно и порою поверхностно, на ощупь, наклеивая на себя и на других множество ярлыков. Результатом этого становятся искаженные отношения. Элементарная психологическая неграмотность как в подростковом, так и во взрослом возрасте нередко становится камнем преткновения в построении отношений со сверстниками, друзьями, а потом - с собственными детьми, супругами, постаревшими родителями. Я уже не говорю об искаженных представлениях о самих себе. На консультациях психологи нередко слышат сетования клиентов: «Почему таким простым вещам не учат в школе?» В бытность свою школьным психологом я замечал неподдельный интерес детей к собственной психологии, психологии своих сверстников, противоположного пола. Конечно, любой предмет, даже самый интересный, можно превратить в рутину, как это произошло с «Этикой и психологией семейной жизни» в советской школе, потому что преподавали его, как правило, не профессиональные психологи, а филологи или историки - те, кому не хватало учебной нагрузки».
Не считают наш учебный план универсальным и сами учащиеся. Вот что говорит недавний выпускник школы, ныне студент вуза Артем СМИРНОВ: «Школа снабжает учеников большим количеством знаний, многие из которых в дальнейшей жизни не используются. Сегодняшний учебный план с его образовательными областями не универсален. В нём отсутствуют некоторые области, которые действительно пригодятся в жизни, например, знания по ораторскому искусству, психологии взаимоотношений, репродуктивному здоровью и т.д. А ведь эти навыки необходимы для успешной карьеры и создания семьи. Живя в XXI веке, мы не должны забывать и об информационных технологиях. В школах преподают информатику, но её программа давно устарела. Сегодня, когда лекции и занятия проводят по Интернету с помощью вебинаров и скайп-конференций, когда каждый день сотни образовательных видео попадают в YouTube и другие сервисы, нам следует обучать детей именно этим трендовым технологиям. Очень часто учителям не хватает знаний в этих областях».
Кто «заказывает музыку»?
Претензии к содержанию образования обусловлены еще и тем, что мало кто знает и понимает механизмы принятия решений в этой области: кто, как, на каких принципах формирует содержание и стандарты, какое место должна занимать в этом процессе общественность и т.д.
«Теория и практика госуправления, равно как и бизнес-администрирования, показывают, что гибкость и эффективность принятых решений, как правило, зависят от уровня их принятия. Чем ниже этот уровень, тем он ближе к конкретным сообществам и их потребностям. Лучше всего баланс консервативного и прогрессивного в школьном образовании может быть обеспечен, если решения о содержании учебного плана будут определяться на уровне конкретной школы. Руководство и преподаватели лучше знают потребности своих учеников и собственные способности по удовлетворению этих потребностей. Они также без чьей-то помощи смогут найти возможность согласовать учебные планы с родителями, школьниками или местными педагогическими авторитетами. Именно с таким подходом к составлению учебных планов я столкнулся в Швеции, обучаясь там по годичной программе. Дополнительное преимущество такого подхода - неизбежное возникновение здоровой конкуренции между различными школами», - анализирует проблему директор по исследованиям центра аналитических инициатив «Либерального клуба» Евгений ПРЕЙГЕРМАН.
Комментарии экспертов
Прокомментировать вышеназванные запросы и вопросы «АиФ» попросил экспертов Национального института образования (НИО).
«Надо понимать, что все образовательные запросы общества вместить в один учебный план, рассчитанный на усвоение материала одним ребенком, невозможно. Поэтому создается базовый инвариантный комплект учебных предметов, который сформирован на основе исторической традиции и международного опыта, - поясняет начальник научно-исследовательского центра НИО, доктор педагогических наук Василий РУСЕЦКИЙ. - Структура учебного плана, баланс естественнонаучных и гуманитарных дисциплин примерно одинаковы во всем мире. Наше образование не может принципиально отличаться от образования других стран, иначе мы будем неконкурентоспособны. Но учебный план предусматривает и вариативный компонент, который позволяет в рамках факультативов реализовать различные образовательные запросы, в частности, по изучению основ психологических, экономических знаний, риторики. Программы факультативных занятий по этим предметам разработаны, и, если такой спрос есть, нужно ставить перед конкретной школой задачи по организации таких факультативов».
Новации
О кардинальном пересмотре учебного плана сегодня речь не идет. Но в текущем году НИО как раз работает над обновлением содержания общего среднего образования: разрабатываются новые концепции всех учебных предметов, образовательные стандарты уровней школьного образования. В чем же заключаются новации в подходах к стандарту общего среднего образования?
«Ключевое направление - это усиление практикоориентированности образования. На научном языке это называется компетентностным подходом. То есть у учащихся должны формироваться не просто знания и умения, но и определенные компетентности, способность действовать в жизненных, а не только в учебных ситуациях, применять знания на практике. Содержание образования на II ступени становится относительно завершенным, а на III ступени общего среднего образования (10-11-й классы) вводится профильное обучение, что позволит ученикам самим определять свою образовательную траекторию. Это не просто научные разработки - уже в нынешнем учебном году в 1-х, 5-х и 10-х классах будут действовать обновленные учебные программы», - рассказал Василий Русецкий.
«Компетентностный подход как раз позволяет избежать претензий: «Зачем мне было все это учить», поскольку отличается от простой декларации знаний, которые загружают память и быстро забываются из-за оторванности от практики. Этот подход предполагает иные целевые установки, иной отбор содержания учебного предмета, разнообразие учебной деятельности на уроках, что усиливает отдачу от полученных знаний», - дополняет заместитель директора НИО по научно-исследовательской работе, доктор педагогических наук Людмила ХУДЕНКО.
О том, насколько успешными будут эти новации, мы сможем узнать уже через пару лет. «В 2018 году Беларусь планирует принять участие в международной системе оценки качества образования PISA, которая основана как раз на компетентностном подходе, когда учащиеся должны уметь применить знания в нестандартных ситуациях», - рассказала эксперт.
Спрос на риторику учтут
Новые подходы повлияют на преподавание всех предметов, в том числе и языков. Как рассказала «АиФ» заведующая лабораторией гуманитарного образования, доктор педагогических наук Анна ВОЛОЧКО, спрос общества на ораторские навыки будет отражен в новой концепции обучения русскому языку, которая скоро должна быть утверждена: «Важность риторики понимает не только общественность, но и специалисты. В новой концепции обучения русскому языку в числе подходов впервые обозначен и риторический подход, направленный на формирование у детей знаний о правилах речевого общения, методах работы над речью, способах взаимопонимания и т.д. Также в концепции закреплена и риторическая компетентность. Это означает, что эффективное общение в любых речевых ситуациях станет одной из задач обучения русскому языку».
Сегодня в целом меняется философия образования, - резюмирует главный научный сотрудник лаборатории проблем воспитания личности НИО, доктор философских наук Александр ЛАПТЕНОК: «Ученик уже не рассматривается как сосуд, который просто нужно заполнить некоей системой знаний. Этот подход уже не работает. Культура личности формируется самим человеком. Один из главных критериев успешности обучения в школе сегодня - это социальная адаптация к самостоятельной жизни. Смысл организации образовательного процесса сегодня - в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем».
Обратная связь
В нынешнем году Министерство образования Беларуси через свой сайт, национальный образовательный портал, дискуссии в СМИ собирало мнения общественности о развитии системы образования. Учитывают ли их ученые и как в целом происходит процесс принятия новых образовательных концепций, стандартов, подходов?
«Все предложения поступают в наш институт. Кроме того, НИО постоянно осуществляет мониторинг качества общего среднего образования, в ходе которого мы собираем сведения не только о реальном уровне обученности, личностном развитии учащихся, но и об удовлетворенности учебным процессом и содержанием образования, в том числе родителей и учеников, - поясняет Людмила Худенко. - Наш мониторинг проводится не для того, чтобы выстроить рейтинги успешности учреждений образования, а ради сбора реальных мнений для разработчиков содержания образования, авторов учебных пособий. Бытует мнение, что «ученые собрались между собой и написали новую концепцию». Это не так. Образовательные концепции, программы разрабатываются авторскими коллективами, в которые входят ученые НАН, преподаватели вузов, сотрудники НИО, представители институтов развития образования и обязательно практики - учителя высшей педагогической категории, победители конкурса «Учитель года», учителя-методисты. Новые наработки поступают сначала на апробацию в институты развития образования для сбора и анализа замечаний, и только потом принимается окончательный вариант. То есть учитывается очень широкий спектр мнений».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть