16586

Стрит-арт: искусство или мазня?

Уличные художники (или райтеры) по-разному рассказывают о зарождении стрит-арта. Одна из версий гласит, что в 1942 году некий рабочий по имени Килрой из Детройта писал на ящиках для бомб «Kilroy was here». Многим понравилась идея, и на стенах в городах стали появляться и другие надписи, не несущие никакого смысла. В это же время никому не известный художник Корнбред с товарищами создал целый пейзаж на одной из стен, назвав его граффити. Так зародилось это направление, получившее интенсивное развитие в 60-70-х годах. Позже появилось одно из направлений граффити - стрит-арт, включающее инсталляции, трафареты, тэги и т.д.

Piter_129
В Петербурге двор-колодец сначала
разукрасили граффити, а потом 
«отмыли» белой краской.
Фото: Дина КУШЕВЕРСКАЯ 

Райтеры, оставляющие на стенах домов и в переходах тэги (характерные закорючки) и таким образом метящие территорию, вызывают наибольшее раздражение у городских властей, вынужденных оперативно закрашивать стихийные «художества». И действительного эстетического наполнения тэги не несут. Сложнее понять, когда работники ЖЭСов закрашивают настоящие произведения искусства, потому что «не положено!». Но, возможно, когда-нибудь и в наших городах появятся целые кварталы, как во многих европейских населенных пунктах, где уличные художники без согласования с властями смогут вволю заниматься самовыражением и разрисовывать стены домов как им заблагорассудится. А жителям это доставит только радость и удовольствие.

Яркие примеры, потрясающие своим размахом, можно найти на улицах городов мира. Для создания шедевров, украшающих фасады многоэтажек, уличным художникам требуется немало часов и усилий. Но это стоит того: граффити идеально вписываются в городской пейзаж, и становятся местными достопримечательностями. 

А у нас пока мы наблюдаем где-то противостояние, где-то - понимание, где-то - сотрудничество. И непрекращающиеся споры: нужен нам стрит-арт или не нужен?

 

Например, в Санкт-Петербурге граффитисты, превратив летом 2011 года обычный двор в центре города в уголок стрит-арта, никак не думали, что коммунальщики воспримут это как акт вандализма. Радость жителей двора также была недолгой – вместо симпатичных ярких рисунков желтые стены двора украсили белые квадраты.

Piter_0061
Целый год граффити радовало гостей
«велодвора» и жителей дома.
Фото: Дина КУШЕВЕРСКАЯ

Сотрудники веломагазина, находящегося во дворе на ул. Гончарной, д.7, самостоятельно покрасили нижнюю часть стен в тон цвета дома (устранив тем самым на них бранные надписи и грязь). Поверх краски приглашенный художник изобразил яркие рисунки по велосипедной тематике.

Целый год граффити радовало гостей «велодвора» и жителей дома. В мае этого года по предписанию администрации города сотрудники ЖЭКС-3 закрасили рисунки. Домоуправление района сослалось на закон, по которому запрещено несанкционированное нанесение граффити на фасады жилых домов. Кстати, в апреле этого года губернатор Санкт-Петербурга подписал закон об изменении размеров штрафов за вандализм. Штрафы за порчу общественного имущества увеличились примерно в два раза. Первоначально сотрудникам веломагазина было предложено самостоятельно закрасить рисунки, но они этого делать не стали.  «То, что обваливается штукатурка со стен или падают кирпичи, никого не волнует, а картинки помешали. Мы ничего не стали делать. Через несколько дней пришел узбек и начал постепенно все закрашивать белой краской», - рассказал корреспонденту «Аиф-Петербург» сотрудник магазина. По его словам, на вопрос, почему рисунки закрашены в белый цвет и даже не в тон всего двора, в домоуправлении ответили, что «чем дали, тем и покрасили».

Жильцы дома тоже не одобрили такую «заботу» о внешнем облике давно забытого коммунальщиками двора-колодца. Ведь целый год их двор был непохожим на все остальные, привлекал внимание туристов, которые специально заходили в него сфотографироваться.

«Аиф-Петербург» попытался выяснить в домоуправлении ситуацию с «белыми квадратами», сменившими красочные граффити. Оказывается, «если бы это были красивые рисунки, то их еще можно было оставить». «У них голая женщина на велосипеде в центре города», - ответили в домоуправлении. Почему же стены закрасили белым, они не знают, так как должны были закрасить желтым.

 

Под угрозой уничтожения оказались и граффити, нанесенные на стены домов во время проведения фестиваля стрит-арта и граффити в июле в столице Татарстана. Фестиваль проводился в Казани в рамках проекта MadeinKazan при поддержке органов местного самоуправления Казани. В период его проведения графические художественные изображения были нанесены на фасадах 27 городских объектов во всех районах Казани.

Kazan

Фото: www.russianlook.com

Прокуратура города вынесла представление руководителю исполкома Казани Алексею Песошину с требованием принять меры в отношении рисунков, поскольку они противоречат новым правилам благоустройства Казани, принятым 2 июня этого года. Также они противоречит старым правилам (от 18 октября 2006 года), действовавшим во время проведения фестиваля, и Федеральному закону №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Теперь к ответственности могут быть привлечены собственники и управляющие компании, обслуживающие объекты, сообщает ИА «Татар-информ».

 

1110
Фото: Наталья Панина

А в Петропавловске общественность неоднозначно отреагировала на появление статуй голых женщин. Одни (главным образом мужчины) одобряют идею застройщиков, говорят, что это классика, а она не может быть пошлой. Другие называют произведение китайских мастеров безнравственным и аморальным.

Не обошлось без радикальных протестов - вандалы сожгли чехлы, которые покрывали статуи, и обстреляли их из пневматического оружия. «Мне думается, что хозяину заведения хотелось показать горожанам, что фасады зданий бывают очень разными - не только квадратно-гнездовыми. А в приличных мировых городах они ещё и украшаются статуями неодетых людей давным-давно, 2 тысячи лет кряду, - говорит художник и культуролог Денис Лопатин. - Но дешёвый китайский шик «под бронзу» ничем не скроешь... Вот и получается, что в целом всё естественно и адекватно: сзади загаженные хрущёвки, по бокам - серийные манекены в медной краске, сверху - коты в серебристой. Поздравляю всех нас с очередным шедевром…»

Алекcандр Федоровский, застройщик здания, объяснил, почему у входа в его учреждение стоят обнажённые красавицы, и подтвердил, что в микрорайоне «Силуэт» в скором будущем появится не ночной клуб или стриптиз-бар, а действительно Центр отдыха для детей и взрослых.

- Купола на крыше здания символизируют вулкан. С него спускаются два снежных барса, а снизу из морской пены появляются две прекрасные Венеры – или русалки, или нимфы, их можно назвать как угодно, – рассказал «АиФ-Камчатка» Александр Федоровский. — Думаю, эта композиция никого не оставит равнодушным. Она ещё не завершена, возможно, поэтому и вызывает такую неоднозначную реакцию. Но когда будут установлены триумфальные арки, цветомузыкальный фонтан, когда дорожки вымостят гранитным камнем, горожане поймут, что в композиции нет ничего пошлого...

Открыть учреждение для семейного отдыха застройщик планирует уже в этом году. Примут ли петропавловцы архитектуру отстроенного центра за объект искусства или нет, покажет время.

05
Автор работы: рargo, Балтимор, США. Фото: https://www.adme.ru/ 

 

Тем временем многие уличные художники в конце августа смогли отвести душу и раскрыть весь свой полет фантазии в Нальчике: там состоялся стрит-арт-проект «Город N» под девизом «Счастье не за горами!»

Деятели искусства на утвержденных администрацией участках города создавали художественные росписи. Стрит-артеры раскрасили забор на углу улиц Кабардинской и Ногмова, а потом превратили стены домов в объекты любования и восхищения, воплотив в реальность свои творческие замыслы и подчеркнув историческую уникальность столицы Кабардино-Балкарии.

Целью такой акции является создание позитивного образа Нальчика, привлечение внимания горожан к старинному району города.

 

Кстати, предложения из Нальчика поступали и белорусским представителям стрит-арта.

Street-ART1252
Фото: aif.by

- Мы получили приглашение в Нальчик: на нас вышли в Интернете, написали, мол, в городе есть много стен, которые хотелось бы разрисовать, - рассказал  представитель творческого объединения «КонтрАрт» Александр БЛАГИЙ из Минска. - В России активно привлекают художников, покупают им краски - лишь бы рисовали. Эти приглашения весьма привлекательны, безусловно, но мы очень хотим быть полезными на родине. Так, например, мы сотрудничали с детским кардиологическим центром: разрисовали холлы, коридоры, отделение реанимации, а также давали детям уроки рисования. В Руденской школе-интернате дети были очень рады: мы рисовали контуры животных, а они раскрашивали. А вот с инфекционной детской больницей процесс согласования эскизов затянулся… Иногда такие сложности отбивают охоту творить…

В Беларуси у представителей стрит-арта есть два пути: договориться с властями, согласовать эскизы и творить на выделенных для этого территориях - обычно выделяются трансформаторные будки, места для сбора мусора, стены в закутках. Или, опасаясь быть пойманным представителями правоохранительных органов, не наступать на горло собственной песне и рисовать то, что хочет выплеснуть душа, и там, где эти творения смогут увидеть все.

Например, DREAM, который стал известен благодаря трафаретам белорусских писателей, тверд в своем убеждении:

- Мне творчество, для воплощения которого нужно проходить согласования, неинтересно. Как правило, уличным художникам выделяют трансформаторные будки или какие-то заброшенные участки, где твои работы никто не увидит. Если рисунок выполнен на улице - это еще не стрит-арт. Искусство должно быть утилитарным, то есть доступным для большого количества людей. Стрит-арт - именно такое искусство, которое предлагает альтернативу тому, что нас окружает - рекламе, билбордам и др.

- Какие идеи вы хотите донести до людей?

- Я занимаюсь концептуальным искусством: придумываю идею, а потом делаю серию работ по заданной теме. Так, серии трафаретов и постеров "Выбітныя сыны Беларусі" и "Актуальныя рыфмы" можно назвать искусством на грани. Наши улицы названы именами известных людей, а дворники закрашивают их портреты. Это показательный пример того, как белорусы относятся к своей культуре и истории. Но такие темы надо поднимать, чтобы люди ценили свое наследие.

К сожалению, многие наши художники равняются на Запад, поэтому их творчество вторично.

- Как, по-вашему, в идеале должна обстоять ситуация со стрит-артом в Беларуси?

- Городские власти должны понимать, что стрит-арт - современное искусство, которое можно успешно использовать даже в туристических целях. В Англии, например, есть карты стрит-арта, по которым туристы ищут в городе интересные рисунки. Мне кажется, это хорошая идея.

21 
Автор работы: unurth, Мурсия, Испания. Фото: https://www.adme.ru/

Прислушиваются ли городские власти к раздающимся голосам? По крайне мере какие-то телодвижения происходят - когда на праздниках города где-нибудь выставляется стена, чтобы молодежь на ней потренировалась в нанесении «настенной живописи». Но, конечно, такая организация приобщения к стрит-арту и его популяризации далека от идеала.

Необходимо проводить масштабные фестивали, как, например, «Арт-овраг» в Выксе, выделяя для этого не куцые уголки разрушенных стен, а, возможно, целые кварталы. И не просто так, а с предварительной разработкой концепции. Глядишь, и подросткам будет чем заняться вместо распития пива по подъездам, и люди станут меньше ругаться и больше улыбаться. Конечно, можно найти массу доводов в пользу того, что стрит-арт - это не искусство. Мол, картины великих художников нужно смотреть в музеях. А вы сами когда были последний раз в музее? То-то и оно! Уличное искусство - рядом, его можно увидеть, потрогать и даже попробовать самому: а вдруг из-под вашей кисти, пардон, баллончика с краской, родится шедевр, который войдет в историю?

Фото в галерее: https://www.adme.ru/

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно