- Владимир Яковлевич, еще десять лет назад, несмотря на то, что ваша работа висела в музее шедевров рекламы при Лувре и была отмечена массой международных премий, плоды вашего творчества с трудом можно было найти в минских музеях или магазинах. С тех пор ситуация как-то изменилась?
- Не думаю. Искусство - не та вещь, за которой стоят в очереди. Кому нужно, тот находит.
- Недавно вы ярко заявили о себе на российском рынке, представив дизайн для российской марки авто – «Ё-мобиля». Как пришла идея? И почему именно машины?
- Сотрудники компании, которая производит российские автомобили, в большинстве своем из Минска, поэтому меня и мои работы они знали. Обратились за дизайном, я согласился. Задумывался «Ё-мобиль» как народный: у него небольшой расход топлива, современный гибридный двигатель.
-
- Почему вы предложили сделать эти автомобили двухцветными?
- Мне показалось, что так машина будет более заметной, стильной. Кроме того, автомобиль со временем перестает быть предметом роскоши и становится чем-то обыденным, бытовым, как электрический чайник, утюг или зубная щетка, которые обычно раскрашивают в два цвета.
- Какова дальнейшая судьба проекта? Уже известно, кто сможет ездить на «Ё-мобилях»?
- Даже не знаю. Я свое дело сделал, в остальное сильно не вникал. Если эта машина поедет, то, наверное, любой желающий сможет купить.
- А сами водите автомобиль?
- Я бы водил, да вот ездить некуда.
«Галереи должны открываться каждый день»
- В Беларуси по-прежнему мало небольших частных галерей, куда могли бы податься начинающие художники. Открытие в Минске галереи современного искусства «Ў» стало своеобразным прорывом в этом направлении. Какое развитие у этой инициативы для художников и потребителей их искусства, стоит ли ожидать в ближайшее время появления подобных заведений?
- Когда открытие галереи перестанет для нас быть неожиданностью или новостью, тогда и вернемся к этому разговору. Мы же, в конце концов, в столице живем. Почему появление галереи должно быть каким-то прорывом или невероятным событием? В одном Вильнюсе их столько, сколько во всей Беларуси. Мне кажется, они должны каждый день открываться, была бы только охота их посещать.
Для любого художника, не только начинающего, выставка – это очень хлопотное дело: надо оформить кучу бумаг, разрешить вопрос с доставкой и возвратом работ. Был случай, когда мою работу просто не вернули из Италии, поэтому ее пришлось… выкрасть. Любая выставка – огромный стресс для художника, да и толку от них, как правило, не бывает.
- В этом году планируете где-нибудь выставлять свои работы?
- Сам художник не планирует свои выставки. Этим, как сейчас модно говорить, занимается куратор. Пока ничего конкретного не планирую. Хоть бы работы свои из Киева вернуть – два года уже там живут.
- Сегодня стало модно рисовать картины и продавать их через социальные сети. Причем, делают это, как правило, люди, не имеющие художественного образования, и надо отметить, что их работы раскупают. Мы недавно писали про художницу Нику Сандрос, которая ушла из офиса, чтобы продавать через Живой Журнал свои рисунки. Может галереи и музеи уже не нужны? Зашел на «Фэйсбук», выбрал понравившееся и купил…
- Для начала стоит сделать поправку: вряд ли здесь уместно говорить о том, что работы раскупают. Искусство – это не та штука, которую расхватывают, как горячие пирожки. Покупают – да. Сейчас такая жизнь, что без искусства можно спокойно прожить.
По-моему, выложить свои работы в Интернет и наладить их продажу – это огромная работа, которой нужно заниматься постоянно: следить, отписывать, комментировать и т.д. У меня на подобное никогда бы не нашлось времени. Никогда не был ни на «Фэйсбуке», ни в «Одноклассниках», ни в одном подобном проекте. Там же погибнуть можно, если засядешь! Мне электронное письмо написать – проблема. Лучше уж по «скайпу» общаться.
А вообще, по-моему, в Интернете пишут только гадости. И пишут, как правило, люди, которые в жизни привыкли пакостить из-за угла.
- Но сегодня для многих это единственный возможный способ заявить о себе. Вот вы как о себе заявляли, когда только начинали творческий путь?
- Ни тогда, ни сейчас специально этим не занимался. Недавно ко мне в мастерскую зашли гости. Сидели, пили кофе и тут попросили каталог. Начал его искать и не нашел. Говорю: «Извините, сейчас придет человек, он все найдет и покажет». И люди были так потрясены! Мол, как это так: художник – и не знает, где его самопрезентация. И привели пример одного художника, у которого в студии первым делом в глаза бросаются именно красочные каталоги. Правда, тут уже отметили, что работы у него так себе. Я это к тому, что ты либо хорошо продаешься, либо хорошо работаешь. Совместить талант и продажу мало кому удается.
О белорусской социальной рекламе
- Ваше искусство многие позиционируют как «соц-арт» - направление, в котором символы и образы в эпатирующей форме пытаются раскрепостить зрителя от идеологических стереотипов. А как вы относитесь к белорусской социальной рекламе? Она эффективна?
- Та социальная реклама, которую вижу на бигбордах на улице, ужасна. Мне кажется, она приносит вред. Гости страны, глядя на нее, думают, что мы такие же глупые, как эта реклама. Мне кто-то рассказывал, что пока ехал из аэропорта в Минск и наблюдал через каждые сто метров плакаты со слоганом «Я люблю тебя, Беларусь», у него к стране появилось сексуальное влечение.
- А если бы вам предложили сделать социальную рекламу, взялись бы?
- Я делал. Это был эротичный корпоративный календарь для сотрудников ГАИ, который дарили тем, кто хорошо служил.
В Москве пенсионеры не ленятся
- Вам в этом году исполняется 60 лет – время выхода на пенсию. Многие считают, что с наступлением этого возраста жизнь заканчивается. И если дети не помогают, то белорусским пенсионерам только и остается, что надеяться на грядки да помощь государства. Но вы по-прежнему выглядите бодрым и веселым. В чем секрет?
- Даже не знаю, буду ли получать пенсию. Должны, наверное, что-то начислить… Но ее ж даже не хватит, чтоб в какой-нибудь клуб сходить!
Приведу пример. В Минске среднестатистический 40-летний бизнесмен берет к себе в секретарши молоденькую девочку. В Москве такой же бизнесмен или директор производства берет в помощники женщину лет 70. Я долго не мог понять, в чем же дело. Оказывается, эти работающие бабушки – суперспециалисты! Знают языки, компьютер, Интернет и хотят работать, в отличие от молоденьких куколок. Руководители это понимают и ценят.
- Так, где ж найти энергию на все это?
- Не знаю. Я трудоголик. Мне кажется, если я выжил при советской власти, в перестройку, то и в старости смогу. Если художник в состоянии зарабатывать, чтобы есть, оплачивать мастерскую, покупать материалы, то можно считать, что он состоялся.
- Уже думали, как будете праздновать свой юбилей?
- Пока не знаю. В этом году юбилей еще и у моего сына – ему исполняется 5 лет. И жена хочет еще дочку, так что мне на пенсию пока рано. А чтоб внуков дождаться, вообще наверно до 100 лет придется жить.
Владимир Цеслер родился 30 апреля
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть