6006

Жертвы рынка? Нужны ли подготовительные курсы в школе и вузе

№ 12 от 20 марта 2013 года 20/03/2013

 

Учителя агитируют записываться на курсы - мол, ребёнок узнает, что такое школа, получит недостающие знания и даже преимущества при поступлении в 1-й класс, если не прописан в районе школы. Но есть и другие мотивы. Подготовишки - это дополнительный (и немалый!) заработок для школы. Плюс учителям, конечно, намного удобнее, если 1 сентября все дети придут в класс, умея читать и писать, организованным строем, наученные послушно сидеть в позе «глазки на меня, ручки вот так». Из всего этого для родителей ребёнка единственный наиболее разумный, пожалуй, аргумент «за» - это психологическая адаптация к школе.  «Ребёнок, который не посещал детский сад, не имеет опыта разрешения конфликтов со сверстниками, с чужими взрослыми. Поэтому у такого ребёнка могут быть серьёзные психологические проблемы в 1-м классе. А значит, хорошо, если он походит в группу подготовки к школе», - уверена Марьяна БЕЗРУКИХ, специалист по возрастной физиологии. Но большинству для адаптации хватает пары недель, а ходить-то придётся целый год!

Всему своё время

«Подготовительные курсы к школе просто отнимают у ребёнка год его дошкольной жизни, который потом ничем не компенсируешь, - считает Ирина БУРЛАКОВА, завкафедрой дошкольной педагогики и психологии. - Занимаются с детьми учителя «как в школе», но уроки - совсем не та форма, которая подходит для обучения дошкольников. В детском же саду работают специалисты, знающие особенности возраста. Разница между дошкольником и первоклассником огромна. Если ребёнок ходит в детский сад, то ради сохранения здоровья и психики я бы не советовала водить его ещё и на курсы в школу. У таких детей в голове происходит смешение подходов и требований. Нередко ребёнок, даже с высоким уровнем развития, становится неуверенным в себе. Но главное - у него не возникнут новизна и праздничность 1 сентября, интерес к учёбе».

Специалисты предупреждают: нельзя курсы превращать в предшкольную подготовку в плане закачки знаний.

«Любые курсы для детей дошкольного возраста, которые начинают строиться как подготовка к школе, - это большой риск, - говорит Александр АСМОЛОВ, доктор психологических наук. - Не ребёнок должен готовиться к школе, а школа - к ребёнку. Поэтому главное отличие дошкольного образования от школьного - требования не к обучению, а к развитию личности ребёнка, к тем условиям, которые создают у ребёнка мотивацию для этого. И государство должно выступить ключевым гарантом такого подхода».

А вот подготовительные курсы и отделения при вузах - это риск для родительского кошелька. Всё, что необходимо для подготовки к тестированию, а значит, и к поступлению в вуз, - это школьные учебники и школьные учителя. Но вузы, пользуясь опасениями родителей за своих детей, всё равно продолжают выманивать деньги за то, что дети должны получать бесплатно. Ведь нового на таких курсах ничего не дают, всего лишь повторяют школьную программу. А проникнуться «духом вуза» ребята вполне успеют за будущие 4-5 лет учёбы. Но главное: по закону вуз не имеет права давать преимущество при зачислении прошедшим подготовительные курсы. И он не даёт.

Юлия БОРТА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно