9674

ТРИЗ-педагогика. Как научить школьников не подстраиваться, а создавать

№ 20 от 12 мая 2015 года 12/05/2015

 

«Творческая революция, которая произойдет в течение ближайших 25-30 лет, по своему значению, видимо, не уступит революции научно-технической. Главной целью обучения станет развитие творческого мышления на протяжении всей жизни человека. Поразительно низкий коэффициент реализации творческих возможностей, свойственный предшествующим векам, будет вызывать в ХХI веке такое же удивление, какое вызывает у нас низкий коэффициент полезного действия старинных паровых экипажей...»

КСТАТИ

Качества, присущие творческой личности (по Г. Альтшуллеру):

  1. Наличие значительной, новой (еще не достигнутой) и общественно полезной цели.
  2. Наличие комплекса реальных рабочих планов для достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов.
  3. Высокая работоспособность (в выполнении планов).
  4. Хорошая техника решения задач.
  5. Способность отстаивать свои идеи - умение «держать удар».

Этот прогноз сделал 30 лет назад известный ученый-изобретатель Генрих Альтшуллер, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. В 70-е годы эта методика изобретательства и развития творческих способностей была очень популярной в СССР - на ее основе открывались общественные школы, ТРИЗ внедрялась в образовательные программы вузов. Автор методики утверждал, что «избранность» изобретателей - это миф, что «к творчеству, к самому высокому творчеству от рождения способны все». Нужно лишь дать людям инструмент, открыть иной метод решения творческих задач. Для создания ТРИЗ ученый исследовал 200 тысяч наиболее значительных изобретений, чтобы выяснить и систематизировать законы развития технических систем, разработать программу решения сложных изобретательских задач и приемов по преодолению психологических барьеров для принятия нестандартных решений. Однако, как видим, прогноз изобретателя пока не сбылся - даже спустя 30 лет развитие творческого мышления не стало главной целью образования. И до сих пор остаются актуальными слова ученого о том, что «в цепочке «школа-вуз-производство-наука» больше всех отстает в обучении творческому мышлению школа, хотя именно здесь должны загораться первые искры творчества». ТРИЗ в белорусских школах существует только в экспериментальном порядке.

Цель - созидание

- ТРИЗ-педагогика - это система воспитания свойств характера и интеллекта, необходимых для жизни в изменяющемся мире. Моя экспериментальная работа с использованием этой методики в школе показала, что «тризовские» дети значительно отличались от остальных по психологическим параметрам - они хотели и умели учиться, были самостоятельны, обладали активной жизненной позицией, пониманием, что перед нами стоят не проблемы, а задачи, которые можно и нужно решать. С ними было всегда интересно. И хотя учителя старшей школы предъявляли претензии, что эти дети «не умеют сидеть тихо», но никто ни разу не сказал, что они «не умеют работать». То есть у детей были сформированы надпредметные умения - компетенции, - делится результатами экспериментальной деятельности учитель Светлана ГИН. - Многолетний опыт использования ТРИЗ в нашей стране и за рубежом показывает, что это перспективное направление, что за ним - будущее. Но обучение творчеству нельзя внедрить приказом. Учителя сами должны понять необходимость перемен, проявить готовность учиться и изменяться.

Действуйте!

Эта мысль - в тренде и среди современных известных лекторов и тренеров. Одна из лекций Кэмерона ГЕРОЛЬДА, популярного канадского бизнес-тренера и консультанта по вопросам управления, посвящена развитию предпринимательства в детях: «Предприниматели - это люди, которые видят потребности мира и готовы ответить на них. И детям нужно помогать воспринять идею стать предпринимателем - человеком, который может выдвинуть идею и решить проблему в этом мире проблем».

По сути эксперты говорят о формировании ненаемного мышления, когда человек нацелен не на приспособление к условиям, а на созидание. Но даже если на это еще не направлена официальная система образования, ничто не мешает в формировать установки на творческое изобретательское мышление в кругу семьи. Существуют специальные книги, лекции в Интернете и прочие источники информации. Все в ваших руках - и мозгах.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно