Наш эксперт - Еленa КОРНУШЕНКО, адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ».
- Что говорит закон о размещении вакансий?
- Теоретически наниматель заинтересован в том, чтобы у него работал лучший специалист. Проще всего достичь этой цели, осуществляя выбор из максимального числа кандидатов. А это значит, что информацию о вакансии следует распространить среди наибольшего числа потенциальных работников. Наниматель вправе размещать объявление о приеме на работу в самых различных источниках, например, не только в печатных СМИ, но и в электронных, и на своем сайте. Законодательство о занятости населения предписывает нанимателю также сообщать об имеющихся у него свободных рабочих местах в государственную службу занятости в течение 2 недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. Несоблюдение этого правила влечет наложение штрафа согласно ст. 9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (на юридическое лицо - до 100 БВ).
Требования
- Какие требования предъявляются к тексту уведомления о вакансии?
- В этом вопросе ясности нет. Согласно ст. 21 Закона «О занятости населения в Республике Беларусь» установлено, что нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях). Но расшифровки термина «дискриминационные условия» в Законе нет.
Законодательство не содержит и определения термина «кандидат в работники», а также не определяет конкретно, каким соискатель вакансии обязан быть, для того чтобы соответствовать требованиям нанимателя. С одной стороны, это хорошо для кандидата в работники - минимум ограничений. С другой стороны, на практике наметилась негативная тенденция - в объявлениях о поиске сотрудников наниматели все чаще включают требования, которые могут быть расценены как дискриминационные, что запрещено законодательством о занятости. Речь идет о требованиях к кандидату в работники, которые не касаются профессиональной подготовки, образования, а устанавливают ограничения по полу, возрасту, семейному положению и т.п.
На личности?
Все чаще компании указывают предельный возраст для кандидатов в работники - 40-45 лет. Действительно, многие навыки специалистов старшего возраста требуют переподготовки, а развитие технологий обязывает постоянно накапливать новые знания. Поэтому наниматель приходит к выводу, что образовательный уровень у молодежи в целом выше, и отдает ей предпочтение. Очень распространены объявления с указанием «требуется мужчина», «требуются молодые люди» и т. п. Если же речь идет о вакансиях для женщин, указывается: «женщины без детей» либо «женщины без малолетних детей» и т. п.
Еще одна категория объявлений о приеме на работу - объявления «с переходом на личности», например, в которых указывается, что кандидат в работники должен иметь приятную внешность. Очевидно, что это оценочная категория, то есть степень «приятности» внешности будет оцениваться субъективно, что легко ведет к ущемлению на практике прав соискателя вакансии - ему можно совершенно необоснованно отказать в приеме на работу.
Такие тексты рассматриваются специалистами как содержащие дискриминационные условия, однако, поскольку законодательство не расшифровывает этого понятия для объявлений о вакансии, с подобными нарушениями прав кандидатов в работники трудно бороться.
Как у соседей?
В РоссииРазрабатывается механизм запрета публикаций объявлений о вакансиях с указанием возраста, гражданства, места проживания, пола, поскольку они носят дискриминационный характер.
В ЕвросоюзеПраво на ограничения по возрасту для соискателей вакансий можно вводить, если они законодательно установлены для представителей определенных профессий (например, нельзя стать пилотом, если возраст превышает 60 лет). Такие запреты обусловлены спецификой выполняемых трудовых обязанностей, нагрузками, ответственностью и т.п., поэтому вполне понятны и в случае обращения в суд влекут отказ в иске к нанимателям, указавшим в объявлении о вакансии возраст кандидата в работники.
Кстати, 27 сентября в Минске пройдет II HR-конгресс для профессионалов.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть