7320

Учитель года: «Понятная цель может мотивировать к учебе лучше, чем отметка»

№ 24 от 9 июня 2015 года 09/06/2015

«Всегда думали, что отметка - незыблемый атрибут школьного образования, без которого не обойтись. Но оказалось, что были периоды, когда школы существовали без отметок, что и сегодня в педагогике есть альтернативы традиционной системе оценивания. Родителям важно это знать, чтобы правильно выстраивать отношения с детьми в вопросах учебы».  Похожие высказывания стали приходить в редакцию после «круглого стола» о перспективах безотметочного обучения №14(«АиФ»). Поэтому «АиФ» решил продолжить обсуждение этой проблемы и поинтересовался мнением учителя года-2014, преподавателя истории средней школе №11 г. Молодечно Виктора ЖУКА.

- Виктор Эдуардович, на ваш взгляд, есть ли смысл в отметках в образовательном процессе?

- Чтобы это понять, нужно определить положительные и отрицательные стороны отметок. Отметка – это оценка, выраженная в баллах.  При ее правильном использовании в соответствии с нормами и правилами оценивания она выполняет не только контролирующую, но и диагностическую, корректирующую, стимулирующую функции. Отметка позволяет педагогу измерить глубину усвоения учебного материала учащимися и, опираясь на полученные результаты,  корректировать собственные действия. Что же касается минусов, то часто учитель думает не о том, как помочь ученику усвоить материал, а о том, как проконтролировать этот процесс. В итоге этап проверки домашнего задания зачастую отнимает драгоценное время, которое могло бы быть использовано на уроке с большей пользой. Погоня за хорошими отметками часто приводит к тому, что дети учатся не ради знаний, а ради баллов. Этот азарт подогревают родители: «Закончишь четверть без троек - купим велосипед».  В итоге дети всеми правдами и неправдами стараются заработать желанную отметку, а получение знаний как таковых становится, по сути дела, фикцией. Кроме того, отметка может травмировать ребенка, привести к конфликтам с родителями, учителями. Таким образом, мы видим, что плюсы отметочного обучения нивелируются многочисленными минусами. Что же делать для того, чтобы положительное не превращалось в отрицательное? На мой взгляд, при выставлении отметки следует придерживаться некоторых правил. Во-первых, понимать самому и объяснять учащимся критерии оценки. Во-вторых, не предъявлять завышенные требования и учитывать индивидуальные особенности ребенка. В-третьих, использовать принцип открытых перспектив -  давать детям возможность исправить свою отметку. В-четвертых, предоставлять им возможность самооценивания. И в-пятых,  отмечать прежде всего положительные моменты в ответе ребенка, а уже затем указывать на неточности, если таковые имеются. По моему мнению, на уроке должна складываться ситуация успешности, при которой  дети не будут  бояться высказывать собственную точку зрения, а каждое полезное действие, будь то предположение, вопрос или самая невероятная идея, не останутся без внимания.

Что же касается перспектив безотметочного обучения в среднем и старшем школьном звене, то, на мой взгляд, оно возможно только в том случае, когда требования, предъявляемые к ребенку, его способности, интересы и понимание им важности и полезности полученных знаний не будут параллельными прямыми в процессе обучения. Это зависит от слаженной работы тандема «школа - семья».

Сверхзадача предмета

- То есть семья тоже должна пересмотреть приоритеты образования и адекватно относиться к отметкам своих детей?

- Конечно. Пока в школе и дома не станут объяснять, для чего нужны те или иные знания,  но будут превращать процесс обучения в сделку, мы не сможем перейти к безотметочному обучению. Для детей необходимо формулировать конкретную цель получения знаний, их прикладное значение.

- И как вы их мотивируете изучать историю?

- Привожу простые примеры. Древнеримский философ и оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Однако чему же нас учит история? Был случай, когда я попросил детей сравнить историю с конкретным предметом и объяснить это сравнение. Кто-то назвал книгу, кто-то определенные исторические артефакты. А я сравнил историю с граблями, наступив на которые можно больно получить по лбу.  История – это огромные грабли человечества, которые не прощают ошибок, но учат нас не наступать на них дважды. Кроме того, история дает знания о наших корнях. Зачем нам эти знания? Отвечая на этот вопрос, я привожу ученикам пример с могучим столетним дубом, которому не страшен никакой ураган, потому что он глубоко пустил свои корни в землю. Но стоит пригнать бульдозер, выкорчевать корни - и дуб рухнет, лишившись опоры.  Так и человек - без знания своего прошлого он становится уязвим для ложных идей и ценностей и, не в силах удержать равновесие в постоянно меняющемся мире, легко поддается любому ветру, с какой бы стороны тот ни подул.

С точки зрения прикладного значения, историю сложно сравнивать, например, с точными науками. Однако история, на мой взгляд, порой может научить гораздо большему.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно