30291

Творческая свобода. Есть ли она у учителей белорусских школ?

№ 49 от 7 декабря 2011 года 07/12/2011

И зависит ли качество образования от наличия возможностей внедрять в школах новации, авторские методики, творческие подходы? «АиФ» собрал мнения экспертов.

05_ginСветлана ГИН, отличник образования, учитель начальных классов гимназии № 51 г. Гомеля, кандидат педагогических наук

- С сентября 2011 года вступил в действие Кодекс об образовании, в котором утверждается право педработников на «творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения». И раньше в нормативных документах была подобная статья. Т.е., с законодательной точки зрения учителю такая свобода предоставляется. Что же касается реальной ситуации, то в первую очередь далеко не все учителя пользуются своим «правом на творчество». Возможно, потому что это нелегкий труд и ответственность за свой выбор не только перед собой, но и перед детьми, родителями, администрацией. Поэтому нередко учителя предпочитают пассивно наблюдать, когда все учебные проблемы сами собой разрешаться… При этом творческий учитель может реально изменить образовательную ситуацию. На сегодняшний день у любого учителя, педколлектива республики есть возможность разрабатывать и апробировать инновационные проекты, создавать экспериментальные площадки и т.д. Поэтому следует говорить не о расширении экспериментальной деятельности, а о ее практическом выходе: возможности открытого обсуждения, анализа причин неудавшихся инноваций, практических рекомендаций по результатам эксперимента. Данную тему необходимо широко освещать. Пока, к сожалению, многочисленные проекты мало известны массовому учителю. Авторский опыт творческих учителей, безусловно, влияет на качество образования. Однако хотелось бы, чтобы свое слово сказала педагогическая наука. Вместо противопоставления инициативы снизу, не всегда грамотной и дидактически выверенной, и академически обоснованных, но порой «кабинетно-безжизненных» концепций необходимо укреплять союз теории и практики.

05_guzovВиталий ГУЗОВ, лауреат конкурса «Учитель года-2004», учитель трудового обучения высшей категории СШ № 13 г. Жлобина:

- Необходимо понимать, что изначально дети определяют свои приоритеты в учебе по личности учителя, а уже потом по природным склонностям. И поэтому на учителе – большая ответственность. Если вы занудно проводите однотипные уроки, то это значительно снижает качество усвоение информации учениками. Я лично вывел два критерия успешности урока: первый - цель урока достигнута, о чем говорит хорошая отметка, второй - ребенку было интересно. Но для того чтобы ученику было не скучно, самому учителю должно быть интересно. Поэтому я стараюсь каждый урок делать по-разному, с экспромтами, «фишками». Свобода действий есть у каждого, и если кто-то этим не пользуется, то это из-за лени, мне кажется.

05_klevtsИрина КЛЕВЕЦ, преподаватель биологии гимназии №4 г. Сморгони, учитель года-2006:

- Учитель свободен в выборе форм, приёмов, методов, технологий. Для этого не нужны дополнительные реформы. Для этого необходимо желание учителя и его знания. Можно всю жизнь оставаться на одном уровне, а можно всё время поднимать планку собственной педагогической деятельности. Правда, на мой взгляд, нельзя исключить несколько причин, которые могут ограничивать творчество учителя. Это элементарная нехватка времени и сил для того, чтобы читать достаточное количество учебной и методической литературы и готовить интересные, нетрадиционные уроки. Ведь для того чтобы более или менее достойно жить, учитель вынужден работать болеше, чем на ставку. Иногда творческий, инициативный педагог вызывает недоумение коллег и, что ещё хуже – недовольство администрации школы или  управления образования. Услышав от коллег многократное: «Зачем тебе это надо?», инициативный педагог может попросту опустить руки. К тому же учитель может использовать только те программы, которые утверждены Минобразования. Но, к сожалению, тематика этих программ не всегда соответствует запросам учеников. Существует и проблема недостаточного или неудовлетворительного методического обеспечения предмета. Учитель зачастую должен сам изготавливать динамические пособия, электронные средства обучения, дидактические материалы и т. п. Мне, как учителю, во многом помог реализоваться клуб «Хрустальный журавль», объединяющий участников и организаторов республиканского конкурса «Учитель года».– Это, в первую очередь, общение с креативными педагогами, что придаёт силы, даёт знания, расширяет возможности для творчества.

05_zaprudskiyНиколай ЗАПРУДСКИЙ, завкафедрой педагогики и философии образования Академии последипломного образования, кандидат педагогических наук: - Свобода выбора есть. Вместе с тем на возможность выбора существенно влияют многие ограничения. Во-первых, профессиональные стереотипы педагогов. Многие из них еще в детстве запечатлели то, как их учили в школе, и работают стереотипно. Во-вторых, недостаточная квалификация части учителей. В-третьих, большой объем учебного материала, что обуславливает применение, в основном, экономного во времени объяснительно-иллюстративного метода. В-четвертых, в школьных кабинетах в силу сложившихся обстоятельств недостаточно приборов и оборудования (особенно, это касается естественно-научных предметов) и др.

Учитель высшей категории конечно, должен быть инноватором и исследователем. Инновационная деятельность* позволяет ему не только реализовать свой творческий потенциал, но и обеспечивает предпосылки для профессионального саморазвития.

Обновление того, что делают учителя, необходимо, поскольку изменяется мир за окнами школы, дети становятся иными. Учитель, который работает сегодня так, как это он делал, например, в 70-х годах прошлого века, скорее всего, неуспешен, учебная мотивация детей низка, результаты обучения невысоки, как в плане обученности, так и личностного развития. Нынешние учителя в своем большинстве работают не хуже, чем 40 лет назад, просто дети стали другими. Есть такая замечательная фраза: «Вы можете не изменяться: выживание не является вашей обязанностью!».

Если же педагог уместно использует компьютерные технологии («играет на поле детей»), то мотивация учеников повышается, они достигают больших образовательных результатов. Если учитель включает в содержание обучения, помимо знаний, умений и навыков, социальные компетенции, то они становятся более адаптивными к жизни и т.д. Именно творческий поиск, стремление к самоизменению позволили многим учителям стать профессионалами высочайшего класса.


СПРАВКА

* Каждый год по приказу Министерства образования около 200 образовательных учреждений становятся инновационными площадками. В АПО создана Республиканская информационно-аналитическая система по педагогическим инновациям и эффективному педагогическому опыту (https://alib.edu.by/apo/), где помещены списки и краткие характеристики инновационных проектов, лучшие образцы инновационной деятельности, списки потенциальных научных консультантов и т.д.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно