285

Лечь в сторону цели. Возможна ли здоровая жизнь без физических перегрузок?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 37. Чисто попить 10/09/2024
«Важно работать прежде всего с мозгом, с нервной системой, а не с мышцами».
«Важно работать прежде всего с мозгом, с нервной системой, а не с мышцами». Из личного архива

Что делать, когда сил и времени на спорт нет? Если тренажеры недоступны, а травмы не позволяют выдерживать прежние нагрузки?

Рассказывает кандидат педагогических наук, основательница Школы движения и собственного метода по укреплению здоровья Татьяна САХАРЧУК.

– Девиз олимпийского движения – «Быстрее, выше, сильнее». А в основе моего метода – «ощущай», «сравнивай», «изменяй». Мне кажется важным работать прежде всего с мозгом, с нервной системой, а не с мышцами.

– Но работа с мозгом не отменяет физическую активность?

– Нет, конечно. Я сама всю жизнь занимаюсь спортом. Окончила училище Олимпийского резерва с красным дипломом, защитила диссертацию во Всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры и спорта. В 24 года уже сама преподавала. Нагрузки всегда были колоссальные – спорт, семья…

Но когда появился третий ребенок, я поняла, что уже не успеваю куда-то выходить, заниматься собой – а здоровье сохранить хотелось. Тогда я начала изучать йогу и методы, где акцент сделан на том, что ты не мучаешься, пытаясь принять сложную асану, а делаешь так, как у тебя получается сегодня и как тебе комфортно.

И это была значительная трансформация, открытие, что и дома достаточно места, чтобы заниматься. А ещё есть комфортные пешие прогулки.

Не идти через боль

– Но ведь нас учили, что надо идти через боль…

– А моя задача – показать, что жизнь может быть здоровой и приятной и без физических перегрузок. Просто надо изменить «тренируюсь» на «обучаюсь». Это для осознанных людей, которые хотят продолжить учиться, сохранять себя здоровыми, которых не устраивает перспектива получить с возрастом нарушения, связанные с работой центральной нервной системы.

– И что надо осознать в первую очередь?

– Я всегда прошу конкретизировать цель. «Хочу быть здоровым» – это о чем? Как вы поймете, что здоровы? Когда ничего не болит утром? Или, например, вам трудно подняться по двум лестничным пролетам, у вас учащается сердцебиение, а вы хотите в результате «взлетать» на свой 4-й этаж?

И в чем ценность цели? Вот вы подниметесь на 4-й этаж, а что дальше? Такое уточнение дает возможность отсеять много навязанных целей и быстрее достичь результата.

– И всё же – заставлять ли себя встать и пойти, если хочется просто лежать?

– Надо понять, в чем причина бессилия. Это болезнь или усталость? Может, вам сейчас надо просто расслабиться и выспаться? Надо понять, что забирает ваши ресурсы, снять эмоциональное напряжение – например, с помощью дыхания. Физические усилия принесут результат, только когда доставят радость.

И, кстати, попробуйте лечь и полежать два дня – если есть такая возможность. Очень скоро вы поймете, что вам хочется двигаться.

«Чего я хочу?»

– С чего начать обучение мозга? Посоветуйте простую технику.

–  Как я уже говорила, начните с постановки цели и определения своей зоны комфорта. Важно научиться управлять своим телом в этой зоне комфорта. Комфорт – это когда у вас не просто не болит, а вам удобно и приятно. В этот момент нервная система максимально эффективно обучается и встраивает то, чему вы её научили, в вашу повседневную жизнь.

Начните заниматься лёжа – чтобы убрать напряжение.

Для работы возьмите любое обычное движение, например круговые движения рук, и выполните его всего 2-3 раза и очень медленно. Сфокусируйтесь на ощущениях.

Затем усложните движение или начните двигать другой частью тела – поработайте так со всем телом. Особенно важно уделить внимание грудобрюшной диафрагме, мышцам живота, тазовому дну.

И обязательно подключайте любые методы, которые помогут контролировать стресс.

– А чему сейчас вы учите собственных детей?

– Мы с мужем всегда стимулировали детей к физической активности. Сейчас же я лишь прошу их при занятиях в зале или на стадионе двигаться медленно и плавно, в зоне комфорта. Я показываю им, в чем разница, когда ты тренируешь тело и мышцы, а когда обучаешь свою нервную систему. И насколько меньше сил надо потратить, когда ты обучаешь нервную систему. Результаты бессмысленной тренировки краткосрочные, а навык закрепляется и сохраняется надолго.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно