И в тот же день был выполнен первый полет по маршруту Минск-Москва на самолете К-5.
Партизанская эскадрилья
Особенно тяжелые испытания гражданской авиации Беларуси пришлось пережить в годы Великой Отечественной войны. Уже с 22 июня 1941 года многие летчики вступили в единоборство с врагом на своих тихоходных По-2, выполняя первые боевые полеты по доставке в районы размещения наших войск медикаментов, срочных донесений, вывозя с поля боя раненых воинов. Особенно отличилась в боевых действиях Белорусская особая авиагруппа Гражданского воздушного флота, переименованная позже в 1-й отдельный авиаполк, который в марте 1944 года был преобразован в 120-й отдельный гвардейский авиаполк ГВФ. Сотни ответственных полетов в труднейших условиях военного времени совершили бывшие гражданские летчики С.П. Степанов, Б.А. Ярошевич, Т.А. Ковалев, В.С. Ползунов, А.В. Жога, И.Л. Тарасов, А.Е. Неклюдов, Н.И. Жуков, Г.Д. Дзюба, С.В. Валицкий, Д.Г. Глущенко, К.Д. Горбунов и многие другие. Немало героических подвигов совершили в трудный военный период авиаторы 105-го гвардейского авиаполка, которым командовал полковник Евгений Томасович Клуссон (на фото). Это по его инициативе еще в начале войны начались массовые полеты к белорусским партизанам. В полку была создана специальная ночная, или, как ее называли, партизанская эскадрилья.
Закончив свой боевой путь после взятия Кенигсберга, 105-й гвардейский Паневежский Александра Невского авиационный полк гражданского воздушного флота приказом начальника Главного управления ГВФ СССР, маршала авиации Ф. А. Астахова был передан Белорусскому управлению. А его боевой командир, полковник Евгений Клуссон стал одним из первых руководителей «крылатой отрасли» партизанской республики уже на ее мирных трассах.
На смену пришли АН и ТУ
Самолеты По-2 (те самые, которые летали в грозном небе во время войны) начали выполнять регулярные почтово-пассажирские полеты. Успешно начали летать самолеты Ли-2 по первым международным маршрутам - в Варшаву и Прагу. Шло интенсивное строительство аэропортов во всех городах Беларуси, открывались новые воздушные трассы. В увеличении объема грузовых и пассажирских авиаперевозок большую роль сыграл введенный в эксплуатацию в 1957 году новый столичный аэровокзал, который сегодня сохранен как историческое архитектурное сооружение. Постепенно обновлялся и самолетный парк. Вместо По-2 и другой поршневой авиации в белорусском небе стали появляться турбовинтовые и реактивные самолеты, такие как Ан-10, Ан-12, Ту-124 и Ту-134.
Интеграция
Из всех достижений белорусских авиаторов самым важным остается обеспечение безопасности полетов. Требования к этому важному фактору - к надежности и качеству авиаперевозок - повышаются с каждым годом. Выгодное географическое положение государства имеет экономические предпосылки для наращивания объемов авиаперевозок и способствует успешной интеграции белорусской гражданской авиации в Европейскую авиатранспортную сеть. С 1993 года Беларусь - член Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Кроме того, республикой подписаны 46 межгосударственных соглашений в воздушном сообщении. А национальная авиакомпания «Белавиа» - член Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), объединяющей более 230 авиакомпаний из 135 стран.
100 государств
Сегодня над нашей страной совершают рейсы самолеты авиакомпаний из 100 государств мира. Каждые сутки над нами осуществляются полеты около 1000 воздушных лайнеров. Если раньше над Беларусью пролегали всего пять международных трасс, общая протяженность которых составляла чуть более 700 км, то сегодня эта цифра уже превышает 25 тыс. км. И за всем этим потоком самолетов разных конструкций, а также их взлетом и посадкой во всех аэропортах республики, следят опытные специалисты предприятия по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация». Развитие и совершенствование гражданской авиации требует серьезного подхода и к подготовке авиационных кадров. С этой задачей справляется вновь созданная Белорусская государственная академия авиации на базе Минского государственного высшего авиационного колледжа. Выпускники академии составляют основу инженерно-технических кадров Гражданской авиации Беларуси.
Устойчивый комплекс
Национальная пассажирская авиакомпания «Белавиа», самый крупный грузовой авиаперевозчик «Трансавиаэкспорт», парк воздушных судов которого составляют самолеты Ил-76 и «Боинг-747», современный Национальный аэропорт «Минск» международного уровня, развитая сеть областных аэропортов, современная система организации воздушного движения, Минский авиаремонтный завод, а также авиакомпании, специализирующиеся на выполнении авиационно-химических работ, - вот тот комплекс, который сегодня обеспечивает успешное и устойчивое развитие воздушного транспорта нашей страны.
Виктор ТЕЛЯКОВ, ветеран авиации
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть