Судьба уличных художников в Беларуси непомерно тяжела. Законопослушный читатель скажет: «Так и надо этим мазилам, нечего портить внешний вид города!» И будет прав. «Мазилам», исписывающим стены непотребными ругательствами и всякими примитивными крестиками-ноликами, должно быть неповадно заниматься вредительством. А как быть с настоящим искусством?
Немного истории
Уличные художники (или райтеры) по-разному рассказывают о зарождении стрит-арта. Одна из версий гласит, что в 1942 году некий рабочий по имени Килрой из Детройта (США) писал на ящиках для бомб «Kilroy was here». Многим понравилась идея, и на стенах в городах стали появляться и другие надписи, не несущие никакого смысла. В это же время никому не известный художник Корнбред с товарищами создал целый пейзаж на одной из стен, назвав его «граффити». Так зародилось это направление, получившее интенсивное развитие в 60-70-х годах. Позже появилось одно из направлений граффити - стрит-арт, включающее инсталляции, трафареты, тэги и т.д.
Райтеры, оставляющие на стенах домов и переходов тэги (характерные закорючки) и таким образом метящие территорию, вызывают наибольшее раздражение у городских властей, вынужденных оперативно закрашивать стихийные «художества». И действительно, эстетического наполнения тэги не несут. Сложнее понять, когда работники ЖЭСов закрашивают настоящие произведения искусства: например, трафареты портретов классиков белорусской литературы или просто красивые рисунки, потому что «не положено!». Возможно, когда-нибудь и в Беларуси появятся целые кварталы, как во многих европейских городах, где уличные художники без согласования с властями смогут вволю заниматься самовыражением и разрисовывать стены домов как им заблагорассудится. Пока же самый оптимальный вариант - добиться легального разрешения на творчество.
Нет проблем?
Своим позитивным опытом взаимодействия с городскими властями поделился создатель портала об актуальном белорусском искусстве Urbanpunk.org Дмитрий ДОЛГОВ, который координирует работу уличных художников:
- Честно говоря, ничего сложного не было: когда мы захотели сделать что-то хорошее для города, ребята нарисовали эскизы рисунков, и я отправился с ними в администрацию Московского района Минска. Идея понравилась, согласование прошло достаточно быстро, и разрешение было получено. Через некоторое время нам позвонили из одного ЖЭСа, предложили разукрасить несколько стен у них и даже оплатили краску.
Порадовала реакция жителей: они с интересом наблюдали за работой художников, много расспрашивали. Кто-то предлагал пожарить картошечки. Кто-то говорил о том, что, оказывается, не вся молодежь пьет и курит, а еще и чем-то хорошим занимается. А сколько детям было радости!
Сейчас в основном я проявляю инициативу, хожу, стучусь в двери. А было бы здорово, если бы город объявил какой-нибудь конкурс. Очень хочется встречной инициативы, взаимопонимания и более тесного и активного сотрудничества. Если бы начались коллаборации между государством и художниками, думаю, это всем пошло бы только на пользу, опять же - молодежь была бы занята полезным делом.
Помоги детям
О том, чтобы привлекать к работе уличных художников, стоит задуматься всерьез. Иначе будем плакать, потерявши, как это обычно бывает.
- Нас сейчас приглашают в Нальчик: вышли на нас в Интернете, написали, мол, в городе есть много стен, которые хотелось бы разрисовать, - присоединился к разговору представитель творческого объединения «КонтрАрт» Александр БЛАГИЙ. - В России активно привлекают художников, покупают им краски - лишь бы рисовали. Эти приглашения весьма привлекательны, но мы не хотим куда-то ехать, а хотим быть полезными на родине. Так, например, мы сотрудничали с детским кардиологическим центром: разрисовали холлы, коридоры, отделение реанимации, а также давали детям уроки рисования. В Руденской школе-интернате дети были очень рады: мы рисовали контуры животных, а они раскрашивали. А вот с инфекционной детской больницей процесс согласования эскизов затянулся… Иногда такие сложности отбивают охоту творить…
Нужна свобода
Однако далеко не все уличные художники согласны с тем, что творец должен кого-то упрашивать, чтобы дать жизнь своему творению. Например, DREAM, который стал известен благодаря трафаретам портретов белорусских писателей, тверд в своем убеждении:
- Мне творчество, для воплощения которого нужно проходить согласования, неинтересно. Как правило, уличным художникам выделяют трансформаторные будки или какие-то заброшенные участки, где работы никто не увидит. Если рисунок выполнен на улице - это еще не стрит-арт. Искусство должно быть утилитарным, то есть доступным для большого количества людей. Стрит-арт - именно такое искусство, которое предлагает альтернативу тому, что нас окружает - рекламе, билбордам и др.
В ТЕМУ |
За истекший период 2012 г. сотрудниками столичной милиции за несанкционированное нанесение надписей на фасады зданий и других инженерных сооружений, а также повреждение имущества организаций и учреждений путем нанесения на них надписей задержаны 33 гражданина, которые привлечены к административной ответственности. Ст. 17.1 КоАП РБ «Мелкое хулиганство» предусматривает наказание в виде штрафа от 2 до 30 б.в. или административный арест. Ст. 341 «Осквернение сооружений и порча имущества» подразумевает наказание в виде общественных работ или штрафа или ареста на срок до 3 месяцев. |
- Какие идеи вы хотите донести до людей?
- Я занимаюсь концептуальным искусством: придумываю идею, а потом делаю серию работ по заданной теме. Так, серии трафаретов и постеров «Выбітныя сыны Беларусі» и «Актуальныя рыфмы» можно назвать «искусством на грани». Наши улицы названы именами известных людей, а дворники закрашивают их портреты. Это показательный пример того, как белорусы относятся к своей культуре и истории. Но такие темы надо поднимать, чтобы люди ценили свое наследие.
А перенося на стены изображения белорусских вытинанок (вид народного декоративно-прикладного искусства - вырезание из бумаги ажурных узоров и образов – Ред.), я хочу привлечь внимание к этому направлению искусства в Беларуси, о котором мало знают. Уличное пространство - самое лучшее место для выставок, где искусство доступно большому кругу зрителей.
К сожалению, многие наши художники равняются на Запад, поэтому их творчество вторично.
- Как, по-вашему, в идеале должна обстоять ситуация со стрит-артом в Беларуси?
- Городские власти должны понимать, что стрит-арт - современное искусство, которое можно успешно использовать даже в туристических целях. В Англии, например, есть карты стрит-арта, по которым туристы ищут в городе интересные рисунки. Мне кажется, это хорошая идея.
Новые проекты
Координатор стрит-арт-альманаха «Signal» Олег ЛАРИЧЕВ понимает тех художников, которые против того, чтобы согласовывать эскизы, рисовать в выделенных резервациях:
- Они убеждены, что художник должен быть свободным, и рисуют, где удобно, стараясь вписаться в городское пространство. Однако, наверное, было бы неплохо, если бы в городе были так называемые резервации, где люди могли бы тренироваться. Стрит-арт - прекрасный способ заявить о себе. И если молодые люди не умеют рисовать, они могут попробовать освоить другие техники, например, трафареты.
Олег Ларичев рассказал о старте новой акции «Уникальная Беларусь: новый стиль». К участию приглашаются художники и просто авторы гениальных идей. Любой человек может прислать свою идею рисунка на тему культуры, истории и традиций Беларуси - лучшие из них будут реализованы художниками сообщества. Идеи, эскизы и фото работ можно публиковать на страницах сообщества «Signal» в «ВКонтакте», в Facebook и присылать на электронный адрес signal.streetart@gmail.com. Возможно, какие-то работы смогут стать новым брендом страны.
Как сообщила «АиФ» начальник отдела по информационно-общественной деятельности ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Алла НИЛОВА, существует письмо рекомендательного характера от Министерства архитектуры Беларуси. В нем говорится, что городские улицы должны соответствовать определенному стилю и должны быть покрашены в определенные цвета. Согласование цветового оформления и освещения необходимо пройти у архитектора района.
- Что касается домов, которые находятся внутри дворовых территорий, то, в принципе, после соответствующего согласования с архитектором района мы не видим никаких препятствий для того, чтобы уличные художники их разрисовали, - отметила специалист. - Единственное, могут возникнуть вопросы с товариществами собственников или ЖСК. Если жильцы -собственники дома, то нужно их согласие. Если дом находится на техобслуживании у городского жилищного хозяйства, то необходимо согласие местной исполнительной власти.
По словам Аллы Ниловой, сегодня в Минске определены порядка 40 объектов для творчества мастеров граффити, в частности, контейнерные площадки, складские помещения и др.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть