4026

Опрос. Белорусская литература нашла больше новых читателей

Интернет-источник

Cоциально-культурный проект компании velcom MOVABOX подвел итоги первого этапа и представил изменения, произошедшие в восприятии белорусской литературы, в виде нового графического воплощения ее образа.

Важным шагом первого этапа проекта стало проведение исследования образа современной белорусской литературы среди читателей. С этой целью компания velcom провела два интернет-опроса: до начала реализации проекта и после завершения первого этапа. Респондентам было предложено назвать наиболее распространенные темы, к которым обращаются в своих книгах белорусские писатели и поэты, а также охарактеризовать типичного главного героя их произведений. На основании результатов первого опроса был создан образ белорусской литературы, который дополнился новыми чертами по итогам второго исследования.

Итоги эксперимента

Эксперимент позволил получить представление о том, удалось ли организаторм проекта изменить существующие представления о белорусской литературе. Как свидетельствуют его результаты, MOVABOX достаточно существенно повлиял на ее восприятие.

Значительно изменился список писателей, которых участники опроса называли в качестве знакомых. Каждый из четырех авторов, произведения которых были представлены на том или ином этапе реализации проекта, вошел в этот перечень. Полностью топ-10 наиболее часто упоминаемых современных белорусских писателей выглядит так:

  1. Альгерд Бахаревич;
  2. Андрусь Горват;
  3. Владимир Орлов;
  4. Виктор Мартинович;
  5. Адам Глобус;
  6. Андрей Хаданович;
  7. Виктор Жибуль;
  8. Людмила Рублевская;
  9. Наста Кудасова;
  10. Валентин Акудович.
Фото: velcom

Среди главных тем современных белорусских произведений гораздо большую долю в сравнении с предыдущим опросом заняли любовь, а также проблемы и вопросы, актуальные для современности.

Образ белорусской литературы значительно актуализировался: при том, что такие герои, как «простой человек», «белорус», «народ» по-прежнему составляют тройку самых популярных вариантов, вдвое сократилось упоминание такого образа, как «мужик». В перечне героев итогового опроса появился  «человек в поисках себя», который в предыдущем случае не фигурировал вовсе.

Фото: velcom

Главное достижение проекта MOVABOX – на 43% возросло количество тех, кто хотя бы однажды читал произведения представителей современной белорусской литературы.

Фото: velcom

Еще одним интересным результатом опроса стал тот факт, что среди мотивов, которые могли бы подтолкнуть респондентов к прочтению произведений белорусской литературы, почти на 20% возросло значение рекомендаций знакомых и друзей. Помочь потенциальным читателям подружиться с белорусской книгой – задача movabot, специально созданного в рамках проекта MOVABOX чат-бота в социальной сети Facebook, с которым можно посоветоваться насчет выбора белорусскоязычных произведений. В качестве источника для его рекомендаций выступает база онлайн-библиотеки белорусских электронных книг kniharnia.by.

Неожиданная литература

«Образ современной белорусской литературы, на наш взгляд, стал более живым и соответствующим действительности. А сама белорусская литература  нашла много новых читателей – и, я уверен, искренних поклонников. За шесть месяцев сайт проекта посетили почти 50 тысяч человек, более 20 тысяч прошли тесты по книгам и, хотелось бы надеяться, нашли для себя много неожиданного и интересного в современной белорусской литературе», – отметил руководитель отдела бренд-менеджмента velcom Дмитрий КУРЛОВИЧ.

Проект MOVABOX создан с целью познакомить широкую аудиторию с современными белорусскими писателями и их произведениями, а также продемонстрировать, что белорусский литературный процесс разнообразен и интересен в международном контексте.

На протяжении шести последних месяцев в рамках проекта состоялось знакомство с произведениями четырех разноплановых авторов: от приключенческого фентези Людмилы Рублевской до авангардистских стихов Виктора Жибуля; от сказки-антиутопии о самоопределении от Альгерда Бахаревича до поиска собственного Космоса в белорусской глубинке на опыте Андруся Горвата. В центре внимания на каждом из этапов находился уникальный набор MOVABOX – книга и связанные с ней предметы-артефакты, с помощью которых не только ее содержание, но также настроение и даже атмосфера раскрывались более выразительно.

События проекта разворачивались как в оффлайн-, так и в онлайн-пространствах. В кофейнях Минска и еще шести городов книги авторов-участников и других белорусских писателей можно было найти в специальных боксах для белорусскоязычного буккроссинга. А посетители сайта movabox.by имели возможность пройти тест по каждому из четырех предложенных произведений и выиграть свой собственный MOVABOX или даже встречу с его автором в качестве неожиданного, но приятного дополнения.

В ближайшее время проект MOVABOX продолжит свое существование в формате белорусскоязычного буккроссинга в 7 городах Беларуси, который  пользуется значительным интересом со стороны аудитории, а также в виде movabot.

Впечатление от проекта

Авторы-участники MOVABOX – о впечатлениях от проекта:

  • Людмила Рублевская, автор цикла романов о приключениях Прантиша Вырвича:
    «Очень приятно, что появляются такие необычные проекты, как MOVABOX – чтобы созданные писателями необычные приключения и герои жили так, как нам, авторам, того хотелось бы: не на бумаге, а в сердцах читателей».
  • Альгерд Бахаревич, автор романа «Дети Алиндарки»:
    «Проект MOVABOX еще раз засвидетельствовал, что современная белорусская литература, разнообразная, актуальная и интересная для широкого круга читателей – не миф и не утопия. Это реальность, которую мы благодаря этому проекту создаем вместе».
  • Виктор Жибуль, автор поэтического сборника «Дятел и дупло»:
    «Жаль, что штампы и стереотипы мешают воспринимать нечто достойное восприятия таким, какое оно есть на самом деле. Благодаря проекту MOVABOX от части таких штампов в отношении белорусской литературы удалось избавиться, и в этом я вижу его наибольшую ценность».
  • Андрусь Горват, автор дневника «Радио «Прудок»:
    «Чтобы что-то получилось хорошо, нужно пропустить идею через самое сердце, дать ей пустить в нем корни и созреть. Именно так получилось с проектом  MOVABOX, который сегодня собирает необычайно хороший урожай».
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно