«Творческая революция, которая произойдет в течение ближайших 25-30 лет, по своему значению, видимо, не уступит революции научно-технической. Главной целью обучения станет развитие творческого мышления на протяжении всей жизни человека. Поразительно низкий коэффициент реализации творческих возможностей, свойственный предшествующим векам, будет вызывать в ХХI веке такое же удивление, какое вызывает у нас низкий коэффициент полезного действия старинных паровых экипажей...»
| КСТАТИ |
|
Качества, присущие творческой личности (по Г. Альтшуллеру):
|
Этот прогноз сделал 30 лет назад известный ученый-изобретатель Генрих Альтшуллер, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. В 70-е годы эта методика изобретательства и развития творческих способностей была очень популярной в СССР - на ее основе открывались общественные школы, ТРИЗ внедрялась в образовательные программы вузов. Автор методики утверждал, что «избранность» изобретателей - это миф, что «к творчеству, к самому высокому творчеству от рождения способны все». Нужно лишь дать людям инструмент, открыть иной метод решения творческих задач. Для создания ТРИЗ ученый исследовал 200 тысяч наиболее значительных изобретений, чтобы выяснить и систематизировать законы развития технических систем, разработать программу решения сложных изобретательских задач и приемов по преодолению психологических барьеров для принятия нестандартных решений. Однако, как видим, прогноз изобретателя пока не сбылся - даже спустя 30 лет развитие творческого мышления не стало главной целью образования. И до сих пор остаются актуальными слова ученого о том, что «в цепочке «школа-вуз-производство-наука» больше всех отстает в обучении творческому мышлению школа, хотя именно здесь должны загораться первые искры творчества». ТРИЗ в белорусских школах существует только в экспериментальном порядке.
Цель - созидание
- ТРИЗ-педагогика - это система воспитания свойств характера и интеллекта, необходимых для жизни в изменяющемся мире. Моя экспериментальная работа с использованием этой методики в школе показала, что «тризовские» дети значительно отличались от остальных по психологическим параметрам - они хотели и умели учиться, были самостоятельны, обладали активной жизненной позицией, пониманием, что перед нами стоят не проблемы, а задачи, которые можно и нужно решать. С ними было всегда интересно. И хотя учителя старшей школы предъявляли претензии, что эти дети «не умеют сидеть тихо», но никто ни разу не сказал, что они «не умеют работать». То есть у детей были сформированы надпредметные умения - компетенции, - делится результатами экспериментальной деятельности учитель Светлана ГИН. - Многолетний опыт использования ТРИЗ в нашей стране и за рубежом показывает, что это перспективное направление, что за ним - будущее. Но обучение творчеству нельзя внедрить приказом. Учителя сами должны понять необходимость перемен, проявить готовность учиться и изменяться.
Действуйте!
Эта мысль - в тренде и среди современных известных лекторов и тренеров. Одна из лекций Кэмерона ГЕРОЛЬДА, популярного канадского бизнес-тренера и консультанта по вопросам управления, посвящена развитию предпринимательства в детях: «Предприниматели - это люди, которые видят потребности мира и готовы ответить на них. И детям нужно помогать воспринять идею стать предпринимателем - человеком, который может выдвинуть идею и решить проблему в этом мире проблем».
По сути эксперты говорят о формировании ненаемного мышления, когда человек нацелен не на приспособление к условиям, а на созидание. Но даже если на это еще не направлена официальная система образования, ничто не мешает в формировать установки на творческое изобретательское мышление в кругу семьи. Существуют специальные книги, лекции в Интернете и прочие источники информации. Все в ваших руках - и мозгах.
Лукашенко назвал главные принципы развития сферы образования
Как правильно защитить и оформить свое изобретение
Уходить на покой или передавать опыт молодым? Мнение эксперта
Музыка развивает дополнительные способности
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть