История легенды
2 сентября 1989 года. В английском Саутгемптоне был дан старт кругосветной регате на парусных яхтах «Whitbread» (ныне Volvo Ocean Race). Среди 23 участников была и советская гоночная океанская яхта-дебютант под названием «Фазиси» (древнее название грузинской реки Риони, считавшейся восточным пределом морской навигации. - Прим. авт.). Ее выход многие сочли безумием, предрекали бесславие.
Букмекеры принимали ставки 100 к 1 на то, что она просто придет к финишу. Еще бы, ведь до «Фазиси» в СССР не было ни одной собственной яхты подобного класса. Создававшие модель советские конструкторы даже не видели западных аналогов, целиком и полностью следуя собственным представлениям, переложенным на чертежи. Конструировали в Ленинграде, строили на судоверфи в грузинском Поти, доставляли в Англию на самолете.
Результатом совместной работы лучших научных умов и профессиональных яхтсменов из Москвы, Киева, а также иных городов страны стала нетипичная алюминиевая лодка.У яхты были нестандартный киль, узкая корма и малое водоизмещение. Как выяснилось впоследствии, именно за счет такой неординарной конструкции она оказалась способной лучше иных выдерживать сильные ветра.
Костяк экипажа составили киевские любители парусного спорта во главе с капитаном, инженером-строителем Алексеем Грищенко. Для них все было как в известной песне – впервые и вновь, но парни, ни разу даже не видевшие океана, сотворили сенсацию. После первого этапа завершившейся в Уругвае гонки они оказались на 6-м месте. Уступили лишь экипажам с миллионными бюджетами, огромным соревновательным опытом и основательной подготовкой.
Впрочем, радость от успеха длилась недолго. Неожиданно пропал капитан. Алексея Грищенко искали несколько дней. В результате нашли повешенным на дереве в одном из парков Пунта-дель-Эсте. Официальная версия – суицид. Но до сих пор поговаривают разное...
И все-таки потерявший лидера экипаж нашел в себе силы продолжить соревнования. Командование яхтой принял на себя известный американский яхтсмен Скип Новак. В итоге «Фазиси» пришла к финишу 11-й, совершив настоящий спортивный подвиг.
Капитан и Америка
Та кругосветная регата так и осталась единственной в истории не только советского яхтинга, но и образовавшихся после распада СССР государств.
О «Фазиси» почти забыли. Лишь периодически всплывали известия, что она по-прежнему бороздит водные просторы, ведомая то ли американцами, то ли еще кем-то. Так продолжалось вплоть до конца 2017 года, когда о яхте снова заговорили.
Точнее, заговорил один человек – эмигрировавший два десятка лет назад в США гродненец Юрий РАВЛУШКО. История о судьбе яхты, переплетенной с его собственной судьбой, оказалась не менее интересна, чем повествование о «кругосветке» «Фазиси». Вот что он рассказал специально для «АиФ».

- Родился я в Мурманске, но затем оказался в Беларуси. Учился на вечернем отделении Гродненского госуниверситета, увлекался боксом. Тренировался и работал в СК «Буревестник». Однажды повстречал человека, изменившего мое мировоззрение: Евгения Подобеда. Он подготовил первого на Гродненщине мастера спорта СССР по гребле Ивана Труся. Последний в свою очередь вырастил целую плеяду яхтсменов, включая участника сеульской Олимпиады Олега Мирона. Именно Евгений Петрович привил мне любовь к парусному спорту.
За дело я взялся с энтузиазмом. Как известно, парусный спорт – это борьба на воде, но подготовка на суше. Поэтому организовал у деревни Озеры, что в Гродненском районе, яхт-клуб «Капитан». С единомышленниками переоборудовали под него гребную базу. Двенадцать лет был его директором. Клуб и сейчас «на плаву», разве что изменил название. Впрочем, тренеры все те же – В.Денисов, Л.Козич, Д.Дягель и др.
Ну а я переехал жить в Америку. Осуществляю наземные перевозки. Америку объездил вдоль и поперек. Попутно занимаюсь яхтингом. До сих пор участвую в различных регатах.
С «Фазиси» мой путь пересекся в 2013 году. Ее владельцем была ассоциация польских яхтсменов Северной Америки и Канады (PYANA). Меня пригласили на яхту на должность помощника капитана. Наряду с другими я ремонтировал и готовил яхту, затем прошел на ней более тысячи морских миль (почти 2 тысячи километров. - Прим. авт.).
Яхта его жизни
- В 2015 году при следовании на «Фазиси» в районе Бермудского треугольника мы попали в шторм, - вспоминает Юрий Равлушко. – На борту яхты, помимо меня, были всего два человека. Спустя 8 часов упорной борьбы оказались в эпицентре урагана. Выжили чудом, но яхта оказалась серьезно повреждена. Через пробоину внутрь стремительно прибывала вода. Чтобы выйти из положения, шкипер стал за руль, а мы вдвоем черпали воду ведрами и выливали за борт. Когда же «Фазиси» в очередной раз накренилась на бок, парус в буквальном смысле прилип к гигантской волне. Двигатель сорвало с подушек. Вот-вот яхта должна была перевернуться. Чтобы избежать этого, я отрезал парус и сам встал за штурвал.
Помимо течи, у яхты были и иные серьезные повреждения. Вырваны стойки релингов (ограждение на палубе. - Прим. авт.), сломан один из штурвалов, порван штормовой парус. Мы латали ее как могли. К примеру, в отсутствие болтов и гаек двигатель вязали веревками.
Спустя несколько часов после подачи сигнала SOS нас заметили с самолета береговой охраны США и прислали спасательный вертолет. Для эвакуации предложили отплыть от яхты на сотню метров в бушующий океан, покинув «Фазиси». Посовещавшись между собой, наша команда приняла решение не бросать яхту и начать дрейф. Как оказалось впоследствии, решение выбрали верное. Спустя сутки неподалеку проходил сухогруз. Мы связались с его командой, моряки поделились с нами едой и водой.
Надо отдать должное нашей многострадальной яхте. Она с блеском выдержала очередное суровое испытание. Как и в 1989 году, дошла до берега, где мы произвели ее ремонт и затем вернулись в Нью-Йорк.
Все ради яхты
- Впоследствии я переехал в Чикаго, а «Фазиси» продолжала бороздить океан, пока осенью 2017 года ее не накрыл очередной ураган под названием «Ирма», - продолжает рассказ Юрий Равлушко. – В общей сложности разбушевавшаяся стихия уничтожила и повредила 2500 яхт и судов.
«Фазиси» выбросило на берег острова Кей-Уэст в архипелаге Флорида-Кис. Пролежав на берегу без присмотра, яхта подверглась разграблению.
Ну а 8 января 2018 года береговая охрана США уведомила руководство PYANA, что спустя два дня яхта будет утилизирована.
В качестве представителя PYANA я немедля вылетел на Кей-Уэст. Зрелище предстало удручающее. Разбитая «Фазиси» лежала на барже. Бросались в глаза отметины мародеров. Но, даже несмотря на это, для меня она была по-прежнему элегантной, грациозной и фактически родной. Стоя возле судна, с которым нас породнил океан, я мысленно разговаривал с ним. Благодарил за яркий след в истории, за службу и за спасенные жизни. И как-то сама собой пришла мысль, что я просто не имею морального права дать ему уйти в забвение. Ведь это легенда мировой величины, заслужившая права остаться живой! Поэтому принял решение во что бы то ни стало спасти яхту.
За собственные средства я выкупил остов и обломки, занялся восстановлением. Пока нахожусь на начальном этапе. Четких планов нет. Основательная реставрация потребует больше миллиона долларов, а если поставить корабль в виде памятника на земле – тысяч сто. Но надежд не теряю, ищу средства. Возможно, организую фонд. Многие яхтсмены предлагают прибегнуть к краудфандингу. Сейчас помощь мне оказывает лишь команда Inter-Pro sailing team (капитан - Крис Камински), членом которой я являюсь. Кроме того, за дело взялся Владислав Мурников – один из основателей проекта участия «Фазиси» в той самой кругосветной гонке «Whitbread» 1989-1990 годов. Подключился и Скип Новак, который рассматривает вариант возможного перехода на «Фазиси» через Атлантику совместно с Федором Конюховым.
С надеждой и верой
Рассуждая о дальнейшей судьбе «Фазиси», Юрий Равлушко подчеркнул, что история предначертала яхте ходить под российским флагом. Поэтому выразил готовность передать ее при заинтересованности со стороны правопреемницы СССР. Ну а пока поднял на яхте флаг Республики Беларусь. Рассудил, что ранее она имела отношение к России, затем Польше, а сейчас принадлежит ему – человеку, ставшему яхтсменом в Беларуси.

Владимир Сиверин, "Аргументы и факты"









Прочь от Солнца! Как в СССР пытались превратить Землю в звездолёт
Он мог создать иной СССР. Жизнь и гибель Петра Машерова
Знай наших! Победители известных телешоу из Беларуси
Движение Белова. Настоящая история «трех секунд Мюнхена»
Герои дальней авиации. Как наши земляки осваивали «пятый океан»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть