3341

Творческая позиция. Об азах и перспективах художественного образования

№ 23 от 2 июня 2015 года 02/06/2015

23-33-1Одну из таких интересных методик продемонстрировала преподаватель Минской государственной гимназии-колледжа искусств Юлия КОЧЕРГИНА. Она предложила детям бумажный конструктор из частей собаки: туловища, лап, мордочки, ушей, хвоста. Дети могли составлять изображение животного, пробуя различные варианты. Постигая таким образом базовую «анатомию» животного, можно понять, как отображать его на холсте в различных позах и движении. Сконструированный образ можно отложить и использовать его как подсказку, а если что-то пошло не так, взять необходимую часть и просто обвести ее. Затем детям было предложено, основываясь на  контурном изображении, дополнить образы деталями, делая их индивидуальными, а также придумать и нарисовать историю, в которой участвует их новый друг. Детей очень захватывает процесс конструирования животного и последующее изображение его линией и цветом. В итоге через час работы у ребят получились динамичные живые образы собаки, которые они сами создали.

Юлия Кочергина рассказала «АиФ» о том, какие методики применяются сегодня в гимназии-колледже для раскрытия художественных способностей и какие перспективы открываются людям с художественным образованием.

Авторский стиль

- Юлия, вы художник в третьем поколении. Отличаются ли сегодня методики преподавания в художественном образовании от практики 40-20-летней давности?

- Современные дети совсем другие, они растут и воспитываются в ином информационном поле. Невозможно сопоставить с прежними сегодняшние технологические возможности и ассортимент художественных материалов. Поэтому, бесспорно, методики, способы преподавания должны претерпевать изменения и идти в ногу со временем. Но задача педагогов еще и в другом. В современном мире детям (как, собственно, и взрослым) предоставляется неограниченное количество информации, и они сталкиваются со сложностью выбора, отделения зерен от плевел, проблемой систематизации добытой информации и применения ее для решения творческих задач. На мой взгляд, только воспитание устойчивой творческой позиции может обеспечить человеку возможность адекватно реагировать на новые вызовы в искусстве.

- Внедряются ли авторские методики обучения живописи?

- Существует общая базовая программа по изобразительному искусству (гимназия) и, к примеру, по рисунку и живописи (колледж). Но надо понимать, что каждый конкретный преподаватель в большей или в меньшей степени трансформирует эту универсальную основу и привносит в работу свое собственное профессиональное видение, делится своим уникальным художественным опытом. Тут нет мелочей, важно, какие именно ученические работы из фонда будут продемонстрированы в качестве примеров, каких художников порекомендуют посмотреть для вдохновения, какие теоретические труды нужно прочесть на досуге, на какую выставку пойти. В результате можно говорить о том, что методика всегда остается авторской. Это особенно очевидно на итоговых просмотрах (выставках работ по результатам семестра). Все рисуют одни и те же модели гипсовых голов, но даже не очень искушенный зритель без труда уловит различие в работах учеников из мастерских разных преподавателей.

Индивидуальность на практике

- Произведения искусства отличаются неповторимостью. Каким образом вы развиваете в детях индивидуальность и собственный взгляд на мир?

- Чтобы дать возможность познавать, развивать свои способности и свободно ими манипулировать, в программе предусмотрено последовательное освоение как можно большего количества разнообразных техник, видов деятельности. Кроме основных художественных дисциплин (рисунок, живопись и композиция), каждый ученик проходит курсы керамики, соломоплетения, росписи по стеклу, вытинанки, батика, валяния из войлока и даже художественного моделирования одежды, вязания; в старших классах - освоение основ шрифта, изучение основ работы с цифровыми изображениями, объемное моделирование. Дополнительным стимулом для развития творческой инициативы становятся регулярные персональные (в выставочных залах самой гимназии, в Малом зале филармонии, в лицеях Польши и Литвы в рамках сотрудничества и обмена опытом) и групповые выставки. Также есть регулярная возможность участия в международных пленэрных проектах. Подобные практики дают ученикам реальный шанс со стороны оценить свои достижения и уровень, обменяться ценным опытом.

Судить о том, насколько разнообразны творческие проявления наших учеников, можно исходя из спектра тем их дипломных работ. В качестве примера можно привести разработки элементов фирменного стиля для Детского хирургического центра и многих других реально существующих предприятий и фирм, создание оригинальных макетов книг, календарей, путеводителей и разной полиграфической продукции, разработка дизайна предметов интерьера, к примеру, светильников, разработка идей различных развивающих игр для детей, создание анимационных фильмов по собственному сценарию и т.д.

Перспективы

- По заявлениям кадровых агентств России, там сегодня наблюдается острая нехватка художников, дизайнеров, людей с художественным образованием. А на наших выпускников лицея есть спрос на рынке? Где они потом трудоустраиваются?

- Как правило, выпускники Минской государственной гимназии-колледжа искусств стремятся к дальнейшему развитию уровня своего мастерства и успешно поступают в различные вузы (Академия искусств, БГУ, БНТУ, ИСЗ, ЕГУ, академии искусств в Катовице, Варшаве, Праге, Москве, Санкт-Петербурге и других). 95% из них, имея за плечами прочную базовую подготовку, уверенно становятся студентами.

По окончании МГГКИ выпускники получают специальность «графический дизайнер, дизайнер тары и упаковки», а также «преподаватель изобразительного искусства». Потенциально они могут распределяться в различные фирмы, нуждающиеся в такой штатной единице, как дизайнер, а также в многочисленные центры детского творчества.

vaschuk-03
Бумажный конструктор из частей собаки: туловища, лап, мордочки, ушей, хвоста.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно