25317

Валерий Гаркалин: «Студенты называют меня Борисыч…»

№ 10 от 9 марта 2011 года 09/03/2011

Интересно, что бы на это сказала преподавательница, которая в своё время на приёмных экзаменах в Щукинском училище посоветовала Валерию Гаркалину, который, кстати, недавно был на гастролях в Минске, за километр обходить все творческие институты?

- Валерий Борисович, у вас напряжённый график: столько фильмов, театральных постановок за плечамиНа «жизнь вне искусства» время остаётся?

- Теперь уже - да. Раньше я действительно очень много работал, но в последнее время снимаюсь мало и мало играю в спектаклях. Два года назад я пережил два инфаркта, клиническую смерть, и теперь, оберегая свои кровеносные сосуды, не могу позволить себе быть чересчур активным.

- …Где черпаете силы?

- Даже не знаю, какие такие источники для поддержки человека существуют… Есть энергия, которая формируется в период работы над ролью, а потом возвращается от зрителей каким-то образом и даёт силы жить, что-то делать. Думаю, если артист отдаётся работе, то «включается» небесный огонь, и идёт подпитка. Главное - не изменять своей профессии.

- Ваш отец считал, что быть артистом не мужское дело. Удалось доказать, что это не так?

- Я никогда не стремился это доказывать - всегда считал, что играть роль – непомерно тяжёлый труд. И не каждый мужчина, и не каждая женщина с этим справится. Папины заблуждения так и остались его заблуждениями.

- Вы сказали как-то, что артист должен уметь сыграть любую рольКакие роли вы еще не сыграли?

- Здесь я вас разочарую – таких ролей у  меня нет.

О преподавании

- В книге одного из современных русских писателей главный геройпреподаватель в университете - мысленно классифицирует студентов: «Так, эта – «зубрилка», этотклоун…» Вы, работая преподавателем в академии театрального искусства, о чём думаете, приветствуя своих учеников?

- Иногда возникают подобные классификации, правда, они недолговечны, потому что всё быстро меняется. Театральная педагогика невероятно сложная наука – постоянно сюрпризы. Например, можно ошибиться, приняв природные качества молодого человека за актёрские. Есть такой раздел в обучении студентов – самостоятельная работа, где они должны без педагогической помощи подготовить выступление на любую тему. Этот раздел я очень люблю, а неудачные инсценировки называю ожогами первой, второй и третьей степени. Часто оказывается: те, кто вначале не подавал надежд, в конце обучения играют главные роли в дипломном спектакле.

- У вас есть свои странности как у преподавателя?

- Как мне кажется – я совершенно нормальный, адекватный человек, и если есть во мне какие-то странности, то это знают только мои ученики… Как-то случайно услышал, что в кулуарной обстановке они называют меня Борисыч, это значит по отчеству, с уважением. Когда-то Ленина называли Ильич, так меня сейчас - Борисыч…

«Уже не молод»

- Вы играли в самых разных театрахОпыт и традиции какого из них для вас особенно ценны?

- За время работы во всех этих театрах я накопил скорее ненужный опыт. Это не есть информация, о которой хотелось бы распространяться: сплетни, интриги, моменты закулисной жизни… Когда работаешь в академическом театре, можешь  заниматься чем угодно, только не главным делом. Актёры часто думают «с кем», «как», «при каких обстоятельствах», но редко думают «что».

- Одна из наиболее заметных ваших ролейв кинофильме Владимира Меньшова «Ширли-мырли». Вы там играли несколько образов (братьев-близнецов). Это была яркая эксцентрическая роль. Насколько плодотворен был опыт работы с Меньшовым?

- Настолько, насколько я стал знаменитым на всю страну. Благодаря этой картине мне теперь проходу нет в России. В этом смысле фильм стал поворотным моментом моей жизни.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно