Согласно отчету Европейского фонда изобразительного искусства «Глобальный арт-рынок - 2010: кризис и восстановление» мировой рынок произведений искусства и предметов антиквариата вырос за прошедший год на 51% и составил 68 млрд долларов - и это после драматического снижения до отметки в 44 млрд долларов в 2009 году. В последнее время наблюдается бум на антикварных рынках Азии, особенно Китая, где число состоятельных людей, желающих вкладывать деньги в предметы коллекционирования, растет как на дрожжах.
А что же у нас в Беларуси? Корреспонденту «АиФ» рассказал владелец и директор антикварного дома Андрея БЕРЕЗИНА.
- Некоторые утверждают, что в Беларуси нет антикварного рынка как бизнеса. Так ли это?
- Аукционный дом никогда не останется без работы. Многие предметы, не имея возможности «выезда» за границу, перемещаются по стране от одного коллекционера к другому.
Одним из факторов, влияющих на оторванность белорусского рынка антиквариата от мирового, является отсутствие соответствующего законодательства и правил работы участников торговых сделок (аукционов, страховых компаний, оценщиков, дилеров, коллекционеров).
Тем не менее ситуация на белорусском рынке антиквариата такова, что сделки в этой сфере все больше перемещаются на аукцион, перестают быть «теневым бизнесом». Кроме того, покупатели с большим желанием идут в аукционный дом, чем в салоны и галереи. Они знают, что оплата участия в аукционе является определенной гарантией подлинности выставляемых предметов.
На самом деле в Беларуси много коллекционеров, владеющих интересными и даже уникальными частными собраниями.
Самыми известными белорусскими коллекционерами были Радзивиллы, Сапеги, Тышкевичи, Святополк-Мирские и многие другие... На протяжении 700 лет они собирали уникальные вещи: монеты, оружие, живопись, декоративно-прикладное искусство. Эти великие люди уже тогда прививали культуру коллекционирования нашему обществу. И что у нас осталось из этих собраний?
В свое время аукционным домом велись переговоры с Министерством культуры о создании музея частных коллекций. Там могли бы демонстрироваться работы, которые украсили бы не только белорусские, но и мировые музеи. Но государство не нашло взаимопонимания с коллекционерами. Идея так и повисла в воздухе.
- Кто такие сегодняшние владельцы антиквариата?
- Многие сильно ошибаются, говоря, что это удел избранных. Коллекционеры есть в различных слоях общества: семейные реликвии бережно хранятся людьми абсолютно разного достатка. Культурные ценности имеют, конечно же, ценность и финансовую: их стоимость может колебаться от нескольких тысяч рублей до нескольких миллионов долларов.
Нужен закон
- Как законодательно регулируется антикварная деятельность?
- Понятие «культурная ценность» неделимо. Картина, статуя, старинная книга, антикварное ружьё – это всё единое целое, и их оборот должен регулироваться законодательством о культурных ценностях, а не какими-либо иными нормативно-правовыми актами. Понимают это, к сожалению, очень немногие.
Парадокс в том, что юридически такого понятия, как «антиквариат», в Беларуси нет. Наша деятельность до сих пор относится к розничной торговле, которую регулирует Министерство торговли. Получается, что торговлю произведениями искусства поставили в один ряд с продажей хлеба, молока, водки. Необходимо ввести правила антикварного бизнеса. Коллекционер и дилер антикварного рынка в Беларуси не защищены от возможности приобрести или продать краденые или фальшивые предметы. Страхование произведений искусства в Беларуси отсутствует.
Я сам готовил проект «Антикварная деятельность, аукционы, аукционные и антикварные продажи». Но этот документ затерялся в бесконечных бюрократических коридорах власти…
Есть мнение, что после войны у нас ничего не осталось. И поэтому, мол, - ну какая у нас может быть антикварная деятельность? Какой арт-рынок? Конечно, все это не совсем так. Даже если и так – надо их развивать! Коллекционеры готовы сотрудничать с музеями, но для плодотворного сотрудничества государство не создает условий. Пролетарская ненависть ко всему аристократическому, кажется, по-прежнему жива в сердцах наших чиновников…
- Долгие годы слово «антиквариат» было под запретом. Люди боялись, что на них донесут… Поэтому даже сегодня те, у кого есть какие-то ценные предметы искусства, стараются не «светиться». Ведь зачастую речь идет о суммах со многими нолями…
Вообще на развитие антикварного рынка повлиял тот факт, что в Беларуси нет культуры коллекционирования. Сегодня коллекционером называет себя любой, кто пожелает. У человека три спичечных коробка - и он уже коллекционер. Нашел на чердаке два самовара и утюг - уже коллекция.
Разные обстоятельства - разрушения, войны и, самое главное, отсутствие преемственности поколений - привели к тому, что сегодня фамильных ценностей передается крайне мало.
Когда мы говорим «Москва» и «московская культура» – сразу на ум приходят певица Галина Вишневская и музыкант Мстислав Ростропович. Это известнейшие коллекционеры. У нас же таких людей практически нет. Если бы они были, то о них знал ограниченый круг людей.
Елена СЕНКЕВИЧ, заведующая отделом зарубежного искусства Национального художественного музея РБ:
- До сегодняшнего дня коллекционеров не было, а были лишь владельцы единичных предметов. Но сейчас у нас появились частные антикварные магазины. Коллекционеров в Беларуси очень мало, но они есть. Направление собраний очень разное.
Конечно, антикварная культура у нас пребывает в зачаточном состоянии в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, где она традиционно существовала на протяжении столетий. Причин много: мы жили в условиях постоянной разрухи, войн. В какой-то степени сыграл свою роль и наш менталитет.
До революции в Беларуси были интересные коллекции. Паскевичи имели огромную коллекцию произведений искусства. Радзивиллы на протяжении столетий собирали уникальные артефакты, последний представитель династии Святополк-Мирских любил Восток и собрал много уникальных вещей. Но это все, увы, не сохранилось...
Интересно
Чтобы предмет считался антикварным, ему должно исполниться определенное количество лет. В России на бытовом уровне к антиквариату причисляются предметы старше 50 лет; по современному закону все предметы, произведённые более 100 лет назад, запрещены к вывозу из страны. В США антикварный предмет должен был быть изготовлен до 1830 года, в Канаде - до 1847 года. В Великобритании ему должно быть не менее 100 лет.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть