15943

Художники улиц. Как стрит-арт-сообществу заявить о себе?

№ 27 от 4 июля 2012 года 04/07/2012

Судьба уличных художников в Беларуси непомерно тяжела. Законопослушный читатель скажет: «Так и надо этим мазилам, нечего портить внешний вид города!» И будет прав. «Мазилам», исписывающим стены непотребными ругательствами и всякими примитивными крестиками-ноликами, должно быть неповадно заниматься вредительством. А как быть с настоящим искусством?

Немного истории

Уличные художники (или райтеры) по-разному рассказывают о зарождении стрит-арта. Одна из версий гласит, что в 1942 году некий рабочий по имени Килрой из Детройта (США) писал на ящиках для бомб «Kilroy was here». Многим понравилась идея, и на стенах в городах стали появляться и другие надписи, не несущие никакого смысла. В это же время никому не известный художник Корнбред с товарищами создал целый пейзаж на одной из стен, назвав его «граффити». Так зародилось это направление, получившее интенсивное развитие в 60-70-х годах. Позже появилось одно из направлений граффити - стрит-арт, включающее инсталляции, трафареты, тэги и т.д.

Райтеры, оставляющие на стенах домов и переходов тэги (характерные закорючки) и таким образом метящие территорию, вызывают наибольшее раздражение у городских властей, вынужденных оперативно закрашивать стихийные «художества». И действительно, эстетического наполнения тэги не несут. Сложнее понять, когда работники ЖЭСов закрашивают настоящие произведения искусства: например, трафареты портретов классиков белорусской литературы или просто красивые рисунки, потому что «не положено!». Возможно, когда-нибудь и в Беларуси появятся целые кварталы, как во многих европейских городах, где уличные художники без согласования с властями смогут вволю заниматься самовыражением и разрисовывать стены домов как им заблагорассудится. Пока же самый оптимальный вариант - добиться легального разрешения на творчество.

03_street-art-02

Нет проблем?

03_dolgovСвоим позитивным опытом взаимодействия с городскими властями поделился создатель портала об актуальном белорусском искусстве Urbanpunk.org Дмитрий ДОЛГОВ, который координирует работу уличных художников:

- Честно говоря, ничего сложного не было: когда мы захотели сделать что-то хорошее для города, ребята нарисовали эскизы рисунков, и я отправился с ними в администрацию Московского района Минска. Идея понравилась, согласование прошло достаточно быстро, и разрешение было получено. Через некоторое время нам позвонили из одного ЖЭСа, предложили разукрасить несколько стен у них и даже оплатили краску.

Порадовала реакция жителей: они с интересом наблюдали за работой художников, много расспрашивали. Кто-то предлагал пожарить картошечки. Кто-то говорил о том, что, оказывается, не вся молодежь пьет и курит, а еще и чем-то хорошим занимается. А сколько детям было радости!

Сейчас в основном я проявляю инициативу, хожу, стучусь в двери. А было бы здорово, если бы город объявил какой-нибудь конкурс. Очень хочется встречной инициативы, взаимопонимания и более тесного и активного сотрудничества. Если бы начались коллаборации между государством и художниками, думаю, это всем пошло бы только на пользу, опять же - молодежь была бы занята полезным делом.

01

Помоги детям

О том, чтобы привлекать к работе уличных художников, стоит задуматься всерьез. Иначе будем плакать, потерявши, как это обычно бывает.

03_blagiy- Нас сейчас приглашают в Нальчик: вышли на нас в Интернете, написали, мол, в городе есть много стен, которые хотелось бы разрисовать, - присоединился к разговору представитель творческого объединения «КонтрАрт» Александр БЛАГИЙ. - В России активно привлекают художников, покупают им краски - лишь бы рисовали. Эти приглашения весьма привлекательны, но мы не хотим куда-то ехать, а хотим быть полезными на родине. Так, например, мы сотрудничали с детским кардиологическим центром: разрисовали холлы, коридоры, отделение реанимации, а также давали детям уроки рисования. В Руденской школе-интернате дети были очень рады: мы рисовали контуры животных, а они раскрашивали. А вот с инфекционной детской больницей процесс согласования эскизов затянулся… Иногда такие сложности отбивают охоту творить…

Нужна свобода

Однако далеко не все уличные художники согласны с тем, что творец должен кого-то упрашивать, чтобы дать жизнь своему творению. Например, DREAM, который стал известен благодаря трафаретам портретов белорусских писателей, тверд в своем убеждении:

- Мне творчество, для воплощения которого нужно проходить согласования, неинтересно. Как правило, уличным художникам выделяют трансформаторные будки или какие-то заброшенные участки, где работы никто не увидит. Если рисунок выполнен на улице - это еще не стрит-арт. Искусство должно быть утилитарным, то есть доступным для большого количества людей. Стрит-арт - именно такое искусство, которое предлагает альтернативу тому, что нас окружает - рекламе, билбордам и др.

В ТЕМУ

За истекший период 2012 г. сотрудниками столичной милиции за несанкционированное нанесение надписей на фасады зданий и других инженерных сооружений, а также повреждение имущества организаций и учреждений путем нанесения на них надписей задержаны 33 гражданина, которые привлечены к административной ответственности.

Ст. 17.1 КоАП РБ «Мелкое хулиганство» предусматривает наказание в виде штрафа от 2 до 30 б.в. или административный арест.

Ст. 341 «Осквернение сооружений и порча имущества» подразумевает наказание в виде общественных работ или штрафа или ареста на срок до 3 месяцев.

- Какие идеи вы хотите донести до людей?

- Я занимаюсь концептуальным искусством: придумываю идею, а потом делаю серию работ по заданной теме. Так, серии трафаретов и постеров «Выбітныя сыны Беларусі» и «Актуальныя рыфмы» можно назвать «искусством на грани». Наши улицы названы именами известных людей, а дворники закрашивают их портреты. Это показательный пример того, как белорусы относятся к своей культуре и истории. Но такие темы надо поднимать, чтобы люди ценили свое наследие.

А перенося на стены изображения белорусских вытинанок (вид народного декоративно-прикладного искусства - вырезание из бумаги ажурных узоров и образов – Ред.), я хочу привлечь внимание к этому направлению искусства в Беларуси, о котором мало знают. Уличное пространство - самое лучшее место для выставок, где искусство доступно большому кругу зрителей.

К сожалению, многие наши художники равняются на Запад, поэтому их творчество вторично.

- Как, по-вашему, в идеале должна обстоять ситуация со стрит-артом в Беларуси?

- Городские власти должны понимать, что стрит-арт - современное искусство, которое можно успешно использовать даже в туристических целях. В Англии, например, есть карты стрит-арта, по которым туристы ищут в городе интересные рисунки. Мне кажется, это хорошая идея.

Новые проекты

03_larichevКоординатор стрит-арт-альманаха «Signal» Олег ЛАРИЧЕВ понимает тех художников, которые против того, чтобы согласовывать эскизы, рисовать в выделенных резервациях:

- Они убеждены, что художник должен быть свободным, и рисуют, где удобно, стараясь вписаться в городское пространство. Однако, наверное, было бы неплохо, если бы в городе были так называемые резервации, где люди могли бы тренироваться. Стрит-арт - прекрасный способ заявить о себе. И если молодые люди не умеют рисовать, они могут попробовать освоить другие техники, например, трафареты.

Олег Ларичев рассказал о старте новой акции «Уникальная Беларусь: новый стиль». К участию приглашаются художники и просто авторы гениальных идей. Любой человек может прислать свою идею рисунка на тему культуры, истории и традиций Беларуси - лучшие из них будут реализованы художниками сообщества. Идеи, эскизы и фото работ можно публиковать на страницах сообщества «Signal» в «ВКонтакте», в Facebook и присылать на электронный адрес signal.streetart@gmail.com. Возможно, какие-то работы смогут стать новым брендом страны.

ЧТО ГОВОРЯТ ГОРОДСКИЕ СЛУЖБЫ

Как сообщила «АиФ» начальник отдела по информационно-общественной деятельности ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Алла НИЛОВА, существует письмо рекомендательного характера от Министерства архитектуры Беларуси. В нем говорится, что городские улицы должны  соответствовать определенному стилю и должны быть покрашены в определенные цвета. Согласование цветового оформления и освещения необходимо пройти у архитектора района.

- Что касается домов, которые находятся внутри дворовых территорий, то, в принципе, после соответствующего согласования с архитектором района мы не видим никаких препятствий для того, чтобы уличные художники их разрисовали, - отметила специалист. -  Единственное, могут возникнуть вопросы с товариществами собственников или ЖСК. Если жильцы -собственники дома, то нужно их согласие. Если дом находится на техобслуживании у городского жилищного хозяйства, то необходимо согласие местной исполнительной власти.

По словам Аллы Ниловой, сегодня в Минске определены порядка 40 объектов для творчества мастеров граффити, в частности, контейнерные площадки, складские помещения и др.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно