С первых шагов развития авиации конструкторы мечтали не только высоко поднять свой самолет, но и дать ему возможность далеко и долго лететь в голубых просторах неба.
Еще в начале прошлого столетия стали появляться такие самолеты. Впервые тяжелый пассажирский самолет с 4 двигателями на крыльях конструкции И.И.Сикорского «Илья Муромец» был создан на Русско-балтийском вагоностроительном заводе в 1913 году. В течение короткого времени на нем было установлено несколько мировых рекордов дальности и грузоподъемности, которые были занесены в книгу рекордов Гиннесса. Одним из первых пилотов-испытателей этого самолета был наш земляк Глеб Алехнович. В годы Первой мировой войны он воевал на «Илье Муромце» со своим помощником, другим выходцем из Беларуси, не менее легендарным лётчиком прошлого столетия Авениром Костенчиком. К этому периоду относится и рождение Дальней авиации, вписавшей яркую страницу в развитие Воздушного флота.
Антон Алехнович
Первый в истории цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик ТБ-1 был создан под руководством известного авиаконструктора А.Н.Туполева в 1925 году. Позже в том же конструкторском бюро появился еще более совершенный самолет ТБ-3, которому в годы Великой Отечественной войны было доверено выполнять самые ответственные полеты в далекий тыл врага. Дальняя авиация участвовала во всех крупных операциях Красной Армии в годы войны. Было выполнено более 200 тысяч боевых вылетов, сброшено свыше двух миллионов бомб. 269 солдат и офицеров Дальней авиации стали Героями Советского Союза, шестеро из них удостоены этого звания дважды. Автору этих строк выпала счастливая возможность выполнять свою летную работу под руководством одного из этих героев.
Антон Адамович Алехнович родился 2 апреля 1914 года в деревне Доброводка, что недалеко от Смолевичей на Минщине. Судьбе, видимо, было угодно, чтобы славную эстафету одного из пилотов «Ильи Муромца» Глеба Алехновича принял и продолжил в своей героической биографии Антон Алехнович. Его юность была вполне обычной и как две капли воды похожей на жизни десятков и сотен тысяч его сверстников-комсомольцев 30-х годов прошлого века. Сначала школа, потом фабрично-заводское обучение в Ленинграде, работа слесарем на заводе и, наконец, военно-авиационная школа пилотов, которую он успешно окончил в 1938 году. Как одного из лучших выпускников его направили в Новосибирскую авиационную школу пилотов на должность лётчика-инструктора. Началась Великая Отечественная война. Старший лейтенант летчик Алехнович писал рапорт за рапортом - рвался в бой. Но был издан приказ Наркома обороны, запрещающий отправлять опытных летчиков-инструкторов на фронт. И только в 1942 году он добился своего.
4-й авиационный полк дальнего действия на Сталинградском фронте стал его стартовой площадкой. На самолете ДБ-3ф, а чуть позже на легендарном ИЛ-4, первые боевые вылеты совершал на авиаподдержку войск, оборонявшихся непосредственно в Сталинграде. Первую боевую награду – орден Красного Знамени - Алехнович получил за полеты на разведку в район Полтавы и Харькова. А с конца зимы 1942-1943 года его экипаж в составе штурмана Владимира Павлова, стрелка Александра Карпова и бортового радиста Петра Гаврилова стал совершать дальние рейсы по тылам противника, нанося удары по целям в Брянске, Орле, Смоленске, Киеве, Полтаве, Кременчуге, Вязьме, Харькове, Орше, Могилеве и Гомеле.
Взорвать Дом правительства
Перед полётом на аэродром прибыл генерал:
- Товарищи, вам необходимо выполнить задание особой важности. Центральный штаб партизанского движения сообщил, что в Минске в здании Дома правительства будет совещание высшего командования фашистских войск. Цель, которую нужно поразить, усиленно охраняется, подходы к ней с воздуха также под пристальным вниманием врага, но ее нужно уничтожить. Нужны добровольцы.
- Я хорошо знаю Минск, - обратился к генералу Алехнович. - Разрешите эту задачу выполнить нашему экипажу.
Полёт проходил ночью
«Жаль, что именно в этом месте собрались фашисты, - думал командир. – Такое красивое здание». И в этот момент, будто услышав его мысли, радист принял с земли приказ – задание отменятся. Бомбы нужно сбросить на другую цель – железнодорожный узел.
Прошли считаные секунды, и с борта самолета срываются бомбы, точно накрыв указанную цель.
По донесениям партизан, уже на базовом аэродроме экипаж узнал итоги своей «ночной смены». В ходе налета «дальнобойщиков» одна из бомб поразила здание комендатуры, где у гитлеровцев в ту ночь вовсю «гудел» банкет. И он «удался на славу». Это произошло в ночь на 8 июня 1943 года. Кроме того, в ходе этого боевого задания была выведена из строя товарная станция, уничтожены более 15 эшелонов с живой силой и техникой врага.
Доставить груз Батьке Минаю
Вот получено очередное задание: сбросить груз в распоряжение партизанской бригады Батьки Миная. Кружит самолет. На борту оружие, боеприпасы, медикаменты и письма с Большой земли. Но цели не видно. Командир снова и снова разворачивал самолет, предельно снижая его к лесному массиву. И вдруг под крылом самолета взметнулись четыре огненных всплеска.
- Ракету, штурман. Вижу костры.
И снизу две ракеты – свои. Повисли над лесом ящики, раскачиваясь на парашютных стропах. И самолет, хоть и не видно его с земли, приветливо качает крыльями.
- Принимайте подарки, земляки. До встречи.
За полеты к белорусским партизанам и смелые «крылатые» рейды в глубокий тыл врага капитан Алехнович был повышен в должности – стал заместителем командира эскадрильи, ему было присвоено звание майора, он был представлен к званию Героя Советского Союза. Но оно ему было присвоено только в 1944 году. Именно тогда, впервые за войну, вышел приказ Верховного Главнокомандующего: широко и торжественно, с воздушным парадом над Красной площадью в Москве и салютом отметить День Воздушного флота. В специальном праздничном Указе от 19 августа 1944 года значились 46 фамилий авиаторов Дальней авиации, удостоенных звания Героя Советского Союза. Самых что ни на есть самых! Среди них были и фамилии майора А.Алехновича и штурмана его экипажа старшего лейтенанта В. Павлова.
Приземлиться в океан
После войны страна приступила к мирному созидательному труду – шло восстановление разрушенных городов и сел, фабрик и заводов. Но и в мирное время есть место подвигам. Таким подвигом по праву можно считать участие гвардии полковника Алехновича в осуществлении полетов в Арктику. Он стал единственным в мире лётчиком, посадившем тяжелый бомбардировщик ТУ-16а на дрейфующую в Северном Ледовитом океане льдину. А когда пришла пора расстаться с лётной работой, он все равно не попрощался с авиацией. Долгие годы Алехнович возглавлял службу движения Белорусского управления Гражданской авиации. Многие из его однополчан и лётчиков других полков Дальней авиации успешно продолжали свою карьеру в гражданской авиации.
Виктор ТЕЛЯКОВ, ветеран авиации
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть