Но ведь люди искусства также хотят кушать, им надо обеспечивать свои семьи. В развитых странах искусство – это целая индустрия, которая приносит неплохой доход. Но в нашей стране ситуация иная. Искусство и культура живут только благодаря государственной поддержке. Частный бизнес пока поддерживает единичные проекты.
Мировой арт-рынок - это серьезный бизнес. Согласно социологическому исследованию 2009 года, его оборот составляет 33 млрд 300 млн евро. 30% приходится на США, на Великобританию - 29%, Францию – 14%, Китай и Индию – около 6%.
Во всем мире, в Беларуси в частности, есть понятие коммерческих и некоммерческих организаций. Никто в США не будет помогать бродвейским театрам и Голливуду, так как их цель - зарабатывать прибыль. В нашей стране при поддержке культуры и искусства государство выступает в роли инженера, устанавливая жесткие правила игры.
Николай КОРОЛЕВ, декан факультета культурологии и социокультурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств; | |
Елена МЯГКОВА, художница; | |
Михаил КРУПЕНКОВ, менеджер художницы Елены Мягковой; | |
Ника САНДРОС, художница, блогер; | |
Владимир МАКСИМКОВ, продюсер, руководитель медиа-холдинга «Карамболь». |
Искусство – это товар
Весь мир построен на получении прибыли, будь то коммерческое массовое или элитарное искусство, которое еще не принято широкой публикой, но со временем станет массовым.
Однако настоящий художник творит не потому, что хочет продать свое творение. Если же речь идет о продюсерском проекте, то сначала изучается рынок, чтобы понять, какой товар сейчас будет востребован.
Но прелесть в том, что массовое искусство продается недорого, но в большом количестве, а элитарное – отдельным людям, но по очень высокой цене. Фактически при грамотном менеджменте можно любой вид искусства поставить на коммерческую основу, говорит Владимир МАКСИМКОВ, продюсер, руководитель медиа-холдинга «Карамболь».
Более того, настоящие художники – это авангард. Зачастую они рождают новые направления, неожиданные решения, которые сначала обществом не воспринимаются.
Творить или рисовать «котиков»
Ни для кого не секрет, что в советские времена существовала система госзаказа. Художник получал заказ, выполнял его и получал за это деньги. Эта система и сформировала поколение художников, которым не нужно было себя рекламировать, потому что, получив соответствующее образование, они знали, что у них всегда будет работа и кусок хлеба.
Госзаказ существует и сегодня. Но начинающему художнику, не имея связей, сложно подобраться к этой «кормушке». И тогда каждый художник находит свой способ творить и зарабатывать.
После 12 лет работы рекламщиком-маркетологом художнице, блогеру Нике САНДРОС стало тесно в уютном офисе. И она ушла в свободное плавание.
- Когда ты винтик в системе, ты вынужден прислушиваться к требованиям других звеньев этой системы, - рассказывает Ника.- Когда я увольнялась, мне было интересно, смогу ли я свободно и независимо от всех продавать саму себя.
Сегодня Ника Сандрос успешно продает свое творчество: помогает опыт работы в рекламном бизнесе. Художница пытается находить компромисс между живописью и бизнесом по «рисованию котиков». Но это сложно.
- Чтобы творить, я глубоко погружаюсь в себя, на несколько дней выключаю телефон, создаю по миллиметру картину. Но я не всегда могу позволить себе это. Поэтому часто приходится жертвовать своим вдохновением, - сетует Ника Сандрос. - Я художник, рисую картины и хочу за это получать деньги, чтобы потом тратить их на новые холсты, платья, на отпуск, чтобы там получать то же вдохновение для дальнейшей работы.
Но таких, как Сандрос, меньшинство. Художник не должен сам себя продавать, считает Ника. Художники – люди особые. Творческому человеку необходим находящийся рядом помощник с циничным подходом, трезвым взглядом на вещи, чтобы продавать его работы.
- Когда художник начинает сам себя продавать, он начинает рисовать «котиков». Но и в этом нет ничего плохого. Ведь он тоже человек, ему хочется кушать! – уверен Михаил КРУПЕНКОВ, менеджер художницы Елены Мягковой.
Основной бизнес художницы Елены Мягковой и ее менеджера Михаила Крупенкова – это рисование портретов на заказ. Сегодня это востребованное искусство. Клиенты находятся через Интернет: там проще разместить рекламу.
- Без своего менеджера я бы ничего не сделала, - делится художница Елена МЯГКОВА. - Я не умею общаться с людьми по телефону: начинаю говорить о всякой ерунде. Михаил же в течение минуты решает все организационные вопросы. У меня нет угрызений совести, что я рисую за деньги. На самом деле, имея средства, я могу запереться в мастерской и сделать что-то для души, для себя.
Учимся продавать
Действительно, художнику сложно заниматься реализацией своего продукта. Поэтому должны быть посредники между художником и покупателем - подготовленные менеджеры, агенты, которые хорошо разбираются в искусстве и культуре, но в тоже время обладают коммерческой жилкой, считает Николай КОРОЛЕВ, декан факультета культурологии и социокультурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств.
Менеджеров в социально-культурной сфере, менеджеров международных и культурных связей готовят в Белорусском государственном университете культуры и искусства. Также недавно там открылся набор в магистратуру по специальности «арт-менеджмент». Обучение в ней позволит повысить свой профессиональный уровень тем, кто уже трудится в сфере культуры и искусства. При поступлении в магистратуру необходим опыт работы в культурной сфере, рекомендации организации, которая занимается культурными проектами.
Но здесь возникает другая проблема – кому продавать свое творчество? Художники в один голос заявляют - белорусы не интересуются искусством. У них другие проблемы. 9 из 10 картин Ники Сандрос уезжают за пределы страны. Люди тратят деньги на дорогие машины, вещи, путешествия, но не на искусство. Поэтому сначала надо прививать людям вкус, интерес к искусству. Тогда, возможно, в будущем не будет возникать вопросов - кому, где и как продавать плоды своего творчества.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть