«Всегда думали, что отметка - незыблемый атрибут школьного образования, без которого не обойтись. Но оказалось, что были периоды, когда школы существовали без отметок, что и сегодня в педагогике есть альтернативы традиционной системе оценивания. Родителям важно это знать, чтобы правильно выстраивать отношения с детьми в вопросах учебы». Похожие высказывания стали приходить в редакцию после «круглого стола» о перспективах безотметочного обучения №14(«АиФ»). Поэтому «АиФ» решил продолжить обсуждение этой проблемы и поинтересовался мнением учителя года-2014, преподавателя истории средней школе №11 г. Молодечно Виктора ЖУКА.
- Виктор Эдуардович, на ваш взгляд, есть ли смысл в отметках в образовательном процессе?
- Чтобы это понять, нужно определить положительные и отрицательные стороны отметок. Отметка – это оценка, выраженная в баллах. При ее правильном использовании в соответствии с нормами и правилами оценивания она выполняет не только контролирующую, но и диагностическую, корректирующую, стимулирующую функции. Отметка позволяет педагогу измерить глубину усвоения учебного материала учащимися и, опираясь на полученные результаты, корректировать собственные действия. Что же касается минусов, то часто учитель думает не о том, как помочь ученику усвоить материал, а о том, как проконтролировать этот процесс. В итоге этап проверки домашнего задания зачастую отнимает драгоценное время, которое могло бы быть использовано на уроке с большей пользой. Погоня за хорошими отметками часто приводит к тому, что дети учатся не ради знаний, а ради баллов. Этот азарт подогревают родители: «Закончишь четверть без троек - купим велосипед». В итоге дети всеми правдами и неправдами стараются заработать желанную отметку, а получение знаний как таковых становится, по сути дела, фикцией. Кроме того, отметка может травмировать ребенка, привести к конфликтам с родителями, учителями. Таким образом, мы видим, что плюсы отметочного обучения нивелируются многочисленными минусами. Что же делать для того, чтобы положительное не превращалось в отрицательное? На мой взгляд, при выставлении отметки следует придерживаться некоторых правил. Во-первых, понимать самому и объяснять учащимся критерии оценки. Во-вторых, не предъявлять завышенные требования и учитывать индивидуальные особенности ребенка. В-третьих, использовать принцип открытых перспектив - давать детям возможность исправить свою отметку. В-четвертых, предоставлять им возможность самооценивания. И в-пятых, отмечать прежде всего положительные моменты в ответе ребенка, а уже затем указывать на неточности, если таковые имеются. По моему мнению, на уроке должна складываться ситуация успешности, при которой дети не будут бояться высказывать собственную точку зрения, а каждое полезное действие, будь то предположение, вопрос или самая невероятная идея, не останутся без внимания.
Что же касается перспектив безотметочного обучения в среднем и старшем школьном звене, то, на мой взгляд, оно возможно только в том случае, когда требования, предъявляемые к ребенку, его способности, интересы и понимание им важности и полезности полученных знаний не будут параллельными прямыми в процессе обучения. Это зависит от слаженной работы тандема «школа - семья».
Сверхзадача предмета
- То есть семья тоже должна пересмотреть приоритеты образования и адекватно относиться к отметкам своих детей?
- Конечно. Пока в школе и дома не станут объяснять, для чего нужны те или иные знания, но будут превращать процесс обучения в сделку, мы не сможем перейти к безотметочному обучению. Для детей необходимо формулировать конкретную цель получения знаний, их прикладное значение.
- И как вы их мотивируете изучать историю?
- Привожу простые примеры. Древнеримский философ и оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Однако чему же нас учит история? Был случай, когда я попросил детей сравнить историю с конкретным предметом и объяснить это сравнение. Кто-то назвал книгу, кто-то определенные исторические артефакты. А я сравнил историю с граблями, наступив на которые можно больно получить по лбу. История – это огромные грабли человечества, которые не прощают ошибок, но учат нас не наступать на них дважды. Кроме того, история дает знания о наших корнях. Зачем нам эти знания? Отвечая на этот вопрос, я привожу ученикам пример с могучим столетним дубом, которому не страшен никакой ураган, потому что он глубоко пустил свои корни в землю. Но стоит пригнать бульдозер, выкорчевать корни - и дуб рухнет, лишившись опоры. Так и человек - без знания своего прошлого он становится уязвим для ложных идей и ценностей и, не в силах удержать равновесие в постоянно меняющемся мире, легко поддается любому ветру, с какой бы стороны тот ни подул.
С точки зрения прикладного значения, историю сложно сравнивать, например, с точными науками. Однако история, на мой взгляд, порой может научить гораздо большему.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть