3000

Спасти и сохранить. Реставратор – это доктор для произведений искусства

Где готовят реставраторов в Беларуси? Зачем реставратору осетровый клей? Почему работы современных художников чаще оказываются в мастерской реставратора? Об этом «АиФ» рассказали сотрудники научно-реставрационного отдела Национального художественного музея.

Работаем по инерции

Заведующий научно-реставрационным отделом Национального художественного музея Аркадий ШПУНТ.
Заведующий научно-реставрационным отделом Национального художественного музея Аркадий ШПУНТ. Фото: АиФ

Заведующий научно-реставрационным отделом Национального художественного музея Аркадий ШПУНТ, который в  профессии уже более 40 лет,  рассказал, что советская школа реставраторов ценилась во всем мире. После развала СССР то, что было заложено в те времена, по инерции дало возможность сохранить школу реставрации в Беларуси.

Сейчас реставраторов готовят в Академии искусств, Университете культуры. Но молодые специалисты приходят в музей, имея только теоретические знания. И освоение профессии начинается практически с нуля, ведь реставрации можно обучиться, только работая рядом с мастером.

Сегодня в Национальном художественном музее в научно-реставрационном отделе работают 22 сотрудника. И музей можно считать неким реставрационным центром республики. Но в масштабах страны это капля в море. Для сравнения -  в соседней Литве подобные центры есть почти в каждом городе, только в Вильнюсе их 3-4.

Поставить диагноз

К реставрации живописи прибегают в нескольких случаях. Так, реставраторы готовят произведения искусства к музейным выставкам - так сказать, наводят экспозиционный «лоск»: очищают от пыли, грязи, убирают  небольшие повреждения.

Реставрация может потребоваться и при несоблюдении условий хранения и ухода или после возвращения картин из дальних поездок. Наконец, картины могут ветшать со временем, поскольку все материалы, из которых они сделаны, имеют свой «срок службы». В таком случае требуется плановая реставрация. Но перед тем как взяться за работу, собирается реставрационный совет. Специалист выдвигает свой план восстановления произведения, другие утверждают его или опровергают. Вырабатывается общее видение решения проблемы, составляется документ, в котором и расписан алгоритм действий.

В ТЕМУ
Узнать больше о работе реставраторов можно на выставке произведений церковного искусства XVII—XXI веков «Мир небесный на земле», которая работает в Национальном художественном музее до 30 января 2017 года.
К каждой работе нужен индивидуальный подход. Реставратор - как врач: ставит диагноз и потом подбирает курс лечения.

- Одна и та же "болезнь" у всех протекает по-разному. Но бывает, что ты знаешь, что надо делать, и ожидаешь конкретногог результата, но результата нет, – рассказывает заведующая сектором масляной живописи научно-реставрационного отдела Национального художественного музея Светлана ДИКУТЬ. – Ведь в книгах невозможно описать все. Только опыт и практика, в том числе и коллег, помогают найти правильное решение.

Осетровый клей и утюг

В процессе работы над картиной реставраторы, как правило, удаляют загрязнённый  лак, реставрируют повреждения и травматические вмятины, отслоения, порезы и трещины, восстанавливают и укрепляют красочный слой, выравнивают лаковое покрытие.

Помещение, где работают реставраторы, напоминает мастерскую художника. На стенах - картины, они же стоят на мольбертах и подставках, рядом кисти, специальные инструменты и всевозможные растворители. И приятно пахнет маслом и красками.

В арсенале реставратора множество различных приспособлений. А еще прямо в мастерской варят рыбий клей - из плавательных пузырей осетра.

Потом его смешивают с пластификатором, антисептиком и еще теплый состав кистью наносят на картину. А сверху на всю поверхность приклеивают папиросную бумагу. Реставратор берет теплый утюг и гладит им по бумаге.  Под действием тепла рыбий клей проникает внутрь картины, растекается по трещинкам в различных её слоях. Одновременно происходят укрепление и выравнивание живописи и грунта в тех местах, где имеются деформации.

 Главные особенности осетрового клея – его прозрачность, эластичность и прочность. И — самое важное — его обратимость, то есть он легко удаляется, не повредив изображения.  Кстати, запасы осетрового клея у реставраторов музея остались еще с советских времен. Когда они закончатся, придется закупать его по высокой цене.

А вот для реставрации темперной живописи, в том числе икон, осетровый клей не подходит, так как ее основу составляет желток и пигмент. Поэтому для укрепления изображения используется яичная эмульсия,  которая готовится из куриного желтка.

Кстати, одна из самых сложных картин, которую довелось реставрировать Светлане Дикуть, - «Одалиска» Василия Поленова.

- Картина была в ужасном состоянии. Я с ней ездила в Москву, - вспоминает Светлана. - Предыдущий реставратор вычистил оборотную сторону холста так, что повредил  нити утка. Со временем, подсыхая, работа  начала давать трещины. Чтобы спасти произведение искусства, разрывы нужно было тщательно склеить и бережно перенести изображение на дублировочный холст.

 Для потомков

Все ли вещи надо полностью восстанавливать - спорный вопрос.  Повреждения, которое могут привести к утрате памятника культурного наследия, должны устраняться. А что касается эстетического восприятия, то это решается в каждом случае индивидуально.  Для живописи это не так актуально. А  вот в реставрации икон такое возможно. Когда до реставратора доходят лишь фрагменты произведения, то возникает вопрос - восстанавливать утраченное или нет. Если утрат больше, чем авторской живописи, то может быть принято решение не восстанавливать. Если же существует аналог, допустим, в иконе  утрачено «личное» письмо (написание лика, рук), то можно восстановить по аналогу для полного восприятия сюжета. Это вопрос очень гибкий и спорный. 

К слову, многие проблемы связаны даже не с возрастом, а с неправильным хранением вещи. А есть произведения искусства, которые уже «в возрасте»,  но никогда не были у реставратора.  

Интересно, что современная белорусская живопись чаще нуждается в реставрации, чем более ранние произведения искусства. Почему так происходит? Прежде всего из-за материалов. Качество современных фабричных красок, грунтов, холстов уступает тем, что были раньше. Также не всегда художники соблюдают технологию: например, смешивают несовместимые между собой масляные и акриловые краски. Ну и стремление творческих натур к эксперименту и всему новому не нужно сбрасывать со счетов…

«Музейный» микроклимат

 Кстати, в мастерской реставраторов нет особого микроклимата. И вещи уже как-то приспособились к этим условиям.  

- В природе все гармонично и мудро устроено. Как теплолюбивые растения привыкают  к прохладному климату, так и произведения искусства, при плавном изменении способны приспособится к новым условиям. Например, в старых церквях без отопления при смене пор года меняется температура и влажность, но так, как это происходит плавно, иконы, картины приспосабливаются и сохраняются в хорошем состоянии, - пояснила Светлана Дикуть. - Самое губительное для произведений искусства – резкие скачки температуры и влажности. От этого работы действительно могут пострадать.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно