45064

В. Цеслер: «В Интернете пишут только гадости»

№ 11 от 16 марта 2011 года 16/03/2011

- Владимир Яковлевич, еще десять лет назад, несмотря на то, что ваша работа висела в музее шедевров рекламы при Лувре и была отмечена массой международных премий, плоды вашего творчества с трудом можно было найти в минских музеях или магазинах. С тех пор ситуация как-то изменилась?

- Не думаю. Искусство - не та вещь, за которой стоят в очереди. Кому нужно, тот находит.

cesler7

- Недавно вы ярко заявили о себе на российском рынке, представив дизайн для российской марки авто – «Ё-мобиля». Как пришла идея? И почему именно машины?

- Сотрудники компании, которая производит российские автомобили, в большинстве своем из Минска, поэтому меня и мои работы они знали. Обратились за дизайном, я согласился. Задумывался «Ё-мобиль» как народный: у него небольшой расход топлива, современный гибридный двигатель.

yo1_580-

- Почему вы предложили сделать эти автомобили двухцветными?

- Мне показалось, что так машина будет более заметной, стильной. Кроме того, автомобиль со временем перестает быть предметом роскоши и становится чем-то обыденным, бытовым, как электрический чайник, утюг или зубная щетка, которые обычно раскрашивают в два цвета.

- Какова дальнейшая судьба проекта? Уже известно, кто сможет ездить на «Ё-мобилях»?

- Даже не знаю. Я свое дело сделал, в остальное сильно не вникал. Если эта машина поедет, то, наверное, любой желающий сможет купить.

- А сами водите автомобиль?

- Я бы водил, да вот ездить некуда.

«Галереи должны открываться каждый день»

- В Беларуси по-прежнему мало небольших частных галерей, куда могли бы податься начинающие художники. Открытие в Минске галереи современного искусства «Ў» стало своеобразным прорывом в этом направлении. Какое развитие у этой инициативы для художников и потребителей их искусства, стоит ли ожидать в ближайшее время появления подобных заведений?

- Когда открытие галереи перестанет для нас быть неожиданностью или новостью, тогда и вернемся к этому разговору. Мы же, в конце концов, в столице живем. Почему появление галереи должно быть каким-то прорывом или невероятным событием? В одном Вильнюсе их столько, сколько во всей Беларуси. Мне кажется, они должны каждый день открываться, была бы только охота их посещать.

Для любого художника, не только начинающего, выставка – это очень хлопотное дело: надо оформить кучу бумаг, разрешить вопрос с доставкой и возвратом работ. Был случай, когда мою работу просто не вернули из Италии, поэтому ее пришлось… выкрасть. Любая выставка – огромный стресс для художника, да и толку от них, как правило, не бывает.

koleso_preservativ

- В этом году планируете где-нибудь выставлять свои работы?

- Сам художник не планирует свои выставки. Этим, как сейчас модно говорить, занимается куратор. Пока ничего конкретного не планирую. Хоть бы работы свои из Киева вернуть – два года уже там живут.

- Сегодня стало модно рисовать картины и продавать их через социальные сети. Причем, делают это, как правило, люди, не имеющие художественного образования, и надо отметить, что их работы раскупают. Мы недавно писали про художницу Нику Сандрос, которая ушла из офиса, чтобы продавать через Живой Журнал свои рисунки. Может галереи и музеи уже не нужны? Зашел на «Фэйсбук», выбрал понравившееся и купил…

- Для начала стоит сделать поправку: вряд ли здесь уместно говорить о том, что работы раскупают. Искусство – это не та штука, которую расхватывают, как горячие пирожки. Покупают – да. Сейчас такая жизнь, что без искусства можно спокойно прожить.

По-моему, выложить свои работы в Интернет и наладить их продажу – это огромная работа, которой нужно заниматься постоянно: следить, отписывать, комментировать и т.д. У меня на подобное никогда бы не нашлось времени. Никогда не был ни на «Фэйсбуке», ни в «Одноклассниках», ни в одном подобном проекте. Там же погибнуть можно, если засядешь! Мне электронное письмо написать – проблема. Лучше уж по «скайпу» общаться.

А вообще, по-моему, в Интернете пишут только гадости. И пишут, как правило, люди, которые в жизни привыкли пакостить из-за угла.

banka_cola

- Но сегодня для многих это единственный возможный способ заявить о себе. Вот вы как о себе заявляли, когда только начинали творческий путь?

- Ни тогда, ни сейчас специально этим не занимался. Недавно ко мне в мастерскую зашли гости. Сидели, пили кофе и тут попросили каталог. Начал его искать и не нашел. Говорю: «Извините, сейчас придет человек, он все найдет и покажет». И люди были так потрясены! Мол, как это так: художник – и не знает, где его самопрезентация. И привели пример одного художника, у которого в студии первым делом в глаза бросаются именно красочные каталоги. Правда, тут уже отметили, что работы у него так себе. Я это к тому, что ты либо хорошо продаешься, либо хорошо работаешь. Совместить талант и продажу мало кому удается.

О белорусской социальной рекламе

- Ваше искусство многие позиционируют как «соц-арт» - направление, в котором символы и образы в эпатирующей форме пытаются раскрепостить зрителя от идеологических стереотипов. А как вы относитесь к белорусской социальной рекламе? Она эффективна?

- Та социальная реклама, которую вижу на бигбордах на улице, ужасна. Мне кажется, она приносит вред. Гости страны, глядя на нее, думают, что мы такие же глупые, как эта реклама. Мне кто-то рассказывал, что пока ехал из аэропорта в Минск и наблюдал через каждые сто метров плакаты со слоганом «Я люблю тебя, Беларусь», у него к стране появилось сексуальное влечение.

- А если бы вам предложили сделать социальную рекламу, взялись бы?

- Я делал. Это был эротичный корпоративный календарь для сотрудников ГАИ, который дарили тем, кто хорошо служил.

В Москве пенсионеры не ленятся

- Вам в этом году исполняется 60 лет – время выхода на пенсию. Многие считают, что с наступлением этого возраста жизнь заканчивается. И если дети не помогают, то белорусским пенсионерам только и остается, что надеяться на грядки да помощь государства. Но вы по-прежнему выглядите бодрым и веселым. В чем секрет?

- Даже не знаю, буду ли получать пенсию. Должны, наверное, что-то начислить…  Но ее ж даже не хватит, чтоб в какой-нибудь клуб сходить!

Приведу пример. В Минске среднестатистический 40-летний бизнесмен берет к себе в секретарши молоденькую девочку. В Москве такой же бизнесмен или директор производства берет в помощники женщину лет 70. Я долго не мог понять, в чем же дело. Оказывается, эти работающие бабушки – суперспециалисты! Знают языки, компьютер, Интернет и хотят работать, в отличие от молоденьких куколок. Руководители это понимают и ценят.

salo

- Так, где ж найти энергию на все это?

- Не знаю. Я трудоголик. Мне кажется, если я выжил при советской власти, в перестройку, то и в старости смогу. Если художник в состоянии зарабатывать, чтобы есть, оплачивать мастерскую, покупать материалы, то можно считать, что он состоялся.

- Уже думали, как будете праздновать свой юбилей?

- Пока не знаю. В этом году юбилей еще и у моего сына – ему исполняется 5 лет. И жена хочет еще дочку, так что мне на пенсию пока рано. А чтоб внуков дождаться, вообще наверно до 100 лет придется жить.

ДОСЬЕ «АиФ»

Владимир Цеслер родился 30 апреля 1951 г. в Слуцке. Окончил факультет дизайна Белорусского государственного театрально-художественного института. Занимается дизайном, графикой, живописью.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно