Сегодня в каждой британской средней школе преподается предмет «Критическое мышление» (Critical Thinking). Британцы считают его таким же необходимым навыком, как грамотность и умение оперировать цифрами. Присутствует в школьном расписании и религиоведение. Как это влияет на качество обучения и образования, «АиФ» рассказал эксперт из Британии Джордж КЕСЛИ, который провел семинары на базе 7-й гимназии Минска. Приезд эксперта был организован агентством ДЕЛИУС-ТЕРРА, представителем Cambridge Education Group.
Эксперт сотрудничает с CATS College London (Cambridge Education Group) по вопросам повышения квалификации старших преподавателей, был директором старшей школы и школы для взрослых, в настоящее время обучает преподавателей и консультирует организации по вопросам культуры и религии.
- В каком году критическое мышление стало обязательным предметом в средней школе в Великобритании и как это отразилось на уровне образования?
- Под критическим мышлением мы подразумеваем элементы неформальной логики, которая учит навыкам анализа, интерпретации, оценки, критики и построения аргументации. Данный предмет способствует развитию критического и творческого мышления. Когда ученик осознает процесс обучения, его предназначение и смысл, может его контролировать, это делает образование лучше и, главное, осмысленнее. Неформальная логика преподаётся как предмет в британских школах с 2006 года.
- Среди педагогов и ученых Беларуси сегодня ведется дискуссия: вводить ли уроки по религии в обязательную школьную программу. Как этот вопрос решен в Великобритании?
- В наших образовательных учреждениях занятия по религиозному обучению обязательны с 1944 года и проводятся как минимум раз в неделю. То есть религиозное обучение - такое же обязательное, как обучение биологии, химии, истории и т.д. На введение религиоведения в школы главным образом повлияли события Второй мировой войны, трагедия Холокоста. Тем не менее дискуссии о целесообразности этого предмета в школах продолжаются. В Британии много религиозных групп, которые радеют за религиозное обучение, чтобы закрепиться в обществе и обращать людей в свою веру. Лично я вижу смысл этих уроков в другом - в повышении религиозной грамотности, понимании мышления и языка представителей разных религий, что необходимо для нормального социального взаимодействия сегодня. Некоторые эксперты считают, что религиозное обучение, как и религиозность, помогает людям усвоить моральные нормы, тем самым улучшив их поведение. Другие утверждают, что это помогает лучше понять себя. Я лично считаю, что данный предмет должен иметь только академическую функцию. Изучение религиозной литературы, истории, духовных принципов - да, но не миссионерство.
Знания или навыки?
- Какие предметы, которых еще нет, должны быть в учебном плане современных школ в мире, на ваш взгляд?
- Как я уже сказал, это религиозное образование. Но, на мой взгляд, важны не сами предметы, а процесс - умение учиться, в том числе на протяжении всей жизни. То есть нет смысла вводить новые предметы ради самих предметов. Изменения в школьном расписании должны быть направлены на формирование у детей умения добывать информацию, осмыслять ее, творчески перерабатывать и т.д. И, несомненно, в школах важна специализация, чтобы ученики имели возможность выбирать, что изучать углубленно.
- Во многом на качество образования влияет статус учителя. В Беларуси средняя зарплата школьного педагога - $250-300. Какая зарплата у их британских коллег?
- Для меня удивительно, что зарплаты ваших учителей ниже средних по стране. На мой взгляд, правительство должно принимать решения, которые бы стимулировали людей идти в педагоги. В Британии зарплаты учителей довольно высокие (порядка £30 000 в год), так как у нас понимают, что это сложная работа, требующая многих навыков и знаний.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть