18288

Гимназии и лицеи ведут к расслоению общества?

№ 39 от 26 сентября 2012 года 26/09/2012

О гимназиях и лицеях

01_glazПо мнению Анатолия ГЛАЗА, председателя постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ, наличие гимназий или лицеев приобретает в регионах характер моды: "На гимназиста тратится средств на 35% больше, чем на обычного школьника, а фактические результаты работы гимназий при этом не столь высоки. Лучшие ученики и учителя уходят в гимназии, а отстающим ученикам и молодым педагогам не у кого учиться... Мы идем на расслоение в системе образования - это неправильно". Нужно следовать принципам советской школы, считает депутат.

01_zdanovitchПо мнению Владимира ЗДАНОВИЧА, председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, если создавать идеальные равные условия для всех, то от гимназий следовало бы отказаться. Должны быть общеобразовательные школы, в которых могут создаваться гимназические классы для тех, кто способен и стремится обучаться на более высоком уровне.

О тестировании

По мнению Анатолия Глаза, в Беларуси нужно искать альтернативу централизованному тестированию: «В ряде стран Европы, а также в Израиле, тестирование перенесено в школу, куда присылаются контрольные задания после выставления четвертных оценок. Если по результатам этого контрольного среза оценка отличается от четвертной на два балла, то это уже предмет разговора с учителем, который либо завысил, либо занизил отметку своим ученикам. Постоянное тестирование учеников 10-11-х классов дает там возможность более глубоко оценить знания школьника, нежели наше одноразовое ЦТ. Результаты этого тестирования вносятся в аттестат, который является единым документом для поступления в вуз». В национальной системе ЦТ очень много субъективизма,  можно, ничего не зная, набрать проходной балл, считает депутат. В наши вузы можно поступать с очень низкими баллами по ЦТ. Все это наихудшим образом сказывается на качестве образования, особенно по физико-математическому профилю. Ежегодно результаты тестирования по этим предметам ухудшаются. Между тем это основополагающие предметы для инновационного развития. При такой ситуации, когда в вуз принимают не лучших учеников с невысокими знаниями по естественнонаучным дисциплинам и потом они учат детей в школе, приведет к тому, что просто некому будет выполнять программу инновационного развития, провозглашенную в стране.

О зарплате учителей

Сегодня все чаще говорят о том, что зарплату учителям нужно повышать не за счет базового компонента, а за счет стимулирующих выплат. Однако, по мнению Владимира Здановича, здесь много "подводных камней": "Мы этой весной проезжали по Минску и всем областям, интересовались, каким образом идет распределение этой стимулирующей части. К сожалению, за победителя олимпиады учитель может получить в одной школе 30 тысяч рублей, в другой – 700 тысяч. А в начальной школе нет олимпиад. И как оценивать усилия педагогов? То есть субъективный фактор очень силен при распределении стимулирующей части зарплаты. Премиальный фонд на школу распределяется весьма странно: в верхних строчках одни и те же люди - завуч, директор и так далее - получают приличные суммы, а внизу – старательный учитель: 30 тысяч, 60 тысяч. Такой подход активизирует коррупционную составляющую: премии будут выплачивать своим «приближенным». Это приведет к конфликтным ситуациям.

Стимулирующие выплаты не решат и проблемы зарплаты молодых специалистов, которые уходят из школы, не успев проявить себя, считает депутат. Сегодня зарплата молодого учителя - 1,6-1,8 млн руб.

Размер начальных ставок должен быть на уровне средней заработной платы по стране. Если бы мы увеличили базовую составляющую зарплаты, то в педуниверситет стояла бы очередь, в том числе из мужчин, и было бы из кого выбирать, уверен депутат. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно