Учебный год начался нервно. Массовый перенос времени начала занятий на 9 часов утра, нехватка учебников, оплата школьного питания через ЕРИП в столице, которую должны контролировать педагоги со своих смартфонов... Из-за непонимания и отстраненности от принятия этих нововведений в школах начали происходить странные вещи. Например, в одной из них за «продленку» перед уроками родителям предложили платить, и Министерству образования пришлось вмешаться и объяснить, что это неправильно. Только объяснили одно, как тут же нужно комментировать другой вопрос: правильно ли то, что учителя в выходные собирают картошку на колхозных полях, потому что больше некому? Оказывается, у нас такое практикуют. «АиФ» разбирается в проблеме и призывает все заинтересованные стороны к диалогу.
Все это копилось в воздухе и наконец взорвалось! Известная детская писательница Евгения ПАСТЕРНАК написала открытое письмо в Министерство образования в защиту педагогов, а потом в Интернете появилась и петиция с тем же требованием, подписанная еще одним детским писателем Андреем ЖВАЛЕВСКИМ и репетитором Евгением Ливянтом. На момент подготовки статьи ее подписали уже более 13 тысяч человек: родители, педагоги, их родные и просто неравнодушные люди. Такой отклик показал, что проблемы вовсе не высосаны из пальца.
В целом петиция «Защитите школьного учителя» поднимает старые проблемы. Авторами сформулирована системная проблема вранья и отсутствия здравого смысла, в которой сегодня иногда живет школа. «АиФ» предлагает выдержки из петиции, письма и комментарии, которые размещены в Интернете и прозвучали по редакционному телефону.
Из петиции президенту
«Ни одна страна в мире не может построить эффективную экономику без эффективной системы образования. Значительные реформы системы образования в XXI веке произошли и происходят в Польше, России, Эстонии (первое место в рейтинге уровня образования PISA среди европейских стран), Финляндии, Грузии, Казахстане. В них есть общие главные, на наш взгляд, элементы: радикальная дебюрократизация и реальное повышение общественного и материального статуса учителя. Мы считаем, что самая большая проблема нашей системы образования - бедственное положение школьного учителя. Начальство всех уровней требует выполнения поручений (как правило, совсем не связанных с профессиональными обязанностями учителя), родители учеников часто предъявляют неадекватные требования, сами учащиеся хорошо знают свои права, но игнорируют права педагога.
Что мы предлагаем?
- Избавить учителя от заполнения любых бумаг. Количество документации, которую ежедневно заполняет учитель, только растет. У учителя должен быть только один документ, который он обязан вести, - классный журнал. Да и администрацию школ необходимо оградить от бюрократического идиотизма, который парализует работу.
- Добавить учителю по два дня отпуска на каждых каникулах не в ущерб летнему отпуску.
- Совместить выпускные экзамены в 11-м классе и централизованное тестирование, сделать этот совмещенный экзамен главным критерием оценки работы учителя и учреждения образования.
- Прекратить бесконечную смену учебников, программ, систем оценивания, времени начала занятий и прочие псевдореформы.
- Вернуть учителей в семьи, к их детям и мужьям/женам, а наших детей - нам. Не вынуждайте школы работать по субботам и в праздничные дни, проводя бессмысленные мероприятия для отчетности.
- Необходимо перестать ставить учителей в положение, когда они вынуждены врать. Например, требовать от учителей посещать вместе с учениками неинтересные мероприятия. Чтобы мотивировать учеников, учителя вынуждены обещать им высокие отметки по своему предмету. Официально запрещено собирать деньги с родителей учеников, но обязательную подписку на газеты, которые не пользуются спросом, оставили. И аналогичных примеров очень много.
На наш взгляд, есть только один способ реализовать этот план - указ президента. У наших школ двойное подчинение: исполкомам и Министерству образования. И очень часто решения министерства не выполняются местными органами власти и наоборот. Значит, только указ президента вынудит всю административную вертикаль выполнить эти решения. Юридическое бесправие учителей - одна из основных причин сложившегося положения».
Из письма Евгении Пастернак Минобразованию
«Даже хорошие идеи разбиваются о то, что вы не представляете себе школьных реалий. Идея разделить классы для изучения иностранного языка хорошая. Но выяснилось, что в школах нет достаточного количества кабинетов и катастрофически не хватает учителей. В итоге посреди года приходилось в классах ставить перегородки, а во многих школах подгруппы все равно занимаются вместе, потому что учителей просто нет. Ввести лишний час физкультуры - хорошо. Но в школах только один спортивный зал, и теперь для занятия физкультурой стали экстренно выделять обычные кабинеты, или в одном спортзале приходится заниматься сразу нескольким классам, и такая «физкультура» только вредит.
Построена система, которая держится на страхе и вранье.
Страхе - потому что учителя молчат под страхом увольнения.
Вранье - потому что написанные тонны отчетов ничего не стоят».
Говорят люди
Ирина Веремкович: «У меня сестра в школе работает на износ, 6 дней в неделю, а в свой единственный выходной ходит по неблагополучным семьям. И при этом зарплата и вполовину не дотягивает до «всем по 500». Но все молчат и терпят, потому что в маленьком городе учитель бесправный».
Ольга Калиненко: «Полностью согласна с петицией! Слишком много времени отнимает бумажная работа, особенно у классного руководителя! Хочется готовить олимпиадников, а не заниматься составлением актов ЖБУ, социальных паспортов класса, планов воспитательной работы, проведением всеобуча и прочей бессмысленной работой, из-за которой приходится тонуть в тонне бумаг!»
Сергей Карпушин: «Особо хочется согласиться с тем, что сама система бумаготворчества ориентирована на ложь. Пример: планы воспитательной работы классного руководителя предусматривают ЕЖЕДНЕВНО проводить различные классные мероприятия. Чтобы они были интересными, запоминающимися, педагогически эффективными, необходимо время для их подготовки. Но ведь у учителей есть еще основная функция - учебный процесс, который не мыслим без ежедневной подготовки. И ещё: когда мы вспомним об ответственности семьи за воспитание детей? Учителя должны тратить огромный эмоциональный заряд, чтобы вырвать детей из семьи, сломать семейные планы. Речь идет о КАЖДОЙ СУББОТЕ круглый год. А сам учитель имеет право заняться хозяйством, привести в порядок дом, съездить к родным или сходить за грибами? Так не работали даже крепостные. И мы хотим, чтобы профессия учителя была привлекательной?»
Мария Кулик: «Подписываюсь! С мамой ни единого праздника не отметить, не сходить просто семьей на какое-то мероприятие - она, например, ведет детей на хоккей с фразой: «Ну, ты пойми, мне удалось уговорить 4 мальчишек!» Почему родители современных детей отдыхают в праздничные дни, а учитель работает?»
Татьяна Крохмаль: «Из школы ушла, потому что хотела учить всех, а это стало невозможно. Главное - победа на олимпиаде, диплом на научно-практической конференции. Это повышает рейтинг учреждений образования! В работе школ надо убрать все рейтинговые пункты, которыми пользуются всевозможные отделы образования - районные, городские, областные. И тогда всё встанет на место. Рейтинг должен быть один: средний балл по ЦТ. Он должен быть опубликован. И все увидят, какое учреждение образования учит всех, а кто зарабатывает высокий рейтинг на работе с избранными учащимися в ущерб остальным».
Т. Кутепова: «Во всей этой ситуации больше всего обидно за чувство собственного достоинства учителей. Где оно? Неужели страх потерять рабочее место сильнее голоса разума и самоуважения? Если пойдут массовые увольнения, никто не сможет вас заменить, но зато наконец услышат. Да и хороший, преданный делу учитель всегда найдет работу. Учитель должен быть личностью! Иначе чему он может научить наших детей: формализму и приспосабливанию к абсурду? Не во всех школах все так критично, потому что разумная администрация всегда может обойти бессмысленные директивы, причем действуя по закону. И это зависит как раз от степени самоуважения педагога».
«АиФ» ждет и других мнений!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть