В поисках современных пигмеев
Дождь шел с самого утра. Нехолодный, без ветра, он не был особо неприятным.
Несмотря на ненастье, мы ехали к пигмеям - «людям размером с кулак» (так можно перевести слово «пигмей»).
Никто из нас и не рассчитывал, что увидит племя аутентичных пигмеев, которые живут в лесу и слывут искусными охотниками. Те времена, о которых писал известный американский исследователь Африки Сэмюэль Вернер, видимо, давно канули в Лету. Хотя поговаривают, что где-то в Центральной Африканской Республике и на востоке Камеруна лесных людей еще можно отыскать. Вот на них, пусть и в изменившихся условиях жизни, очень хотелось посмотреть.
Дождь не прекращался. Грязные серые улицы небольших поселков, мимо которых мы проезжали, представляли собой невеселое зрелище. Местные жители в пестрых и грязных одеждах прятались под зонтами или пережидали дождь в придорожных постройках.
Я думал о пигмеях. Нет ничего удивительного в том, что они сейчас вышли из леса и живут в небольших деревнях, строя свои дома, как правило, рядом с другими африканскими племенами. Они пытаются обучиться ремеслу других народов, чтобы как-то выжить в современном мире.
Нельзя не вспомнить о Дарвине
Несколько десятилетий назад – в истории срок небольшой – в этих краях в условиях абсолютной вседозволенности властьимущих практически все леса были безжалостно вырублены. Естественно, исчезли и лесные звери. Немногочисленные племена пигмеев-охотников оказались на грани вымирания. Вот тогда-то некоторые из них и начали обустраиваться рядом с мелкими африканскими поселками, пытаясь изменить привычный образ жизни.
Я вспомнил прочитанную где-то историю почти столетней давности о пигмее Ота Бенге, вывезенном из Конго в 1904 году Вернером и подаренном директору зоопарка в Бронксе. На протяжении нескольких лет этот маленький человек жил в клетке с попугаем и орангутангом.
Табличка у его вольера гласила: «Ота Бенге, африканский пигмей. Возраст: 23 года. Рост: 1,5 метра. Вес: 46,7 кг. Привезен из поймы реки Касаи (Конго) доктором Сэмюэлем Вернером. Демонстрируется ежедневно в течение сентября».
Таким образом последователи Дарвина не просто выясняли, кто человек, а кто нет. Они пытались определить, кто является человеком в большей степени. Не буду судить вдохновителей и исполнителей этого проекта. Полагаю, на небесах им уже предъявлен за это отдельный счет, но именно в те времена в естествознании активно начала обсуждаться концепция «выживания наиболее приспособленных», что и привело в конце концов к «цивилизованной дикости».
Повторюсь, сам Чарльз Дарвин здесь как бы и ни при чем, потому что перед смертью покаялся и за разъяснениями всех своих теорий отправил последователей к Создателю. Но они, не мудрствуя лукаво, заявили, что чернокожие произошли от горилл, белые – от шимпанзе, а восточные народы - от орангутанов. Можно предположить, что именно тогда и родилась теория расового превосходства, которая быстро нашла благодатную почву в государственной политике многих стран (вспомним хотя бы нацистов).
Охотники и собиратели
Пигмеи испокон веков жили в лесах. Первоначально исследователи писали о них как о существах якобы близких к приматам, потому что у них не было домашних животных и они не занимались сельским хозяйством. Но в то же время появляются данные об их ловкости и уникальном знании леса. Они ловили мелких антилоп сетями, сплетенными из длинных лиан, а тонкими стрелами могли перебить сухожилия слона, после чего обездвиженный великан становился легкой добычей. После такой удачной охоты племя на долгое время было обеспечено мясом. Они искали дикий мед, собирали травы и съедобные коренья и никогда ни с кем не воевали.
У них не было религии в нашем понимании этого слова, они не почитали идолов и божков...
Люди как люди
Машина остановилась в каком-то небольшом селении. Я посмотрел на часы: мы ехали от Гомо полтора часа, значит, пигмеи живут примерно в ста километрах от города.
Моросил дождь. Я предварительно замотал камеру в полиэтиленовую пленку и пошел за проводником по имени Би, что можно перевести на русский как «друг».
Я шел за ним и, глядя на его маленькую хрупкую фигуру, почему-то вспомнил печальное окончание той истории про пигмея Ота Бенге, которого добрые цивилизованные люди несколько лет держали в клетке зоопарка. Когда какие-то здравые умы все же доказали, что пигмеи – это люди, а не животные, бедолагу из клетки выпустили, но он продолжал жить в зоопарке. Но однажды, не выдержав насмешек и издевок посетителей, он выкрал у кого-то пистолет и застрелился. Разве может застрелиться животное от издевательского отношения людей? А звали его тоже Би (полностью Бенге), как и нашего проводника, что тоже означало «друг».
Минут через десять мы пришли в поселок, который насчитывал около десятка легких домов. Людей возле них не было. Жилища представляли собой строения из толстых стеблей бамбука, обмазанных глиной и покрытых соломой или листьями ложных бананов. Рассказывают, что если племя решает сменить место нахождения, эти дома очень быстро разбираются и переносятся.
Между тем наш проводник сообщил, что идет к вождю, заглянул в один из домов и вскоре вышел оттуда с грустным и маленьким, от силы 1 м 40 см, старичком в грязной порванной одежде.
- Это вождь? - засомневались мы.
- Нет, это его отец, мой дедушка, - сказал Би. – Вождь уехал в Гомо покупать мобильный телефон. Но все вопросы в его отсутствие решает его отец.
Догадавшись, что речь идет о нем, старик распрямил ссутулившуюся спину, отчего, казалось, стал даже выше ростом.
Он обернулся в сторону деревни, что-то прокричал, и тотчас дворик, на котором мы стояли, наполнился людьми. Я поначалу и не понял, в чем их отличие от многих представителей других племен, которые живут в округе. Ну разве что маленького роста, до полутора метров, не выше. У них светло-коричневая кожа, тонкие губы и абсолютно не негроидный нос. Словом, люди как люди.
Жители пигмейской деревни обступили нас со всех сторон и выжидающе рассматривали. Мы достали свой стратегический запас: несколько десятков игрушек и пару килограммов конфет. Тут же и дети, и взрослые окружили их плотным кольцом в надежде заполучить хоть что-то в качестве подарка от музунгу.
Я с интересом разглядывал людей. Взрослые женщины, подростки и дети были либо одеты в старые трикотажные майки и какие-то кофты, либо обмотаны яркими разноцветными полотнами с оригинальными конголезскими орнаментами. Большинство из них босыми ногами топтали грязную землю, и лишь некоторые, видимо, самые состоятельные, были в сланцах.
Разобрав подарки, пигмеи, очевидно, решив отблагодарить нас, затеяли какой-то хороводный танец с песнопениями. В качестве музыкальных инструментов они использовали один небольшой барабан (больше, похоже, не было) и несколько перевернутых пластиковых канистр, по которым девушки племени старательно били деревянными палками.
Тут я заметил, что за всем этим действом наблюдает еще один человек – седобородый старец.
Тоже небольшого роста, он стоял поодаль от всех, подняв на голову рваную куртку, таким образом пытаясь спастись от дождя, который так и не прекратился. Скрестив на груди кисти рук, он, как мне показалось, с тревогой смотрел на своих соплеменников.
Дух не отвернулся
Я очень осторожно подошел к нему и встал рядом, делая вид, что не обращаю на него никакого внимания. На самом же деле он для меня в тот момент был наиболее интересен. Очень хотелось спросить: "В какого Бога вы верите? Почему в деревне нигде нет языческих божков или хотя бы ритуальных рисунков? В чем загадка вашего народа, неразгаданная цивилизацией?"
И тут старик, не отрывая глаз от танцующих соплеменников, начал говорить сам:
- Наши народы испокон веков верили Духу Леса, верят ему и до сих пор. Он никогда не требовал от нас жертвоприношений за свое покровительство. Когда мы ушли из леса, Дух не отвернулся от нас, как и мы не отвернулись от него. Он по-прежнему учит нас самих делать каждый свой день удачным и счастливым.
Я молчал, пытаясь осознать услышанное мною. А старик продолжал говорить, не глядя на меня:
- Когда мы вышли из леса и стали жить рядом с другими племенами, многие перестали считать нас полулюдьми-полуобезьянами. Ведь еще не так давно были случаи, когда на нас в прямом смысле слова охотились, как на антилоп, и.., - старик сделал паузу, - ...и ели. Причем охотники не считали себя каннибалами. Сейчас пигмеи стали немного дольше жить: кто-то уже доживает и до 40 лет, а еще три десятилетия назад все умирали, не дожив до 25. Так природа распорядилась...
Не выдержав шокирующих подробностей, я спросил у старика, которому на вид было ну никак не меньше 60:
- А вам-то самому сколько лет?
Старик впервые за время диалога посмотрел на меня и ответил:
- Я самый старый среди них. Мне 37.
Он внимательно смотрел на меня прозрачными, почти бесцветными глазами, хмуря седые брови: кажется, проверял, верю я ему или нет.
Верилось с трудом. Чтобы хоть как-то сменить тему разговора, я спросил:
- А вы знаете историю про Оте Бенге?
Человек нахмурился пуще прежнего и ответил:
- Мы никогда не припоминаем людям то, что когда-то им уже простили. А теперь иди, музунгу, покажи моим, как надо играть на барабане – ты же умеешь. И потанцуй с девчонками, посмотри, как они смотрят на тебя. Тебе сколько лет, музунгу?
Я честно ответил:
- 55.
- Молодой еще, - сказал мой собеседник, улыбнулся и исчез в толпе соплеменников.
* * *
Мы еще некоторое время побыли среди пигмеев, я показал им несколько барабанных ритмов, мы танцевали у костра и пили травяной чай из консервных банок, приспособленных под кружки. Потом долго прощались. Какой-то мальчишка забрался ко мне на руки, обнял так, как могут обнимать только дети, и с высоты уже моего роста оглядывал собратьев: смотрите, мол, какой я большой!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть