В рамках эксперимента, который позволяет познакомиться с разными профессиями не понаслышке, а на собственном опыте, журналист «АиФ» отправилась в рейс в качестве проводника пассажирского вагона.
Короткие ночи
Моё путешествие прошло в фирменном поезде «Беларусь», который следует из Минска в Москву. Отправление из белорусской столицы – в 22.20, однако проводники вагонов и начальник поезда оказываются на рабочем месте задолго до этого времени.
Как рассказывает проводник пассажирского вагона 6-го разряда Екатерина ПИСАРЕВА, сначала у сотрудников проходят планёрка и инструктаж, далее проводников распределяют по вагонам и только после этого начинаются ударные трудовые будни. Проводники принимают вагон у прибывших коллег: те после рейса должны навести порядок в вагонах, а заступившие проводники – закончить уборку: помыть полы, пропылесосить ковровые дорожки, заправить постельное бельё, помыть санузлы и т. п. Также проводник принимает продукты чайной торговли, которые после будет предлагать пассажирам, проверяет сроки их годности, пересчитывает количество постельного белья, а также следит за показателями температуры в вагоне… Перед рейсом есть немного времени для отдыха, которым здесь не пренебрегают. Ночи у проводников короткие: непосредственно в пути – в нашем случае 9 часов и 48 минут – отдыхают по графику около трёх часов.
Приметы
Пока сидим в купе проводника, интересуюсь у Екатерины графиком работы: шесть дней на работе, шесть дней дома. И девушку всё устраивает. «Как-то я работала по графику пять рабочих дней, два выходных, – вспоминает проводник. – Очень неудобно, времени на себя фактически нет».
У проводников есть несколько примет. Например, ничего нельзя передавать через порог. А если падают ключи, то ими сразу нужно трижды постучать. Если пренебречь этим - жди ревизоров. Замечаю, что на крючке в купе у Екатерины висит несколько разноцветных лент. Связано ли с этим какое-то суеверие? Нет. Оказывается, ими перевязывают большие мешки с использованным постельным бельём.
«Сумочку возьмёте?»
В 21.50 мы с Екатериной открываем дверь вагона и выходим на улицу в ожидании пассажиров. Билет и документы, удостоверяющие личность, проверяем внимательно и напоминаем пассажирам их купе и номер места. Вместе с проводниками, которые чинно стоят у вагонов, на улицу выходит начальник поезда Максим КУШНЕРОВ. Он ходит вдоль поезда, контролирует работу поездной бригады и спешит на помощь, если у проводника или пассажира возникают вопросы. В нашем случае пассажир, который купил электронный билет через сайт РЖД, поинтересовался:
– Девушки, подскажите, а где у вас четвёртый вагон?
– У нас такого нет, – отвечает Екатерина, проверяя билет пассажира.
Но электронная регистрация подтверждает, что у мужчины куплен билет в несуществующий вагон. Дожидаемся начальника поезда, который проверяет электронную регистрацию через телефон (у него есть база по всем пассажирам, а у проводника – только по его вагону), он и сообщает мужчине, что билет куплен в седьмой вагон. Видимо, ошибка в приложении. В это же время к нам с Екатериной подошли двое парней, которые стали упрашивать передать пакет в Москву. Екатерина отрицательно качает головой, но парни настаивают. Вновь обращаемся за помощью к начальнику поезда, который непреклонно отвечает молодым людям, что брать вещи для перевозки категорически запрещено. Словом, к начальнику поезда проводники обращаются, когда не хватает собственных аргументов для настойчивых пассажиров.
«Зайцы» – уже редкость
Когда поезд тронулся, Екатерина до конца стоит у открытой двери вагона и подает сигнал фонарем белого света в сторону локомотива – знак для машинистов, что всё идёт хорошо, состав готов к отправлению. А если случится внештатная ситуация – белый свет фонаря станет красным, сигнализируя, что движение поезда запрещено. Случалось, что опоздавший пассажир цеплялся за поручни вагона. Чтобы предотвратить страшное, проводник незамедлительно останавливает поезд стоп-краном. Но нарушитель в поезд не попадёт, вызовут милицию.
![В этой профессии очень строгая отчётность.](https://static1-repo.aif.by/1/3e/65168/e841c792afab167865245eb9b4760bcc.jpg)
Нарушители, которые под видом провожающих скрываются в вагоне, чтобы бесплатно проехать до другой станции, в последнее время – редкость. «В начале моей карьеры был случай, что в последний момент в вагон врывались люди, чуть ли не сшибая меня с ног, чтобы доехать до ближайшей станции, – вспоминает Екатерина. – Тогда на помощь приходит начальник поезда: оформляет проезд нарушителю, выписывает штраф и вызывает милицию на ближайшую станцию».
С момента введения электронной регистрации, когда купить билет можно даже за несколько минут до отправления поезда, не заходя в билетные кассы, таких пассажиров стало очень мало.
«Чай, кофе?»
Поезд тронулся – время навестить пассажиров. Собираем билеты, рассказываем, как пользоваться оборудованием в вагоне, предлагаем чай, кофе, кондитерские изделия и интересуемся, какой завтрак выберут для себя путники (в фирменном поезде для пассажиров купейных вагонов и СВ они включены в стоимость билета и подаются за час-полчаса до прибытия). Далее отправляемся заполнять поездную документацию. Составляем бланк-заказ на горячее питание и передаем его работникам вагона-ресторана. Заполняем ведомость учета пассажиров и выдачи постельного белья. В процессе приняли один заказ на чай и доставили напиток в купе.
Конфликтных ситуаций за время моего эксперимента не случалось. Потому интересуюсь у проводника такими историями. Чаще всего в поезде нарушители делятся на три типа. Первые – те, кто пытается курить в поезде. Вторые – лица, которые в процессе поездки своим поведением докучают соседям по купе, а кто-то отправляется изливать душу проводнику. «Мы всегда стараемся предугадывать конфликтные ситуации, - рассказывает начальник поезда. – Поверьте, уже на перроне по пассажиру можно определить его характер». Третий тип нарушителей любит прихватить себе на память что-нибудь из вагона…
Бездна терпения
Рейс, на котором мне удалось прокатиться, проводники называют спокойным, так как тот проходит в ночь: пассажиры заказали чай или кофе и легли спать. А проводник охраняет их сон и выполняет просьбы: кто-то попросит за пять минут до остановки разбудить на перекур, у кого-то возникают вопросы по выключению света. К слову, на мобильный телефон проводник в процессе работы не отвлекается. Даже в спокойные минуты он контролирует работу оборудования вагона, поддерживает чистоту в вагоне и готов в любой момент помочь пассажиру.
На каждой остановке проводник выходит из вагона и проверяет, нет ли посторонних предметов под вагоном. В холодные зимы в обязанности ещё входит очистка от снега и наледи подвагонного оборудования с помощью специнструментов. Потому тёплые зимы для сотрудников поезда – благодать.
Проводник пассажирского вагона – официант, уборщик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Работа очень ответственная, но интересная, совмещает в себе много обязанностей, ведение строгой отчётности и требует бездну терпения, ведь пассажиры бывают разные…
В ТЕМУ
Нестандартные ситуации в последние годы, к счастью, большая редкость для проводников. Но сотрудники со стажем делятся воспоминаниями о своих прошлых рейсах. Например, в 2007 году Максим Кушнеров помогал… принимать роды в поезде! Также сотрудники вспоминают, как в 2024 году поезд прибыл на конечную станцию с опозданием на 6 часов из-за рухнувшего моста в Смоленской области…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть