На стене в маленькой сувенирной лавочке, расположенной на одной из старых кривых улочек прованского городка Шаторенар, висит большая фотография. На ней – авиньонский мост Сан-Бенезе.
Много лет я ежегодно приезжаю в этот город и каждый раз захожу сюда, чтобы проведать моих друзей - Жана и Катрус. Им на двоих 175 лет. Они угощают меня вином и конфетами с марципанами. Мы обмениваемся новостями.
В своем магазинчике они продают все, что так или иначе связано с традициями Прованса: куклы, оригинального покроя и расцветок стеганые одеяла и покрывала, керамику и фарфор, сувениры в виде цикад с вмонтированными в них стрекочущими устройствами, деревянные статуэтки, старые предметы утвари и, конечно же, лаванду во всем ее разнообразии. Здесь же можно купить и предметы особой гордости коробейников Прованса – игрушечные модели городов, которые состоят из сотен элементов. Мостовые, здания, замки и крепости, люди и даже животные в этих коллекциях искусно сделаны из затвердевшего эластичного пластика и продаются по отдельности. Жители провинции любят этот вид коллекционирования и даже соревнуются друг с другом в составлении картинок из городской жизни.
Я покупаю в лавке недорогие сувениры для друзей: небольших разноцветных керамических гекконов, крошечные глиняные домики, точь-в-точь похожие на те, что можно увидеть в округе, фигурки горожан и всякие приятные безделушки.
Благодаря нашей многолетней дружбе с хозяевами все покупки обходятся мне недорого, почти даром. Но как радуются мои друзья в Беларуси маленьким сувенирам, привезённым из Прованса, - соцветиям лаванды, цветочным цикадам и игрушечным подковам камаргских лошадей!
Мы познакомились с Жаном и Катрус давно, лет десять назад. Как-то я гулял с дочерью по Шаторенару.
Серое осеннее небо, ненастным покрывалом нависшее над городом, время от времени проливалось дождем, от которого хотелось спрятаться где-нибудь. В одном магазинчике среди множества сувениров продавалась прекрасная коллекция кукол, сделанная руками прованских художников. Эти куклы, словно в микромире, отражали истории провансальцев. Среди них были повара, дровосеки, молочницы, пекари, местный раввин, простые жители городка и даже муниципальный судья.
Несмотря на то, что они были не более чем игрушками, их лица были такими же эмоциональными и лукавыми, как у настоящих горожан. Куклы стоили недешево, поэтому я попросил у хозяйки магазина разрешения их сфотографировать. Она улыбнулась:
– Конечно, месье, вы можете фотографировать кукол на моей витрине, хотя я обычно никому не разрешаю делать это.
В качестве благодарности я, конечно же, купил в этой лавке небольшой белый глиняный домик с черепичной крышей и надписью на фасаде «Mairia». Моего знания французского языка на тот момент не хватило, чтобы распознать в этом буквенном сочетании слово «мэрия». Мне показалось, что на нем написано имя моей дочери, и я тут же назвал его «Домиком для Марии».
Мы еще немного погуляли по узким улочкам города и, возвращаясь, снова прошли мимо лавочки, в которой я сделал покупку. Через неприкрытую дверь услышал, как хозяйка разговаривает с очередным посетителем: «...Конечно, месье, вы можете фотографировать кукол на моей витрине, хотя я обычно никому не разрешаю делать это».
Я улыбнулся, зашел к ним, мы познакомились, а позже и подружились.
Зная о прекрасных супружеских отношениях Жана и Катрус, я попросил рассказать историю их знакомства.
Катрус засмеялась, сказав, что ничего не помнит, а вот Жана дважды упрашивать не пришлось.
– Все началось с прогулки по мосту Сан-Бенезе в Авиньоне. Это мост - историческая ценность. Он был построен еще в XII веке, и, говорят, идея его строительства была ниспослана ангелами 12-летнему пастушку Бенуа. Так или иначе, мост появился, а маленький Бенуа впоследствии стал одним из самых почитаемых наших святых - Бенезе.
Первоначально мост был длинным, около одного километра, и состоял из 22 арочных пролетов. Он стал первой переправой для торговцев и путешественников, шедших по Роне со стороны моря, и соединял территорию бывшей Римской империи с Францией. Но неспокойный характер реки спустя 400 лет разрушил 18 арок моста. Их пытались восстановить, но частые наводнения все равно смывали опоры, и мост рушился. Так, с начала XVIII века на Сан-Бенезе остались только 4 пролета. Ровно на половину реки.
Многие с тех пор называют мост Сан-Бенезе «Мостом в никуда». Но это не так. Мост действительно непростой. Не зря же говорят, что мосты соединяют сердца. Если ты не видишь продолжения дороги, это не значит, что ее нет. Это означает только одно: ты не знаешь, куда дальше идти. Многие приходят на авиньонский мост, добираются до его края и, глядя на стремительно текущие воды Роны, решают, какой путь выбрать. Здесь яснее ясного осознаешь скоротечность времени. Возможно, подсказывает энергия капеллы святого Николая, сохранившейся с древних времен. А может быть, и сам святой Бенезе призывает человека увидеть свое божественное предназначение.
В тот день я тоже пошел на мост. Настроение, скажу тебе, было прескверным. Перестал получать удовлетворение от работы, да и в личной жизни произошел полный разлад.
В тот день я впервые и увидел ее. Она стояла на краю моста и смотрела в сторону крепости, расположенной на другом берегу реки.
На ней, как сейчас помню, было легкое синее платье с маленькими якорями, ветер раздувал обмотанный вокруг ее шеи воздушный желто-красный шарф, а в распущенных волосах запутались цветы желтой акации.
Стоя неподалеку, я смотрел на нее как на чудо. Мне казалось, в тот момент я прикасался к своему будущему, видел дальнейший путь по своей жизни.
Я даже не заметил, как до этого момента ясное и чистое небо заволокло черными тучами и пошел дождь. Похоже, этого не заметила и она. Я подошел к ней и сказал:
– Вы промокнете. Возьмите мой зонт.
Она посмотрела на меня, потом на свое мокрое платье и улыбнулась. Подошла ко мне ближе, чуть коснувшись губами, поцеловала и, взяв зонт, ушла в сторону Папского дворца. А я остался стоять там, где стоял, не обращая внимания на то, что промок до нитки. Стоял и смотрел ей вслед.
Дождь тем временем закончился. Причем так же быстро, как и начался. Выглянувшее солнце высушило мою одежду, но я не уходил и ждал, что эта женщина вернется. Однако она не пришла.
Я поднимался на мост каждый день в надежде встретить ее, но она больше не появлялась. Я спросил у смотрителя капеллы, не знает ли он ее. К моему удивлению, он ответил, что знаком с ней, потому что она очень часто бывала здесь. И даже рассказал, что эта женщина – искусствовед и пишет научную работу о прованских мостах.
Ты не поверишь, но мне удалось объехал все мосты провинции. Я искал ее на Понт-дю-Гар – самом известном древнеримском акведуке, на Львином мосту в Арле, я спрашивал о ней в Марселе на Арочном мосту и в Экс-ан-Провансе на Арк-де-Мейран. Но я нигде не мог ее найти. Мне казалось, что она тоже думает обо мне и мосты действительно могут соединить сердца.
Прошло лето, заканчивалась осень. Надежда встретить ее постепенно исчезала. Я не то чтобы смирился, я просто перестал ее искать. Я стал ее ждать. Мне казалось, если она часть моей судьбы, мы непременно встретимся.
Через год я поменял работу. Купил небольшое торговое место в Шаторенаре и открыл там сувенирную лавку. Внутри нее на всю стену, так, чтобы было видно с улицы, повесил большую фотографию Авиньонского моста. Я надеялся, что когда-нибудь эта женщина увидит место нашей встречи и зайдет ко мне в лавку.
Прошло пять лет. Однажды утром я пришел на работу и, как обычно, стал приводить в порядок бухгалтерские бумаги, когда услышал голос:
– Скажите пожалуйста, могу ли я вернуть вам ваш зонт?
Я поднял глаза и увидел ее.
Она продолжала:
– Я вчера вечером проходила мимо вашего магазина. Он был уже закрыт. Но через витрину я увидела мост Сан-Бенезе и вспомнила тот день, когда мы встретились. Я очень хотела вас найти и… – она запнулась, – и вернуть вам зонт. Но, поверьте, я не знала, где вас искать. На следующий день после нашей встречи я уехала на полгода стажироваться в Швейцарию, а когда вернулась и пришла на мост, смотритель сказал мне, что вы спрашивали обо мне, но уже давно не приходите. Вот ваш зонт. Я сохранила его. Спасибо вам. Можно я вас поцелую?
Она подошла ко мне и чуть коснулась моих губ своими губами. Я чувствовал ее дыхание, я чувствовал биение ее сердца и в тот момент понял, что такое настоящий французский поцелуй. Это не поцелуй губ, это поцелуй сердец.
С этого дня мы больше не расставались.
Построили дом, часть которого сдаем приезжим, желающим пожить настоящей прованской жизнью, вырастили четверых детей, дождались внуков. А несколько лет назад к нам прибилась собака – черный сенбернар. Потеряшка. Мы забрали ее, долго искали хозяев, но так и не нашли. Она стала членом нашей семьи. В прошлом году, правда, когда мы все вместе были на муниципальном празднике, к нам подошел пожилой мужчина и сказал, что это его собака. И, более того, смог доказать это. Но, увидев наши отношения, решил, что такова ее судьба, и оставил ее нам.
Собака, пока он говорил, смотрела на Жана, несомненно, понимая, что речь идет о ней, и, как только он закончил, подошла и села у его ног. Катрус наклонилась и поцеловала ее.
Жан хитро улыбнулся в свои закрученные усы и как бы пожаловался:
– Ты знаешь, сейчас она целует собаку чаще, чем меня.
Катрус посмотрела не него с нежностью и чуть коснулась своими губами его губ. В тот момент мне показалось, что я слышу, как в унисон бьются их сердца.
Я прощался с вечно влюбленными супругами. Думая, что бы еще у них купить, обвел взглядом лавку. На одном из стеллажей под стеклом лежал выцветший от времени зонт.
А рядом с ним вместо ценника - табличка с надписью: «Не продается».
Минск - Шаторенар
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть