От Нью-Йорка до пенсильванского округа графства Ланкастер, который считается центром религиозной общины амишей США, 160 миль - примерно 3-4 часа езды на автомобиле.
К полудню мы c моим американским другом Эдом уже припарковали автомобиль в небольшом поселении, название которого можно перевести как «Птичка в руке».
На маленькой площади, очевидно, главной в этой деревне, стояла выкрашенная в голубой цвет повозка, укрытая серым тентом.
Ее оранжевые колеса скорее всего никогда не ездили по пыльным дорогам, но тем не менее я предположил, что именно она служит памятником трехсотлетней истории амишей. Именно на таких повозках в 1720 году в североамериканскую Пенсильванию приехала религиозная община - представители христианского течения меннонитов.
Запрет на фото
Их было не более 300 человек. Община расселилась в округе графства Ланкастер и через три столетия превратилась в самобытный народ со своими культурой, обычаями и традициями.
Мы с другом зашли в сельский магазин и там увидели амишей. Сначала показалось, что мы попали в обычный супермаркет, продавцы которого одеты в униформу. Стоявшие за прилавками мужчины носили одинаковые домотканые рубахи и черные брюки. Голову каждого венчала черная фетровая шляпа. Многие имели бороды, но ни у кого не было усов. Женщины - все, как одна, в длинных, до пола, одноцветных сарафанах, серых фартуках и смешных чепчиках. Все были рыжие и веснушчатые. Они продавали мед, хлеб, мясные изделия, овощи, фрукты... В общем, все то, что можно увидеть в любом магазине североамериканских штатов.
Амиши поглядывали на меня искоса. Я было подумал, что дело в моем внешнем виде, но в это время мой друг кивнул в сторону огромного щита в центре зала, на котором красовалась надпись: «Пожалуйста, не фотографируйте людей!» Я зачехлил камеру с большим телеобъективом, висевшую у меня на шее, и стал бродить среди торговых рядов.
Без храма
Человек без фотоаппарата амишам явно был более симпатичен. Позже я узнал: среди членов общины принято считать, что любое изображение людей - грех. Я пытался заговорить с кем-то из торгующих об их жизни, но, как только они понимали, что я хочу узнать подробности их быта, сразу теряли ко мне интерес. А я к этому времени уже многое знал о них.
По дороге в Пенсильванию мой друг Эд, человек блестяще образованный, рассказал о том, как в середине XVII века в Швейцарии появилась община амишей - последователей учения Якоба Аммана. Это учение было основано исключительно на следовании нравственным добродетелям и либеральном отношении не только к грешникам, но и к греху как к таковому. Амиши были готовы прощать все и всем.
Все как прежде
Покинув магазин, мы вышли на улицу. По мостовой, обгоняя друг друга, проехали несколько кэбов - черных повозок, запряженных лошадьми.
Это единственный транспорт амишей. В исключительных случаях, если речь идет о переезде на очень большие расстояния, они, конечно же, могут воспользоваться автомобилем, но только в качестве пассажиров. Управлять машиной, а тем более владеть ею, амишам запрещено.
На другой стороне дороги - антикварный магазин, кондитерская, кофейня и сувенирная лавка.Перед ними под открытым небом в больших коробках лежали для продажи разнообразные тыквы: огромные оранжевые, чуть поменьше - пестрые и совсем необычные - зеленые тыквы-гуси. Рядом висели скворечники, сделанные тоже из тыкв, только какого-то другого сорта…
Проводник
- Ты что ищешь, ковбой? - спросил неизвестно откуда возникший незнакомец, обращаясь ко мне.
- Я хочу разобраться в вашем образе жизни. Мне интересно, почему вы живете общиной? Правда ли, что не пользуетесь электричеством? Почему вас не искушает свобода? Вопросов много, но никто не желает со мной говорить об этом. Неужели вы закрыты, как улитки в раковинах?
Прохожий, к моему удивлению, спокойно выслушал меня, взглянул грустно и сказал только одно слово:
- Пойдем.
- Мы не украшаем дома резными палисадами и не выращиваем цветов, это противоречит нашим представлениям о вере.
- А в чем противоречие? - спросил я.
- Ты знаешь, ковбой, я не буду утруждать себя тем, чтобы всяким мелочам искать объяснение. Я просто скажу тебе: мы живем праведно. Ты можешь сразу принять именно этот ответ на все остальные вопросы, которые у тебя возникнут позже. Наши дети учатся в общинной школе, и там их обучат всему, что им пригодится в жизни: чтению, счету, письму, основам геометрии и астрономии, столярному делу и домоводству.
Они научатся разводить животных и ухаживать за ними. Этого вполне хватит амишу, чтобы стать достойным членом нашей общины. Ты знаешь, в моем доме нет икон, хотя мы истинно верующие люди. Мы не носим крестов, хотя сохранили крещение как обряд и таинство. Но крестятся амиши не в детстве, когда никто не спрашивает их желания, а в сознательном возрасте, в 18-20 лет, когда сами сделают выбор.
Искушение свободой
- Ты спрашивал об искушении свободой? Когда амиш начинает взрослеть, у него наступает так называемая «румшпринга» - время, когда ему можно испытать все пороки цивилизации и «оторваться», как у вас говорят, по полной. Он может уехать в большой город, вести там свободный образ жизни. Падение в бездну наркотиков, алкоголя и безумия - это нормально, но если к 21 году амиш не вернется к своим, никто, включая родителей, никогда даже не вспомнит его имени. Но чаще всего молодые люди, насытившись свободой, возвращаются домой. Молодой мужчина по возвращении получит в подарок от общины черную повозку с лошадью, а когда женится, амиши всем миром построят ему дом.
Ты можешь прочитать где-нибудь, что мы не пользуемся электричеством, не пашем землю тракторами, не употребляем для выращивания урожая удобрения. Это все так, но это не главное. Главное - то, что у амишей свое предназначение на Земле. Ты многое повидал. Не удивлюсь, что на твоем пути встречались и ангелы, белые и черные.
Амиши - рыжие ангелы Создателя. Они появляются на свет тогда, когда силы дня и ночи достигают равновесия, и только им достаются первые звезды, падающие с небес. Тебе может показаться, что наша жизнь - это тяжкий труд и вереница нескончаемых страданий и смирения.
Нет! Мы просто живем сегодня. Здесь и сейчас. Мы любим нашу землю и любим работать на ней. Мы сильны от своей веры, потому что не растрачиваем силы на посредников. Мы вправе никому не исповедоваться, потому что Создатель живет в душе каждого из нас.
А сейчас прости, я не могу больше говорить с тобой об амишах. Я и так много сказал.
Он открыл мне калитку, я вышел на улицу.
Фото автора
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть