1787

Я не робот. Семь отличий традиционного образования от перспективного

"Аргументы и факты" в Беларуси № 38 19/09/2017

 В чем ее суть и отличие от традиционной модели?

«Ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В XXI веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию, творческого подхода к делу», - поясняет суть концепции Патрик ГРИФФИН, профессор Мельбурнского университета, руководитель этого крупного международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века.

Он указывает на то, что до сих пор система образования в большинстве стран мира поощряла учащихся за объем знаний, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление информации. Но эпоха индустриализации с конвейерным трудом уже в прошлом, начался активный процесс автоматизации и роботизации рабочих мест,  значит,  людей сейчас необходимо учить умению мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически её оценивать, а не просто накапливать и запоминать. Набор новых ключевых навыков объединили под общим названием «Совместное решение сложных задач».

Смена приоритетов, естественно, повлечет и изменение роли наставников, методик обучения, оценки знаний. «АиФ» обозначил главные отличия традиционной модели образования от перспективной (см. таблицу).

Нажмите для увеличения.
Нажмите для увеличения.

Эта концепция применима на всех уровнях обучения: в школах, вузах, ссузах. В Финляндии, к примеру, ее уже включили в программу подготовки учителей в университете Йювяскюля.

История и трактовка

Истоки этого проекта - в запросе крупнейших корпораций. Microsoft, Cisco и Intel заявили, что школы и университеты не готовят выпускников, которые могли бы хорошо вписаться в виртуальные рабочие места и новую систему производства. Они обратились к правительствам Австралии, Сингапура, Португалии, Финляндии, Великобритании и США с просьбой начать крупный проект по исследованию оценки и преподавания навыков в XXI веке. Запрос новых кадров постоянно озвучивается и на крупных бизнес-форумах. Так, на недавнем Всемирном экономическом форуме в Абу-Даби предпринимательские способности были названы в числе основных характеристик, которые необходимо развивать в современном мире. Быть простым исполнителем или «технарем» уже недостаточно. Крупные технологические компании при поиске работников выходят за рамки стандартного набора необходимых компетенций: наука-технологии-инженерное дело-математика (НТИМ). К этой аббревиатуре все чаще прибавляется еще одна буква «И» - искусства.

Цифра не важнее буквы

Но смена парадигмы образования - это не узкая проблема экономики. Речь не идет об обслуживании интересов новых бизнес-компаний или монополий и о поголовном взращивании предпринимателей. Новые навыки просто более подходят для новых реалий. Как говорят ученые и футурологи, чтобы найти свое место в современном мире, нужно развивать те способности, которые не доступны роботам. А чтобы не быть роботом, люди должны жить осмысленно, а не «на автомате». Развитие критического и творческого мышления, расширение свободы выбора образовательной траектории как раз позволяют это делать. Плюс гуманитарные дисциплины. Как это ни парадоксально, но именно в технологический век они приобретают наибольшую актуальность. Гуманитарные дисциплины формируют личность человека, его творческую уникальность, развивают коммуникативные навыки. Но их преподавание тоже не должно отставать от современности.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно