16788

Автомобили в России не подешевеют

Пока велись переговоры, россияне с надеждой ждали от ВТО конкретных «бонусов», в частности, удешевления импортных автомобилей из-за обещанного снижения таможенных пошлин. Ведь с момента создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана возможность купить относительно недорогие подержанные машины в Беларуси фактически пропала – цены быстро начали выравниваться. Впрочем, чуда не произойдет: вопреки ожиданиям, стоимость автомобилей в РФ, судя по всему, снова пойдет в гору.

Семь лет на раскачку

Российская автомобильная промышленность оказалась в связи с вхождением России в ВТО в серьезной переделке. Уже летом этого года РФ должна снизить таможенные пошлины на ввозимые в страну новые легковые автомобили с 30% (вводились в 2009 году как антикризисные) до прежних 25%. На протяжении последующих трех лет эта ставка останется неизменной, а затем в течение четырех лет будет ежегодно снижаться на 2,5%. В результате уже к 2019 году легковушки в Россию будут ввозиться с 15-процентной надбавкой.

Казалось бы, потребители от такого расклада должны быть в выигрыше, пусть и с семилетней рассрочкой. Производители и импортеры свой «испытательный срок» могут пережить с разной степенью успешности. Особенно на фоне завершившихся в 2011 году программ по утилизации автохлама и льготного автокредитования (обе поддерживали покупку произведенных на территории РФ легковушек стоимостью до 600 тыс. руб.). Продлевать их на 2012 год правительство не стало, посчитав, что отрасль окрепла и справится без помощи государства.

В представленном в конце прошлого года экспертами Минэкономразвития РФ «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» рисуется радужная картинка роста авторынка. Импортная составляющая, по оптимистическим прогнозам МЭР, будет расти соразмерно внутреннему производству: по сравнению с 2010 годом, в 2014 году из-за рубежа ввезут на 77% больше легковушек и на 150% больше грузовиков. При этом российские автозаводы соберут на 88% больше легковых авто и обеспечат 109-процентный прирост грузовиков. Таким образом, к 2014 году доля легковых автомобилей российского производства на внутреннем рынке составит 60%, грузовых – 67%.

Палочки-выручалочки

 «У нас достаточно времени для того, чтобы повысить эффективность производства и стать конкурентоспособными», – заявил в своем недавнем интервью телеканалу Russia Today президент АвтоВАЗа Игорь КОМАРОВ. Его предприятие в сотрудничестве с французской Renault (своих партнеров также нашли ГАЗ и «Соллерс») сейчас работает над рядом перспективных моделей, пытаясь повторить путь выхода из кризиса чешской Skoda.

Времени действительно хватило: правительство РФ придумало, как удержать цены на автомобили, не нарушая обязательств по снижению таможенных пошлин. Решение было названо «утилизационным сбором», который вводятся в РФ с 1 сентября 2012 года. Они направлены на то, чтобы сделать производимые в России автомобили еще более привлекательными на рынке. 8 июня комитет Госдумы по промышленности рекомендовал принять в первом чтении поправки к федеральному закону «Об отходах производства и потребления» и другим законодательным актам, необходимым для введения в России утилизационного сбора на автомобили.  Когда поправки будут приняты, утилизационный сбор придется платить всем импортерам автомобилей в РФ. По оценкам экспертов, ввозимые машины подорожают в среднем на 20-45 тысяч рублей. И, естественно, производители переложат эти расходы на плечи конечных покупателей. Ввоз коммерческой техники станет еще дороже, чем легковушек. По словам депутата Госдумы Альфии Когогиной, сбор с импортеров грузовиков может составить до 400 тысяч рублей, в зависимости от тоннажа.

Подавляющее большинство моделей из ТОП-25 самых продаваемых в России уже производятся в РФ на еще советских или построенных ранее иностранцами конвейерах. На сегодняшний момент 15 крупнейших автомобильных концернов в РФ производят около 30 марок автомобилей, пользуясь льготным режимом налогообложения на ввоз запчастей для последующей сборки. Учитывая недозагруженность конвейеров (многие заводы создавались с приличным запасом мощности), иностранцы готовы покрыть рост рынка. А избыток автомобилей (в течение нескольких лет производство будет увеличено до 300 тыс. автомобилей в год по новым требованиям промсборки) теперь уже ничто не запрещает отправлять на экспорт – в страны с отсутствующим автопромом. В том числе в Казахстан и Беларусь, а также в государства - новые партнеры РФ по ВТО. Эксперты уверены: польский сценарий, когда после вступления этого государства в ВТО большинство местных автозаводов просто встали, не пройдет. Однако автолюбителям не стоит надеяться, что машины заметно подешевеют.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно