В США травля сотрудника в коллективе называется моббингом и уже осознана как одна из проблем многих компаний. Именно с ней призваны бороться специально нанимаемые психологи.
Получаем по заслугам?
Цель прессинга – либо вытеснить сотрудника с его места, либо превратить в молчаливого раба. В обоих случаях психологи советуют искать «заказчика» – того, кому это выгодно. В первом случае все более-менее ясно: ищите претендующего на ваше место либо того, кого вы потеснили своими успехами. Со вторым сложнее. Здесь может иметь место дедовщина в чистом виде, осознанно или нет исходящая от начальства. Кто из нынешних начальников не был в должности рядового сотрудника, которого безжалостно «возили лицом по столу» вышестоящие?! Да практически все. И все боссы периодически вспоминают этот кошмар. А когда вспоминают, у них возникает желание отыграться на ком-то. А если еще учесть, что над вашим непосредственным начальником тоже есть начальник, который также его порой беспочвенно унижает, становится вполне понятным стремление разрядиться на вас.
Западные психологи называют этот эффект «моббинговым кольцом» и уверены, что выхода из него нет. Поэтому штатные психологи крупных компаний в развитых странах внимательно следят, чтобы требования начальства ни в коей мере не унижали человеческого достоинства подчиненных, не роняли их самооценку и не лишали людей самоуважения. Но, поскольку у нас за поведением начальства никто не следит, придется обороняться самостоятельно.
Если заказчик – равный
За уколами коллег кроется не что иное, как страх, что вы окажетесь лучше. Именно страх заставляет животных сбиваться в стаю и провоцирует у них агрессию. Психология людей во всем, что касается страха, далеко от животных инстинктов за все века эволюции не ушла: напасть первым, пока не напали на тебя, – вот что подсказывает нам подсознание! И в данном случае – всего-навсего образовалась стая из ваших коллег, которые завидуют вам и боятся вас, потому и атакуют. А у стаи обязательно есть вожак! И секрет успеха в борьбе с любой стаей – вычислить вожака и отбить у него охоту к нападению.
Шаг 1: Вычислить вожака. Необходимо хорошенько сопоставить все факты и сделать вывод, кому из сотрудников может не нравиться ваше присутствие. Обычно сделать это довольно просто – именно вожак подначивает остальных коллег к нападению. Сам же он может быть подчеркнуто вежлив и доброжелателен в ситуациях, когда вы находитесь на виду.
Шаг 2. Найти компромат. У вожака, скорее всего, есть опыт травли других людей. Понаблюдайте за ним: вы можете выяснить, что этот человек тиранит своих близких, обманывает начальство и даже… нечист на руку. Психологи советуют собрать как можно больше данных об этих «преступлениях» и предать их огласке как среди коллег, так и среди начальства.
Шаг 3. Заручаемся поддержкой. Наверняка в коллективе есть люди, кто уже пострадал от этого же сотрудника. Стоит подружиться с ними, поскольку «один в поле не воин», а вместе вы уже создадите блок, который остановит агрессию остальных.
Если заказчик – вышестоящий
Тут бороться гораздо сложнее: пока начальник не «отплатит» сполна за все унижения, полученные им на пути к своему креслу, пощады не ждите! Однако справиться с этим вариантом офисной дедовщины тоже вполне реально.
Шаг 1. Попробуйте выявить позитивное зерно в требованиях сварливого и придирчивого начальника – взгляните на них как на необходимый в любом деле этап обучения и – учитесь у него, а не протестуйте!
Шаг 2. Не допускайте панибратства! Всегда уважительно общайтесь с начальством, а на проявления панибратства в ваш адрес отвечайте подчеркнутой и холодной вежливостью. К примеру, вам «тыкают» – подчеркивайте ответное обращение на «вы».
Шаг 3. Преодолейте свой страх. Да-да, именно ваш страх ошибиться, понести наказание, потерять работу провоцирует все новые придирки! Вместо того чтобы бояться, начните укреплять свои позиции: к примеру, подстрахуйтесь просмотром вариантов перехода в другой отдел или другую компанию, присмотрите, если есть возможность, вторую работу, разработайте и представьте «через голову» начальства новый выигрышный проект, согласитесь на внеочередную командировку и т. п.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть