История легенды
2 сентября 1989 года. В английском Саутгемптоне был дан старт кругосветной регате на парусных яхтах «Whitbread» (ныне Volvo Ocean Race). Среди 23 участников была и советская гоночная океанская яхта-дебютант под названием «Фазиси» (древнее название грузинской реки Риони, считавшейся восточным пределом морской навигации. - Прим. авт.). Ее выход многие сочли безумием, предрекали бесславие.
Букмекеры принимали ставки 100 к 1 на то, что она просто придет к финишу. Еще бы, ведь до «Фазиси» в СССР не было ни одной собственной яхты подобного класса. Создававшие модель советские конструкторы даже не видели западных аналогов, целиком и полностью следуя собственным представлениям, переложенным на чертежи. Конструировали в Ленинграде, строили на судоверфи в грузинском Поти, доставляли в Англию на самолете.
Результатом совместной работы лучших научных умов и профессиональных яхтсменов из Москвы, Киева, а также иных городов страны стала нетипичная алюминиевая лодка.У яхты были нестандартный киль, узкая корма и малое водоизмещение. Как выяснилось впоследствии, именно за счет такой неординарной конструкции она оказалась способной лучше иных выдерживать сильные ветра.
Костяк экипажа составили киевские любители парусного спорта во главе с капитаном, инженером-строителем Алексеем Грищенко. Для них все было как в известной песне – впервые и вновь, но парни, ни разу даже не видевшие океана, сотворили сенсацию. После первого этапа завершившейся в Уругвае гонки они оказались на 6-м месте. Уступили лишь экипажам с миллионными бюджетами, огромным соревновательным опытом и основательной подготовкой.
Впрочем, радость от успеха длилась недолго. Неожиданно пропал капитан. Алексея Грищенко искали несколько дней. В результате нашли повешенным на дереве в одном из парков Пунта-дель-Эсте. Официальная версия – суицид. Но до сих пор поговаривают разное...
И все-таки потерявший лидера экипаж нашел в себе силы продолжить соревнования. Командование яхтой принял на себя известный американский яхтсмен Скип Новак. В итоге «Фазиси» пришла к финишу 11-й, совершив настоящий спортивный подвиг.
Капитан и Америка
Та кругосветная регата так и осталась единственной в истории не только советского яхтинга, но и образовавшихся после распада СССР государств.
О «Фазиси» почти забыли. Лишь периодически всплывали известия, что она по-прежнему бороздит водные просторы, ведомая то ли американцами, то ли еще кем-то. Так продолжалось вплоть до конца 2017 года, когда о яхте снова заговорили.
Точнее, заговорил один человек – эмигрировавший два десятка лет назад в США гродненец Юрий РАВЛУШКО. История о судьбе яхты, переплетенной с его собственной судьбой, оказалась не менее интересна, чем повествование о «кругосветке» «Фазиси». Вот что он рассказал специально для «АиФ».
- Родился я в Мурманске, но затем оказался в Беларуси. Учился на вечернем отделении Гродненского госуниверситета, увлекался боксом. Тренировался и работал в СК «Буревестник». Однажды повстречал человека, изменившего мое мировоззрение: Евгения Подобеда. Он подготовил первого на Гродненщине мастера спорта СССР по гребле Ивана Труся. Последний в свою очередь вырастил целую плеяду яхтсменов, включая участника сеульской Олимпиады Олега Мирона. Именно Евгений Петрович привил мне любовь к парусному спорту.
За дело я взялся с энтузиазмом. Как известно, парусный спорт – это борьба на воде, но подготовка на суше. Поэтому организовал у деревни Озеры, что в Гродненском районе, яхт-клуб «Капитан». С единомышленниками переоборудовали под него гребную базу. Двенадцать лет был его директором. Клуб и сейчас «на плаву», разве что изменил название. Впрочем, тренеры все те же – В.Денисов, Л.Козич, Д.Дягель и др.
Ну а я переехал жить в Америку. Осуществляю наземные перевозки. Америку объездил вдоль и поперек. Попутно занимаюсь яхтингом. До сих пор участвую в различных регатах.
С «Фазиси» мой путь пересекся в 2013 году. Ее владельцем была ассоциация польских яхтсменов Северной Америки и Канады (PYANA). Меня пригласили на яхту на должность помощника капитана. Наряду с другими я ремонтировал и готовил яхту, затем прошел на ней более тысячи морских миль (почти 2 тысячи километров. - Прим. авт.).
Яхта его жизни
- В 2015 году при следовании на «Фазиси» в районе Бермудского треугольника мы попали в шторм, - вспоминает Юрий Равлушко. – На борту яхты, помимо меня, были всего два человека. Спустя 8 часов упорной борьбы оказались в эпицентре урагана. Выжили чудом, но яхта оказалась серьезно повреждена. Через пробоину внутрь стремительно прибывала вода. Чтобы выйти из положения, шкипер стал за руль, а мы вдвоем черпали воду ведрами и выливали за борт. Когда же «Фазиси» в очередной раз накренилась на бок, парус в буквальном смысле прилип к гигантской волне. Двигатель сорвало с подушек. Вот-вот яхта должна была перевернуться. Чтобы избежать этого, я отрезал парус и сам встал за штурвал.
Помимо течи, у яхты были и иные серьезные повреждения. Вырваны стойки релингов (ограждение на палубе. - Прим. авт.), сломан один из штурвалов, порван штормовой парус. Мы латали ее как могли. К примеру, в отсутствие болтов и гаек двигатель вязали веревками.
Спустя несколько часов после подачи сигнала SOS нас заметили с самолета береговой охраны США и прислали спасательный вертолет. Для эвакуации предложили отплыть от яхты на сотню метров в бушующий океан, покинув «Фазиси». Посовещавшись между собой, наша команда приняла решение не бросать яхту и начать дрейф. Как оказалось впоследствии, решение выбрали верное. Спустя сутки неподалеку проходил сухогруз. Мы связались с его командой, моряки поделились с нами едой и водой.
Надо отдать должное нашей многострадальной яхте. Она с блеском выдержала очередное суровое испытание. Как и в 1989 году, дошла до берега, где мы произвели ее ремонт и затем вернулись в Нью-Йорк.
Все ради яхты
- Впоследствии я переехал в Чикаго, а «Фазиси» продолжала бороздить океан, пока осенью 2017 года ее не накрыл очередной ураган под названием «Ирма», - продолжает рассказ Юрий Равлушко. – В общей сложности разбушевавшаяся стихия уничтожила и повредила 2500 яхт и судов.
«Фазиси» выбросило на берег острова Кей-Уэст в архипелаге Флорида-Кис. Пролежав на берегу без присмотра, яхта подверглась разграблению.
Ну а 8 января 2018 года береговая охрана США уведомила руководство PYANA, что спустя два дня яхта будет утилизирована.
В качестве представителя PYANA я немедля вылетел на Кей-Уэст. Зрелище предстало удручающее. Разбитая «Фазиси» лежала на барже. Бросались в глаза отметины мародеров. Но, даже несмотря на это, для меня она была по-прежнему элегантной, грациозной и фактически родной. Стоя возле судна, с которым нас породнил океан, я мысленно разговаривал с ним. Благодарил за яркий след в истории, за службу и за спасенные жизни. И как-то сама собой пришла мысль, что я просто не имею морального права дать ему уйти в забвение. Ведь это легенда мировой величины, заслужившая права остаться живой! Поэтому принял решение во что бы то ни стало спасти яхту.
За собственные средства я выкупил остов и обломки, занялся восстановлением. Пока нахожусь на начальном этапе. Четких планов нет. Основательная реставрация потребует больше миллиона долларов, а если поставить корабль в виде памятника на земле – тысяч сто. Но надежд не теряю, ищу средства. Возможно, организую фонд. Многие яхтсмены предлагают прибегнуть к краудфандингу. Сейчас помощь мне оказывает лишь команда Inter-Pro sailing team (капитан - Крис Камински), членом которой я являюсь. Кроме того, за дело взялся Владислав Мурников – один из основателей проекта участия «Фазиси» в той самой кругосветной гонке «Whitbread» 1989-1990 годов. Подключился и Скип Новак, который рассматривает вариант возможного перехода на «Фазиси» через Атлантику совместно с Федором Конюховым.
С надеждой и верой
Рассуждая о дальнейшей судьбе «Фазиси», Юрий Равлушко подчеркнул, что история предначертала яхте ходить под российским флагом. Поэтому выразил готовность передать ее при заинтересованности со стороны правопреемницы СССР. Ну а пока поднял на яхте флаг Республики Беларусь. Рассудил, что ранее она имела отношение к России, затем Польше, а сейчас принадлежит ему – человеку, ставшему яхтсменом в Беларуси.
Владимир Сиверин, "Аргументы и факты"
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть