2749

Женщина на тысячу лет. Две киноистории и две большие любви Клары Лучко

"Аргументы и факты" в Беларуси № 16. Готовьте лыжи летом! 20/04/2021

В конце 2000 года Международный биографический центр в Кембридже выбрал «Женщину тысячелетия». Согласитесь, событие в своем роде эпохальное, почти как парад планет, - ведь в следующий раз подобное произойдет лишь спустя тысячу лет. Так вот, по версии британцев, почетный титул достался знаменитой советской актрисе Кларе Лучко.

Везде своя

Звание «Женщина тысячелетия», как бы помпезно оно ни звучало, ко многому обязывает, но Лучко заслуживала его как никто другой. На Каннском кинофестивале, где в 1954 г. представляли фильм «Возвращение Василия Бортникова», советская актриса произвела фурор, ею восхищались великие Пабло Пикассо и Фернан Леже. А еще ее обожали тысячи простых зрителей по всему миру - не только в СССР, но и за рубежом. И всюду считали своей: в Индии принимали за индианку, в Британии (тамошнюю публику Лучко покорила благодаря роли в «Двенадцатой ночи» по комедии Шекспира) - за настоящую английскую леди. Но, конечно, все это не шло ни в какое сравнение с популярностью, которой актриса пользовалась на родине.

Кстати, сама Лучко про свои многочисленные титулы и регалии вспоминала исключительно с улыбкой: «Это же нельзя воспринимать всерьез. Конечно, это просто условности, и относиться к ним надо соответствующе». Больше прочих наград она ценила народную любовь и признание поклонников, а особенно ей льстило звание «главной казачки страны».

«Казачка в кубе»

Вообще-то Клара Степановна и впрямь была казачкой, причем, если можно так выразиться, «казачкой в кубе»: кубанской – в фильме «Кубанские казаки»; донской – в сериалах «Цыган» и «Возвращение Будулая»; наконец, запорожской – по происхождению, потому что родилась в Полтаве. Даже свою фамилию она называла «боевой»: «Лучко» – это от слова «лучник», то есть стрелок из лука. Что-то есть в характере такое, что дает расправить спину, - меня трудно согнуть».

Правда, «выправка» появилась в характере Клары далеко не сразу: для этого пришлось долго и упорно «перекраивать» себя. В юности она была застенчивой и робкой, а за высокую нескладную фигуру сверстники дразнили ее «Жирафой». В школе она влюбилась в симпатичного старшеклассника и, надеясь привлечь его внимание, прыгнула с парашютом с вышки, но впечатления на героя ее грез это не произвело. «Зато благодаря такому поступку я испытала огромное наслаждение от полета», - рассказывала позже Клара Степановна.

На первых курсах ВГИКа ей тоже приходилось нелегко: особенного таланта в скромной девушке никто поначалу не замечал. Наставница курса Тамара Макарова однажды даже сравнила Лучко с цветком петунии. Студентка была польщена, но, когда увидела эту самую петунию вживую, расстроилась: «Чахлый, засохший, несчастный бледно-сиреневый граммофончик, который пробивается из растрескавшейся земли». Не сразу она поняла, что педагог говорила о ее характере…

Трудовые подвиги

Свою первую громкую роль, роль Даши Шелест в фильме «Кубанские казаки», актриса выбила себе сама: явилась на пробы без приглашения – и сходу была утверждена режиссером Иваном Пырьевым. Киносказку о счастливой жизни деревни в послевоенное время посмотрел, пожалуй, весь Советский Союз, а песни Дунаевского из кинофильма распевали на каждом углу. На Клару вместе со всесоюзной славой обрушился шквал писем от обожателей: поклонники писали ей со всех концов страны - просили руки и сердца, не зная, что и то и другое уже занято.

Свою первую настоящую любовь Лучко встретила на съемках все тех же «Казаков». Актер Сергей Лукьянов, игравший в фильме главную роль, «пропал» с одного взгляда на молодую коллегу – несмотря на то что был старше на 15 лет и имел семью: жену и маленькую дочь. Съемки проходили в совхозе «Кубань». Начиналась страда, и Пырьев, чтобы его подопечные лучше прониклись колхозной жизнью, заставлял их вкалывать в поте лица: приходилось трудиться на комбайне, сгребать зерно на току… Впрочем, актеры были отнюдь не против, а особенно усердствовал Лукьянов, разработавший целую операцию по завоеванию красавицы. Хотя по сценарию он «крутил любовь» совсем с другой актрисой, все остальное время не отходил от Лучко и каждый день притаскивал ей букеты из полевых ромашек. Позднее Клара Степановна вспоминала это время как самое счастливое в своей жизни.

Бури и штиль

Лукьянов ушел из семьи, и спустя несколько месяцев после окончания съемок они с Лучко сыграли свадьбу. Еще через год супруги стали родителями. Сергей буквально боготворил Клару: их дочь Оксана вспоминала, что в семье отмечался только мамин день рождения, да и саму Оксану отец, казалось, любил только за то, что ее подарила ему обожаемая жена.

Семейная жизнь закончилась спустя 15 лет. Разумеется, о других женщинах речи не шло – Лукьянов их попросту не замечал. Разлучило супругов его слабое сердце – Лучко не было еще и сорока, когда ее муж умер от инфаркта прямо на сцене…

Его смерть стала для актрисы тяжелым потрясением. А тут еще на смену прежнему бурному успеху в кино пришел полный штиль – интересных ролей ей почти не предлагали. Лишь спустя десяток лет в судьбе Лучко опять наметилась белая полоса. Вторую жизнь в кинематографе ей подарил сериал «Цыган», вновь открывший актрису зрителю, доказавший, что она и не думает сдавать позиций. Приступая к работе над сериалом, режиссер Александр Бланк заявил: «Хочу, чтобы Клавдию играла Лучко», - и его не смутило, что Кларе Степановне на момент съемок было 54 года, а ее героине – 40 (в некоторых эпизодах даже 25). Она в свою очередь предложила на роль Будулая молдаванина Михая Волонтира – и попала со своим выбором в яблочко. Актеры так самозабвенно «химичили» на экране, что прослыли настоящей парой в жизни, хотя их связывала только крепкая дружба.

В роли себя

Едва выйдя на экраны, сериал мгновенно стал необыкновенно популярным. На Лучко, как и во времена «Кубанских казаков», обрушилась лавина писем. Она вспоминала: «Наверное, фильм стоило делать хотя бы потому, что он заставлял людей задумываться над своей жизнью…» Неудивительно, что спустя несколько лет зрители вытребовали продолжение сериала, оказавшееся столь же успешным, - «Возвращение Будулая».

Играя одинокую женщину за 40, которая нашла свою любовь, Лучко, по сути, и впрямь играла саму себя. Спустя несколько лет после смерти Лукьянова ей повезло встретить на вечеринке у приятельницы нового избранника. Как рассказывала впоследствии сама Клара Степановна, Дмитрий Мамлеев, работавший корреспондентом в «Известиях», оказался интересным и привлекательным мужчиной. Когда друзья начали расходиться из гостей, выяснилось, что все живут в одном доме, кроме актрисы и журналиста. Вместе они отправились на поиски такси, а в итоге гуляли до утра и приняли решение больше не расставаться. Так, собственно, и вышло: пара прожила душа в душу более 35 лет – до самой смерти Лучко в 2005 году.

Умерла Клара Степановна внезапно - из-за оторвавшегося тромба. Говорила накануне: мол, не верится, что уже через несколько месяцев стукнет 80. До последних дней актриса работала не покладая рук – как и в молодости, отдавалась профессии целиком. Планы были расписаны на несколько месяцев вперед: предстояло озвучить новую роль, явиться на очередную премию и перемерить еще кучу платьев для всяких торжественных событий. Но ничего из этого она уже не успела сделать...

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно