16694

В школах – профориентация, в вузах - возможность для маневра

№ 20 от 19 мая 2010 года 19/05/2010

И вполне закономерно, что человек будет искать свое место в жизни не там, где планировал он сам, его родители или государство.

Это в прежние времена считалось достоинством проработать 30 лет на одном месте и уйти на пенсию с именными часами и почетной грамотой. Но человек не винтик, который должен крутиться на своем месте в общем механизме до полного износа, хотя и такие люди нужны, и, вероятно, многих такая перспектива вполне устроит.  Другое дело, что государству хотелось бы избежать лишних затрат на обучение специалистов, которые будут работать не там, где их ожидают. Что же можно сделать, чтобы и людям было хорошо, и государству – польза?

Во-первых, нужно расширять профориентацию, проводить тестирование на профпригодность не только в выпускных классах, а начиная с 8-9 класса, а то и раньше. Этим могли бы заняться при соответствующей подготовке психологи, которые есть в каждой школе. Работа должна вестись и с родителями, которым необходимо иметь правильное представление о возможностях и потенциале своего ребенка.

Во-вторых, необходимо в СМИ широко давать адекватную информацию не только о вузах, но и о техникумах и ПТУ, не забывая сравнивать и зарплату, и возможности трудоустройства, а также дальнейшего карьерного роста выпускников соответствующих учебных заведений.

И, наконец, если молодой человек поступил в вуз, то с самого начала надо дать ему возможность для маневра. Наша система высшего образования не слишком для этого приспособлена, но почему бы не внедрять в нее элементы европейского образования? Я  представляю один из вузов Болгарии (AUBG), работающих по западной модели.  Здесь студент может выбрать основную специальность, например, управление бизнесом, и дополнительную, например, журналистику, информационные системы и т.д. Можно взять  две  основные и одну дополнительную, если позволяет успеваемость и есть желание. Кроме того, в рамках одной специальности студент может взять элективные курсы (курсы по выбору). К примеру, в рамках специальности управление бизнесом можно выбрать курс управление человеческими ресурсами, маркетинг, менеджмент или экономика. Такая система позволяет учитывать интересы студента, дает определенную гибкость  выбора и преимущество на рынке труда.

Предвижу возражения, что за 4 года (по программе бакалавриата) невозможно научить студента нескольким специальностям. Наверно, так, если рассматривать высшее образование как некую сумму фактологических знаний, которые необходимо вбить в студенческую голову. Но западная модель образования тем и отличается, что не вкладывает в студента готовые знания, а учит эти знания добывать самостоятельно, анализировать, размышлять, а не зубрить. Студент гораздо больше времени проводит не в аудитории, а в библиотеке, компьютерном зале, работая самостоятельно. Аудиторные же занятия – это большей частью интерактивные лекции, где студент не только слушает, но и обсуждает услышанное. Я не думаю, что разработка ряда элективных  курсов или спецкурсов, как называют их в отечественных вузах, такая уж большая проблема. Каждый вузовский преподаватель должен вести научную и методическую работу.  Разработка нового курса как раз в рамках такой работы. У студентов должен быть выбор и преподавателей, читающих один и тот же курс. Выбор студента – это  своеобразная оценка уровня преподавания. Естественная конкуренция заставит и преподавателя постоянно работать над собой и над содержанием своего курса.

Валентина ЮЧЕНКОВА, Витебск

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно