В чем ее суть и отличие от традиционной модели?
«Ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В XXI веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию, творческого подхода к делу», - поясняет суть концепции Патрик ГРИФФИН, профессор Мельбурнского университета, руководитель этого крупного международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века.
Он указывает на то, что до сих пор система образования в большинстве стран мира поощряла учащихся за объем знаний, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление информации. Но эпоха индустриализации с конвейерным трудом уже в прошлом, начался активный процесс автоматизации и роботизации рабочих мест, значит, людей сейчас необходимо учить умению мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически её оценивать, а не просто накапливать и запоминать. Набор новых ключевых навыков объединили под общим названием «Совместное решение сложных задач».
Смена приоритетов, естественно, повлечет и изменение роли наставников, методик обучения, оценки знаний. «АиФ» обозначил главные отличия традиционной модели образования от перспективной (см. таблицу).
Эта концепция применима на всех уровнях обучения: в школах, вузах, ссузах. В Финляндии, к примеру, ее уже включили в программу подготовки учителей в университете Йювяскюля.
История и трактовка
Истоки этого проекта - в запросе крупнейших корпораций. Microsoft, Cisco и Intel заявили, что школы и университеты не готовят выпускников, которые могли бы хорошо вписаться в виртуальные рабочие места и новую систему производства. Они обратились к правительствам Австралии, Сингапура, Португалии, Финляндии, Великобритании и США с просьбой начать крупный проект по исследованию оценки и преподавания навыков в XXI веке. Запрос новых кадров постоянно озвучивается и на крупных бизнес-форумах. Так, на недавнем Всемирном экономическом форуме в Абу-Даби предпринимательские способности были названы в числе основных характеристик, которые необходимо развивать в современном мире. Быть простым исполнителем или «технарем» уже недостаточно. Крупные технологические компании при поиске работников выходят за рамки стандартного набора необходимых компетенций: наука-технологии-инженерное дело-математика (НТИМ). К этой аббревиатуре все чаще прибавляется еще одна буква «И» - искусства.
Цифра не важнее буквы
Но смена парадигмы образования - это не узкая проблема экономики. Речь не идет об обслуживании интересов новых бизнес-компаний или монополий и о поголовном взращивании предпринимателей. Новые навыки просто более подходят для новых реалий. Как говорят ученые и футурологи, чтобы найти свое место в современном мире, нужно развивать те способности, которые не доступны роботам. А чтобы не быть роботом, люди должны жить осмысленно, а не «на автомате». Развитие критического и творческого мышления, расширение свободы выбора образовательной траектории как раз позволяют это делать. Плюс гуманитарные дисциплины. Как это ни парадоксально, но именно в технологический век они приобретают наибольшую актуальность. Гуманитарные дисциплины формируют личность человека, его творческую уникальность, развивают коммуникативные навыки. Но их преподавание тоже не должно отставать от современности.

Работа с деньгами. Экономическое образование можно получить в 20 вузах
Бизнес и обучение. Свое дело учебе не помеха
Интеллект-тренер и тьютор. Какие еще специальности появятся в образовании?
Почему у государства растет интерес к неформальному образованию?
В школах – профориентация, в вузах - возможность для маневра
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть