В рамках традиционной рубрики корреспонденты еженедельника осваивают новые для себя профессии.
На поруки меня взяла социальный работник ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района города Минска» Илона ПУЗАНОВА.
В день моего перевоплощения в работника социальной сферы нам предстояло посетить шестерых подопечных.
СПИСОК И БЮДЖЕТ
С Илоной мы встречаемся в магазине, так как двое её подопечных заказали доставку продуктов. Заглядываем в список. В нём и хлеб, и кефир, и предметы личной гигиены, и корм для котов… Выбирая товары, нужно ориентироваться на предпочтения людей, и, если это было ранее оговорено, - на конкретных производителей и упаковку. А также на стоимость. Если чётких инструкций нет, то берём продукты по средней цене. Отсутствует что-то из списка? Звоним и, опираясь на ассортимент, стараемся выбрать альтернативный вариант.
Согласно утверждённому перечню услуг социальный работник может ходить в магазины, которые находятся в пределах района проживания подопечных, и принести одному человеку за визит до 7 кг покупок. «У меня есть подопечные, которым часто нужны продукты на развес, - делится Илона, пока мы ходим среди магазинных полок. - Например, просят взять 200 граммов винограда, 300 граммов огурцов… Случается, именно на такую закупку уходит немало времени, ведь ты стараешься максимально точно выполнить просьбу, чтобы человек не почувствовал себя обманутым».
Когда продукты упакованы, мы направляемся по первому адресу. В руках у нас по пакету, в каждом из которых не более 7 кг. Нести их нелегко: одна только бутылка минеральной воды значительно утяжеляет ношу. Прибавить к этому то, что чаще соцработники передвигаются пешком, а в некоторых домах нет лифта, и становится понятно, почему весовые ограничения нужны.
Горько за людей
Первая наша подопечная - Ольга (здесь и далее имена изменены. - Прим.). Мы заходим к ней в квартиру и направляемся на кухню. Показываем продукты, сверяемся со списком и обязательно представляем чек. Пока заполняем тетрадь о выполненных задачах (в неё же соцработник прикрепляет чеки из аптек и магазинов. Тетрадь всегда находится у подопечного. - Прим.), Ольга приносит лист, на котором записаны показания счётчиков, - вскоре Илоне предстоит поход в банки и в отделения почты, чтобы оплатить «коммуналку» своих подопечных. Никакой другой помощи Ольга у нас не просит, однако отведённые для визита 1 час и 50 минут не закончились, потому остаётся время для короткой беседы. Илона интересуется здоровьем Ольги, спрашивает про клумбу у подъезда, о которой заботится пенсионерка, и, вероятно, не в первый раз напоминает, чтобы в случае плохого самочувствия женщина не стеснялась вызывать врача.
Мне, как новому лицу, Ольга кратко рассказывает о причинах своего одиночества. Когда слушаешь такие истории, становится горько и обидно за людей. И подобные откровенные беседы о перипетиях судьбы - не редкость для соцработников. Как рассказывает Илона, некоторые подопечные часто вспоминают прожитые годы, неосознанно анализируют поступки прошлых лет.
Запретные темы
Но не на все темы можно и нужно говорить. Как инструктирует меня Илона, ни в коем случае нельзя вступать в споры и разговаривать на повышенных тонах. «Во-первых, это в принципе неэтично, - отмечает соцработник. - Во-вторых, люди разные: с кем-то ты сходишься во взглядах, а с кем-то в силу разных обстоятельств ну никак не удастся этого сделать. И это нормально. В таком случае главное, чтобы подопечный был доволен твоей работой». Также под запретом темы, которые касаются денег или недвижимости подопечного. Социальному работнику нельзя принимать в дар презенты, а для походов в магазин запрещено брать любые личные карты пенсионера: банковские и даже скидочные.
«Я ВАС ЖДАЛА»
В тот день не только я знакомилась с новыми людьми, но и Илона: у неё появилось двое новых подопечных. Сначала мы познакомились с Ириной. Было видно, что пенсионерка, открывшая нам двери, заметно волнуется: признаётся, что очень ждала соцработника. И это факт: рабочих рук в этой сфере много не бывает, потому некоторые очень переживают, ожидая соцработника в течение дня. Первым делом Илона заводит тетрадку для Ирины. На первой странице пишет свой телефон и дни, в которые она будет приходить.
«Вы живёте одна или с кем-то?» - интересуется Илона. Женщина, немного подумав, отвечает: «С кем-то… Но считайте, что одна». За этой фразой, вероятно, скрывается многое…
Ирина попросила нас вытряхнуть ковры, подмести и помыть полы. Мы с Илоной принялись за работу. В процессе этого Илона объясняет, что социальный работник не имеет права двигать мебель, даже переставлять статуэтки на полках, а за один раз он может убрать до 36 кв. м, как предписывает утверждён ный перечень услуг. Ещё один факт - мыть окна соцработник может не чаще двух раз в год. Причина у таких четких правил обоснованная: важно, чтобы как можно больше людей получили необходимую помощь в быту. При этом есть услуги за дополнительную плату, на которые соцработник предварительно выделяет больше времени, например генеральная уборка.
«КОГДА ПРИДЁТЕ?»
Ещё одна новая подопечная, Оксана, недавно столкнулась с серьёзными проблемами со здоровьем: ей даже тяжело подойти к домофону. Потому мы с Илоной начинаем обзванивать квартиры, чтобы попросить соседей открыть дверь в подъезд. К счастью, без лишних вопросов отозвался сосед пенсионерки снизу.
Илона в связи с этим поделилась: «Был случай, когда одна моя подопечная очень плохо себя чувствовала и вызвала врача. Домофон в тот день у неё не работал, потому она открыла входную дверь и легла на кровать. Но доктор долгое время не мог попасть в подъезд: никто из соседей не хотел открывать». По мнению социального работника, если в домофон звонит незнакомец, представляясь соцработником или врачом, лучше впустить человека в подъезд. Если одолевают сомнения, что это мошенник, тогда подойдите к соседу, к которому пытается попасть незнакомец, и уточните, действительно ли он кого-то ждёт. Неучастие и безразличие в таком случае могут дорого стоить…

Оксана живёт одна, муж скончался год назад: когда женщина говорит об этом, у нее выступают слезы на глазах. Но Илона бодро и с улыбкой начинает разговор, чтобы хоть на минутку отвлечь пенсионерку от грустных мыслей. Оксана попросила, чтобы мы сходили в аптеку за лекарствами, купили хлеб в магазине и пропылесосили ковры. «Скажите, а в какое время вы будете ко мне приходить? А то за мной присматривает соседка, хочу сказать ей, когда она сможет убегать по своим делам», - говорит женщина. Илона задумывается и обещает, что постарается приходить в определённое время.
При этом соцработник не обязан выделять чёткое время визитов: если подопечный обратился к его услугам, то в будние дни с 8.00 до 17.00 должен ждать соцработника дома. Подгадать приезд с точностью до минуты трудно, ведь кому-то нужно принести продукты и вынести мусор, кого-то требуется сопроводить в поликлинику, а некоторым надо помочь принять ванну…
КАК БЕЗ РУК
К вечеру после дня работы соцработником накатила усталость: физическая (от уборки и походов по магазинам) и эмоциональная. Трудно представить, как можно научиться не пропускать через себя грустные людские истории.
Для одиноких пенсионеров соцработник нередко становится добрым другом, который накормит, поможет в бытовых мелочах и скрасит день своим присутствием. Пусть коротким, но таким важным и нужным…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть