8831

Амиши - рыжие ангелы Пенсильвании. «Вокруг света вместе с «АиФ»

№ 30 от 21 июля 2015 года 21/07/2015

 

 От Нью-Йорка до пенсильванского округа графства Ланкастер, который считается центром религиозной общины амишей США, 160 миль - примерно 3-4 часа езды на автомобиле.

miluhin3К полудню мы c моим американским другом Эдом уже припарковали автомобиль в небольшом поселении, название которого можно перевести как «Птичка в руке».

На маленькой площади, очевидно, главной в этой деревне, стояла выкрашенная в голубой цвет повозка, укрытая серым тентом.

Ее оранжевые колеса скорее всего никогда не ездили по пыльным дорогам, но тем не менее я предположил, что именно она служит памятником трехсотлетней истории амишей. Именно на таких повозках в 1720 году в североамериканскую Пенсильванию приехала религиозная община - представители христианского течения меннонитов.

Запрет на фото

Их было не более 300 человек. Община расселилась в округе графства Ланкастер и через три столетия превратилась в самобытный народ со своими культурой, обычаями и традициями.

Мы с другом зашли в сельский магазин и там увидели амишей. Сначала показалось, что мы попали в обычный супермаркет, продавцы которого одеты в униформу. Стоявшие за прилавками мужчины носили одинаковые домотканые рубахи и черные брюки. Голову каждого венчала черная фетровая шляпа. Многие имели бороды, но ни у кого не было усов. Женщины - все, как одна, в длинных, до пола, одноцветных сарафанах, серых фартуках и смешных чепчиках. Все были рыжие и веснушчатые. Они продавали мед, хлеб, мясные изделия, овощи, фрукты... В общем, все то, что можно увидеть в любом магазине североамериканских штатов.

Амиши поглядывали на меня искоса. Я было подумал, что дело в моем внешнем виде, но в это время мой друг кивнул в сторону огромного щита в центре зала, на котором красовалась надпись: «Пожалуйста, не фотографируйте людей!» Я зачехлил камеру с большим телеобъективом, висевшую у меня на шее, и стал бродить среди торговых рядов.

30-32-3

 

Без храма

Человек без фотоаппарата амишам явно был более симпатичен. Позже я узнал: среди членов общины принято считать, что любое изображение людей - грех. Я пытался заговорить с кем-то из торгующих об их жизни, но, как только они понимали, что я хочу узнать подробности их быта, сразу теряли ко мне интерес. А я к этому времени уже многое знал о них.

По дороге в Пенсильванию мой друг Эд, человек блестяще образованный, рассказал о том, как в середине XVII века в Швейцарии появилась община амишей - последователей учения Якоба Аммана. Это учение было основано исключительно на следовании нравственным добродетелям и либеральном отношении не только к грешникам, но и к греху как к таковому. Амиши были готовы прощать все и всем.

Получив пощечину, они не только подставляли другую щеку, но еще и молились за спасение душ обидчиков. Амиши не ходили в храмы, не соблюдали установленных в государстве религиозных норм и, что считалось самым возмутительным, не почитали священнослужителей. А поскольку церковь - это часть государства, то, естественно, у амишей возник с государством конфликт. Кто-нибудь другой поднялся бы на борьбу за свои права, но амиши, абсолютные непротивленцы, просто погрузили свой нехитрый скарб на повозки, подобные той, что я видел на площади, и уехали во французский Эльзас, полагая, что там будет спокойнее. Но и на новом месте общество недолго терпело «нестандартных» граждан, и амиши были вынуждены переселиться за океан, в Пенсильванию.

30-32-4

 

Все как прежде

Покинув магазин, мы вышли на улицу. По мостовой, обгоняя друг друга, проехали несколько кэбов - черных повозок, запряженных лошадьми.

Это единственный транспорт амишей. В исключительных случаях, если речь идет о переезде на очень большие расстояния, они, конечно же, могут воспользоваться автомобилем, но только в качестве пассажиров. Управлять машиной, а тем более владеть ею, амишам запрещено.

На другой стороне дороги - антикварный магазин, кондитерская, кофейня и сувенирная лавка.Перед ними под открытым небом в больших коробках лежали для продажи разнообразные тыквы: огромные оранжевые, чуть поменьше - пестрые и совсем необычные - зеленые тыквы-гуси. Рядом висели скворечники, сделанные тоже из тыкв, только какого-то другого сорта…

30-32-5

 

Проводник

- Ты что ищешь, ковбой? - спросил неизвестно откуда возникший незнакомец, обращаясь ко мне.

- Я хочу разобраться в вашем образе жизни. Мне интересно, почему вы живете общиной? Правда ли, что не пользуетесь электричеством? Почему вас не искушает свобода? Вопросов много, но никто не желает со мной говорить об этом. Неужели вы закрыты, как улитки в раковинах?

Прохожий, к моему удивлению, спокойно выслушал меня, взглянул грустно и сказал только одно слово:

- Пойдем.

Мужчина открыл калитку и пропустил меня вперед. Я оказался во дворе большого дома. По двору совершенно свободно ходили куры, коза с козленком, огромная свинья графитового цвета, а у забора в высокой траве прятались кролики. Заметив, что я обратил внимание на отсутствие какого-либо декора, амиш пояснил:

- Мы не украшаем дома резными палисадами и не выращиваем цветов, это противоречит нашим представлениям о вере.

- А в чем противоречие? - спросил я.

- Ты знаешь, ковбой, я не буду утруждать себя тем, чтобы всяким мелочам искать объяснение. Я просто скажу тебе: мы живем праведно. Ты можешь сразу принять именно этот ответ на все остальные вопросы, которые у тебя возникнут позже. Наши дети учатся в общинной школе, и там их обучат всему, что им пригодится в жизни: чтению, счету, письму, основам геометрии и астрономии, столярному делу и домоводству.

Они научатся разводить животных и ухаживать за ними. Этого вполне хватит амишу, чтобы стать достойным членом нашей общины. Ты знаешь, в моем доме нет икон, хотя мы истинно верующие люди. Мы не носим крестов, хотя сохранили крещение как обряд и таинство. Но крестятся амиши не в детстве, когда никто не спрашивает их желания, а в сознательном возрасте, в 18-20 лет, когда сами сделают выбор.

30-32-6

 

Искушение свободой

- Ты спрашивал об искушении свободой? Когда амиш начинает взрослеть, у него наступает так называемая «румшпринга» - время, когда ему можно испытать все пороки цивилизации и «оторваться», как у вас говорят, по полной. Он может уехать в большой город, вести там свободный образ жизни. Падение в бездну наркотиков, алкоголя и безумия - это нормально, но если к 21 году амиш не вернется к своим, никто, включая родителей, никогда даже не вспомнит его имени. Но чаще всего молодые люди, насытившись свободой, возвращаются домой. Молодой мужчина по возвращении получит в подарок от общины черную повозку с лошадью, а когда женится, амиши всем миром построят ему дом.

Ты можешь прочитать где-нибудь, что мы не пользуемся электричеством, не пашем землю тракторами, не употребляем для выращивания урожая удобрения. Это все так, но это не главное. Главное - то, что у амишей свое предназначение на Земле. Ты многое повидал. Не удивлюсь, что на твоем пути встречались и ангелы, белые и черные.

Амиши - рыжие ангелы Создателя. Они появляются на свет тогда, когда силы дня и ночи достигают равновесия, и только им достаются первые звезды, падающие с небес. Тебе может показаться, что наша жизнь - это тяжкий труд и вереница нескончаемых страданий и смирения.

Нет! Мы просто живем сегодня. Здесь и сейчас. Мы любим нашу землю и любим работать на ней. Мы сильны от своей веры, потому что не растрачиваем силы на посредников. Мы вправе никому не исповедоваться, потому что Создатель живет в душе каждого из нас.

А сейчас прости, я не могу больше говорить с тобой об амишах. Я и так много сказал.

Он открыл мне калитку, я вышел на улицу.

Фото автора

30-32-2

30-32-7

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно