18627

Свободу учителям! Общественность заступилась за школьных педагогов

"Аргументы и факты" в Беларуси № 40 03/10/2017
Закрывать глаза на проблемы - не выход.
Закрывать глаза на проблемы - не выход. shutterstock.com

Учебный год начался нервно. Массовый перенос времени начала занятий на 9 часов утра, нехватка учебников, оплата школьного питания через ЕРИП в столице, которую должны контролировать педагоги со своих смартфонов... Из-за непонимания и отстраненности от принятия этих нововведений в школах начали происходить странные вещи. Например, в одной из них за «продленку» перед уроками родителям предложили платить, и Министерству образования пришлось вмешаться и объяснить, что это неправильно. Только объяснили одно, как тут же нужно комментировать другой вопрос: правильно ли то, что учителя в выходные собирают картошку на колхозных полях, потому что больше некому? Оказывается, у нас такое практикуют. «АиФ» разбирается в проблеме и призывает все заинтересованные стороны к диалогу.

Все это копилось в воздухе и наконец взорвалось! Известная детская писательница Евгения ПАСТЕРНАК написала открытое письмо в Министерство образования в защиту педагогов, а потом в Интернете появилась и петиция с тем же требованием, подписанная еще одним детским писателем Андреем ЖВАЛЕВСКИМ и репетитором Евгением Ливянтом. На момент подготовки статьи ее подписали уже более 13 тысяч человек: родители, педагоги, их родные и просто неравнодушные люди. Такой отклик показал, что проблемы вовсе не высосаны из пальца.

В целом петиция «Защитите школьного учителя» поднимает старые проблемы. Авторами сформулирована системная проблема вранья и отсутствия здравого смысла, в которой сегодня иногда живет школа. «АиФ» предлагает выдержки из петиции, письма и комментарии, которые размещены в Интернете и прозвучали по редакционному телефону.

Из петиции президенту

«Ни одна страна в мире не может построить эффективную экономику без эффективной системы образования. Значительные реформы системы образования в XXI веке произошли и происходят в Польше, России, Эстонии (первое место в рейтинге уровня образования PISA среди европейских стран), Финляндии, Грузии, Казахстане. В них есть общие главные, на наш взгляд, элементы: радикальная дебюрократизация и реальное повышение общественного и материального статуса учителя. Мы считаем, что самая большая проблема нашей системы образования - бедственное положение школьного учителя. Начальство всех уровней требует выполнения поручений (как правило, совсем не связанных с профессиональными обязанностями учителя), родители учеников часто предъявляют неадекватные требования, сами учащиеся хорошо знают свои права, но игнорируют права педагога.

Что мы предлагаем?

  1. Избавить учителя от заполнения любых бумаг. Количество документации, которую ежедневно заполняет учитель, только растет. У учителя должен быть только один документ, который он обязан вести, - классный журнал. Да и администрацию школ необходимо оградить от бюрократического идиотизма, который парализует работу.
  2. Добавить учителю по два дня отпуска на каждых каникулах не в ущерб летнему отпуску.
  3.  Совместить выпускные экзамены в 11-м классе и централизованное тестирование, сделать этот совмещенный экзамен главным критерием оценки работы учителя и учреждения образования.
  4. Прекратить бесконечную смену учебников, программ, систем оценивания, времени начала занятий и прочие псевдореформы.
  5. Вернуть учителей в семьи, к их детям и мужьям/женам, а наших детей - нам. Не вынуждайте школы работать по субботам и в праздничные дни, проводя бессмысленные мероприятия для отчетности.
  6. Необходимо перестать ставить учителей в положение, когда они вынуждены врать. Например, требовать от учителей посещать вместе с учениками неинтересные мероприятия. Чтобы мотивировать учеников, учителя вынуждены обещать им высокие отметки по своему предмету. Официально запрещено собирать деньги с родителей учеников, но обязательную подписку на газеты, которые не пользуются спросом, оставили. И аналогичных примеров очень много.

На наш взгляд, есть только один способ реализовать этот план - указ президента. У наших школ двойное подчинение: исполкомам и Министерству образования. И очень часто решения министерства не выполняются местными органами власти и наоборот. Значит, только указ президента вынудит всю административную вертикаль выполнить эти решения. Юридическое бесправие учителей - одна из основных причин сложившегося положения».

Из письма Евгении Пастернак Минобразованию

«Даже хорошие идеи разбиваются о то, что вы не представляете себе школьных реалий. Идея разделить классы для изучения иностранного языка хорошая. Но выяснилось, что в школах нет достаточного количества кабинетов и катастрофически не хватает учителей. В итоге посреди года приходилось в классах ставить перегородки, а во многих школах подгруппы все равно занимаются вместе, потому что учителей просто нет. Ввести лишний час физкультуры - хорошо. Но в школах только один спортивный зал, и теперь для занятия физкультурой стали экстренно выделять обычные кабинеты, или в одном спортзале приходится заниматься сразу нескольким классам, и такая «физкультура» только вредит.

Родители вам жалуются, а вы, вместо того чтобы к ним прислушаться, вызываете на ковер классных руководителей. По вашему мнению, они должны «обработать» родителей, чтобы те больше не жаловались.

Построена система, которая держится на страхе и вранье.

Страхе - потому что учителя молчат под страхом увольнения.

Вранье - потому что написанные тонны отчетов ничего не стоят».

Говорят люди

Ирина Веремкович: «У меня сестра в школе работает на износ, 6 дней в неделю, а в свой единственный выходной ходит по неблагополучным семьям. И при этом зарплата и вполовину не дотягивает до «всем по 500». Но все молчат и терпят, потому что в маленьком городе учитель бесправный».

Ольга Калиненко: «Полностью согласна с петицией! Слишком много времени отнимает бумажная работа, особенно у классного руководителя! Хочется готовить олимпиадников, а не заниматься составлением актов ЖБУ, социальных паспортов класса, планов воспитательной работы, проведением всеобуча и прочей бессмысленной работой, из-за которой приходится тонуть в тонне бумаг!»

Сергей Карпушин: «Особо хочется согласиться с тем, что сама система бумаготворчества ориентирована на ложь. Пример: планы воспитательной работы классного руководителя предусматривают ЕЖЕДНЕВНО проводить различные классные мероприятия. Чтобы они были интересными, запоминающимися, педагогически эффективными, необходимо время для их подготовки. Но ведь у учителей есть еще основная функция - учебный процесс, который не мыслим без ежедневной подготовки. И ещё: когда мы вспомним об ответственности семьи за воспитание детей? Учителя должны тратить огромный эмоциональный заряд, чтобы вырвать детей из семьи, сломать семейные планы. Речь идет о КАЖДОЙ СУББОТЕ круглый год. А сам учитель имеет право заняться хозяйством, привести в порядок дом, съездить к родным или сходить за грибами? Так не работали даже крепостные. И мы хотим, чтобы профессия учителя была привлекательной?»

Мария Кулик: «Подписываюсь! С мамой ни единого праздника не отметить, не сходить просто семьей на какое-то мероприятие - она, например, ведет детей на хоккей с фразой: «Ну, ты пойми, мне удалось уговорить 4 мальчишек!» Почему родители современных детей отдыхают в праздничные дни, а учитель работает?»

Татьяна Крохмаль: «Из школы ушла, потому что хотела учить всех, а это стало невозможно. Главное - победа на олимпиаде, диплом на научно-практической конференции. Это повышает рейтинг учреждений образования! В работе школ надо убрать все рейтинговые пункты, которыми пользуются всевозможные отделы образования - районные, городские, областные. И тогда всё встанет на место. Рейтинг должен быть один: средний балл по ЦТ. Он должен быть опубликован. И все увидят, какое учреждение образования учит всех, а кто зарабатывает высокий рейтинг на работе с избранными учащимися в ущерб остальным».

Т. Кутепова: «Во всей этой ситуации больше всего обидно за чувство собственного достоинства учителей. Где оно? Неужели страх потерять рабочее место сильнее голоса разума и самоуважения? Если пойдут массовые увольнения, никто не сможет вас заменить, но зато наконец услышат. Да и хороший, преданный делу учитель всегда найдет работу. Учитель должен быть личностью! Иначе чему он может научить наших детей: формализму и приспосабливанию к абсурду? Не во всех школах все так критично, потому что разумная администрация всегда может обойти бессмысленные директивы, причем действуя по закону. И это зависит как раз от степени самоуважения педагога».

«АиФ» ждет и других мнений!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно