«Творческая революция, которая произойдет в течение ближайших 25-30 лет, по своему значению, видимо, не уступит революции научно-технической. Главной целью обучения станет развитие творческого мышления на протяжении всей жизни человека. Поразительно низкий коэффициент реализации творческих возможностей, свойственный предшествующим векам, будет вызывать в ХХI веке такое же удивление, какое вызывает у нас низкий коэффициент полезного действия старинных паровых экипажей...»
КСТАТИ |
Качества, присущие творческой личности (по Г. Альтшуллеру):
|
Этот прогноз сделал 30 лет назад известный ученый-изобретатель Генрих Альтшуллер, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. В 70-е годы эта методика изобретательства и развития творческих способностей была очень популярной в СССР - на ее основе открывались общественные школы, ТРИЗ внедрялась в образовательные программы вузов. Автор методики утверждал, что «избранность» изобретателей - это миф, что «к творчеству, к самому высокому творчеству от рождения способны все». Нужно лишь дать людям инструмент, открыть иной метод решения творческих задач. Для создания ТРИЗ ученый исследовал 200 тысяч наиболее значительных изобретений, чтобы выяснить и систематизировать законы развития технических систем, разработать программу решения сложных изобретательских задач и приемов по преодолению психологических барьеров для принятия нестандартных решений. Однако, как видим, прогноз изобретателя пока не сбылся - даже спустя 30 лет развитие творческого мышления не стало главной целью образования. И до сих пор остаются актуальными слова ученого о том, что «в цепочке «школа-вуз-производство-наука» больше всех отстает в обучении творческому мышлению школа, хотя именно здесь должны загораться первые искры творчества». ТРИЗ в белорусских школах существует только в экспериментальном порядке.
Цель - созидание
- ТРИЗ-педагогика - это система воспитания свойств характера и интеллекта, необходимых для жизни в изменяющемся мире. Моя экспериментальная работа с использованием этой методики в школе показала, что «тризовские» дети значительно отличались от остальных по психологическим параметрам - они хотели и умели учиться, были самостоятельны, обладали активной жизненной позицией, пониманием, что перед нами стоят не проблемы, а задачи, которые можно и нужно решать. С ними было всегда интересно. И хотя учителя старшей школы предъявляли претензии, что эти дети «не умеют сидеть тихо», но никто ни разу не сказал, что они «не умеют работать». То есть у детей были сформированы надпредметные умения - компетенции, - делится результатами экспериментальной деятельности учитель Светлана ГИН. - Многолетний опыт использования ТРИЗ в нашей стране и за рубежом показывает, что это перспективное направление, что за ним - будущее. Но обучение творчеству нельзя внедрить приказом. Учителя сами должны понять необходимость перемен, проявить готовность учиться и изменяться.
Действуйте!
Эта мысль - в тренде и среди современных известных лекторов и тренеров. Одна из лекций Кэмерона ГЕРОЛЬДА, популярного канадского бизнес-тренера и консультанта по вопросам управления, посвящена развитию предпринимательства в детях: «Предприниматели - это люди, которые видят потребности мира и готовы ответить на них. И детям нужно помогать воспринять идею стать предпринимателем - человеком, который может выдвинуть идею и решить проблему в этом мире проблем».
По сути эксперты говорят о формировании ненаемного мышления, когда человек нацелен не на приспособление к условиям, а на созидание. Но даже если на это еще не направлена официальная система образования, ничто не мешает в формировать установки на творческое изобретательское мышление в кругу семьи. Существуют специальные книги, лекции в Интернете и прочие источники информации. Все в ваших руках - и мозгах.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть