Пройти мыс Горн – грезил он мальчишкой, бегая по улицам крошечного Елизова на Камчатке. Но даже представить себе не мог, что препятствием на пути к детской мечте станут совсем не штормы, туманы и «неистовые сороковые».
Кладбище кораблей, Пасть Дьявола, Край мира – какими только эпитетами не награждали путешественники проклятое место на юге архипелага Огненная Земля. Притягательное и страшное одновременно… Сегодня Андрей Воробец, в августе отметивший 60-летие, и сам уже не скажет, почему в его обычном советском детстве вдруг родилась мечта обогнуть мыс Горн, не поддавшийся даже Магеллану и Дрейку. Из Комсомольска-на-Амуре, где Андрей появился на свет, родители почти сразу перевезли его на омываемую морями и океаном Камчатку. Но после школы он неожиданно выбрал… небо.
– Первое образование у меня авиационное: вертолёты, авиадвигатели, – рассказывает Воробец. – Окончил Выборгское училище. Потом в Иркутском институте выучился на бурового мастера, работал по специальности. А дальше – 1990-е. Свободный полёт. Небольшой бизнес. Нужно было как-то выживать и кормить семью.
Судьбе вопреки
К приключениям Воробца подтолкнула одна история. В 2003 г., в день ВМФ, он решил покорить один из домашних вулканов Камчатки – Корякский (3456 м). Собралась компания. Поднялись легко. Должны уже были выйти на вершину, как вдруг путь преградил ледник. А народ в кроссовках, некоторые – так чуть ли не в тапочках…
– Это был экзамен с оценкой «не годен». Я понял, что дилетантов горы не любят. Записался в альпклуб и через три года покорил пик Ленина. Но это была одна мечта. Вторую – о кругосветке – я озвучил только приятелю, с которым и планировал совершить поход. У него была яхта, мы начали её готовить, собирали деньги.
Обстоятельства так сложились, что из той затеи ничего не вышло. «Не судьба!» – сказал бы иной. Воробец же – словно стреляный воробей. Мечта осталась. И она должна сбыться.
– Знаете, – говорит Андрей по телефону, и я чувствую его широкую улыбку через тысячи километров. – У меня ведь серьёзная гипертония. Вот я и подумал: какая разница, где издох… простите, окончить земной путь – на диване дома или борясь за жизнь в море? Ну правда?
И Андрей купил собственную лодку – ОЕ-32 «Sea Sparrow», то есть «Морской воробей», съездив за ней в Стокгольм. А затем улетел на Камчатку – готовиться к кругосветке.
– Пенсия моя 18 000 руб. (я вышел в 55 лет). Да, были сбережения – последние годы успешно работал риелтором. Но, глядя на карту Южной Америки, висевшую на кухне, я понимал, что морской поход – мероприятие непредсказуемое.
Андрей прошёл курсы, получил шкиперское удостоверение, регистрацию, позывной. Не было только попутчика. И он стал искать его в соцсетях. Воробец был уверен: как и в горах, в море не бывает случайных людей. Откликнулся Слава – парень из Украины. И 17 сентября 2019 г. экипаж в составе двоих человек вышел в Балтийское море, взяв курс на остров Готланд.
– Осенние штормы начались ещё на Балтике. А когда вышли в Рону (река перед Марселем), попали в чудовищный мистраль. Еле увернулись.
«О политике не говорим!»
Менялись города, страны, попутчики. А Андрей продолжал идти к своей цели. К мечте, которую носил в сердце полвека.
– На лодке со мной побывали граждане России, Украины, Эстонии. Но мы установили железное правило: получаем удовольствие от жизни, наслаждаемся природой, стихией и о политике не говорим.
Природа меж тем подбрасывала всё новые сюрпризы. Как-то 300 км пришлось подниматься вверх по течению Рейна.
– Я шёл на яхте, а пешеходы обгоняли меня, – смеётся Андрей. – В итоге сел на не обозначенную на карте мель. На берегу появились полиция, мигалки, весь бундесвер, кажется, собрался посмотреть на лодку, застрявшую посреди Рейна.
Штормы, мель, огромный кусок целлофана, намотавшийся на винт… Но всякий раз Андрею везло на людей, вовремя приходивших на помощь. Тогда, в Германии, офицер полиции сказал: «Ты сел на мель в нужном месте – недалеко есть подъёмный кран». И волонтёры бесплатно отбуксировали яхту.
На Тенерифе к Воробцу присоединился автостопщик Егор, мечтавший о Южной Америке. «Тебе повезло, парень, вот попутная лошадь», – сказал Воробец. При этом на лодке не было ни спасательного плота, ни спутникового телефона… Двое на лодке. И одна судьба на двоих. «Я согласен», – ответил парень.
Стоял март 2020-го. На Тенерифе путешественники краем уха услышали о карантине. Но Андрею тогда было не до этого – он продолжал движение к мечте. Спустя 7 суток, ночью, яхта оказалась у берегов Кабо-Верде, порт Минделу. Наутро Андрей планировал переставить лодку в марину. Смотрит, а на понтоне работник машет руками: «No! No! Quarantine!» Повсюду плакаты с такими же надписями. И стоянка запрещена.
– Нас поставили сначала на якорь, потом на буй. Тут же подоспел катер с врачами – все в перчатках, масках, встали против ветра, выдали нам спирт – протереть руки. А сами говорят: пандемия по всему миру, на берег нельзя.
Неделю яхта простояла на буе. Спасибо местным – продукты передали на шесте да шланги бросили, чтобы можно было налить воду и топливо. Оставалось одно – продолжать путь. Курсом сразу на Рио. А это 3000 миль.
«Верю и надеюсь!»
– Спустя 28 суток в океане мы достигли «города мечты». Встали на гостевой причал. Тут же возник работник яхт-клуба. А мы уже с легендой: мол, с двигателем проблема, в трюме вода. Он: «Стойте спокойно, утром придёт директор марины, всё решим». Мы подключились к электричеству, воде. Дружелюбные бразильцы приняли нас гостеприимно. Очень позитивный народ, всегда готовый помочь.
К слову, в активе у Андрея ломаный английский, а в кармане гугл-переводчик. Но он уверяет, что с пониманием проблем нет. Даром что смотрят на него здесь как на пришельца с другой планеты и у всех перед глазами маячит денежный мешок. 22 апреля 2020 г. Андрей и Егор пришли в Рио. В мае вывозным рейсом попутчик улетел в Россию. Воробец остался один. С лодкой. И с целью, которой так и не достиг…
Сначала стоял на буе в Рио, готовил «Sea Sparrow» к дальнейшему путешествию, там же подружился с местным яхтсменом Маурисио. А на острове Илья-Гранди познакомился с хозяйкой яхтенного магазина, 73-летней донной Алаид, и восемь месяцев провёл там. Работал водителем, охранником. Чинил генераторы, насосы, водопровод. Копал огороды…
– За это меня кормили и разрешили бесплатную стоянку. Даже зарплату предлагали, но я отказался. Спасибо и на том. Илья-Гранди – райское место…
Сейчас Андрей в городе Гуаружа, на верфи «Пирс 26». Всю грязную работу по починке лодки выполнил сам. Но денег всё равно не хватает – яхте 44 года, два последних она была в агрессивной морской среде, преодолевала штормы. Ремонт корпуса, паруса, такелаж, стоянка – всё это выливается в тысячи долларов, которых у мечтателя нет. Но в начале декабря Воробец должен покинуть верфь. Чтобы снова устремиться навстречу мечте.
– Сегодня я понимаю, что не был в полной мере готов к походу. Маршрут очень серьёзный. Не знаю, как всё сложится. Но верю и надеюсь. Что ещё остаётся? Простите, начинается рабочий день. Люди собираются…
Андрей кладёт трубку. А потом присылает несколько эмодзи с поднятым большим пальцем. Всё будет хорошо!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть