Пока велись переговоры, россияне с надеждой ждали от ВТО конкретных «бонусов», в частности, удешевления импортных автомобилей из-за обещанного снижения таможенных пошлин. Ведь с момента создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана возможность купить относительно недорогие подержанные машины в Беларуси фактически пропала – цены быстро начали выравниваться. Впрочем, чуда не произойдет: вопреки ожиданиям, стоимость автомобилей в РФ, судя по всему, снова пойдет в гору.
Семь лет на раскачку
Российская автомобильная промышленность оказалась в связи с вхождением России в ВТО в серьезной переделке. Уже летом этого года РФ должна снизить таможенные пошлины на ввозимые в страну новые легковые автомобили с 30% (вводились в 2009 году как антикризисные) до прежних 25%. На протяжении последующих трех лет эта ставка останется неизменной, а затем в течение четырех лет будет ежегодно снижаться на 2,5%. В результате уже к 2019 году легковушки в Россию будут ввозиться с 15-процентной надбавкой.
Казалось бы, потребители от такого расклада должны быть в выигрыше, пусть и с семилетней рассрочкой. Производители и импортеры свой «испытательный срок» могут пережить с разной степенью успешности. Особенно на фоне завершившихся в 2011 году программ по утилизации автохлама и льготного автокредитования (обе поддерживали покупку произведенных на территории РФ легковушек стоимостью до 600 тыс. руб.). Продлевать их на 2012 год правительство не стало, посчитав, что отрасль окрепла и справится без помощи государства.
В представленном в конце прошлого года экспертами Минэкономразвития РФ «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» рисуется радужная картинка роста авторынка. Импортная составляющая, по оптимистическим прогнозам МЭР, будет расти соразмерно внутреннему производству: по сравнению с 2010 годом, в 2014 году из-за рубежа ввезут на 77% больше легковушек и на 150% больше грузовиков. При этом российские автозаводы соберут на 88% больше легковых авто и обеспечат 109-процентный прирост грузовиков. Таким образом, к 2014 году доля легковых автомобилей российского производства на внутреннем рынке составит 60%, грузовых – 67%.
Палочки-выручалочки
«У нас достаточно времени для того, чтобы повысить эффективность производства и стать конкурентоспособными», – заявил в своем недавнем интервью телеканалу Russia Today президент АвтоВАЗа Игорь КОМАРОВ. Его предприятие в сотрудничестве с французской Renault (своих партнеров также нашли ГАЗ и «Соллерс») сейчас работает над рядом перспективных моделей, пытаясь повторить путь выхода из кризиса чешской Skoda.
Времени действительно хватило: правительство РФ придумало, как удержать цены на автомобили, не нарушая обязательств по снижению таможенных пошлин. Решение было названо «утилизационным сбором», который вводятся в РФ с 1 сентября 2012 года. Они направлены на то, чтобы сделать производимые в России автомобили еще более привлекательными на рынке. 8 июня комитет Госдумы по промышленности рекомендовал принять в первом чтении поправки к федеральному закону «Об отходах производства и потребления» и другим законодательным актам, необходимым для введения в России утилизационного сбора на автомобили. Когда поправки будут приняты, утилизационный сбор придется платить всем импортерам автомобилей в РФ. По оценкам экспертов, ввозимые машины подорожают в среднем на 20-45 тысяч рублей. И, естественно, производители переложат эти расходы на плечи конечных покупателей. Ввоз коммерческой техники станет еще дороже, чем легковушек. По словам депутата Госдумы Альфии Когогиной, сбор с импортеров грузовиков может составить до 400 тысяч рублей, в зависимости от тоннажа.
Подавляющее большинство моделей из ТОП-25 самых продаваемых в России уже производятся в РФ на еще советских или построенных ранее иностранцами конвейерах. На сегодняшний момент 15 крупнейших автомобильных концернов в РФ производят около 30 марок автомобилей, пользуясь льготным режимом налогообложения на ввоз запчастей для последующей сборки. Учитывая недозагруженность конвейеров (многие заводы создавались с приличным запасом мощности), иностранцы готовы покрыть рост рынка. А избыток автомобилей (в течение нескольких лет производство будет увеличено до 300 тыс. автомобилей в год по новым требованиям промсборки) теперь уже ничто не запрещает отправлять на экспорт – в страны с отсутствующим автопромом. В том числе в Казахстан и Беларусь, а также в государства - новые партнеры РФ по ВТО. Эксперты уверены: польский сценарий, когда после вступления этого государства в ВТО большинство местных автозаводов просто встали, не пройдет. Однако автолюбителям не стоит надеяться, что машины заметно подешевеют.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть