Звезду советских фильмов «Доживем до понедельника», «Первая любовь» и «Два капитана» Ирину Печерникову любила вся страна. Какой же она была красивой, утонченной, хрупкой на экране! Причем «хрупкой» в прямом смысле слова: при всем своем изяществе частенько падала на ровном месте и получала ушибы. Друзья даже прозвали Печерникову «33 несчастья» и «Ирка-катастрофа» - за талант притягивать неприятности. Это было бы даже забавно, если бы дело ограничивалось мелкими бытовыми происшествиями, Но в жизни актрисы хватало и настоящих трагедий: крах карьеры, потеря дорогих сердцу людей…
Клин клином
«Тридцать три несчастья» посыпались еще в детстве: в два годика Ирина упала в чан с кипятком и чуть не погибла. Неудивительно, что перепуганные старшие потом пылинки с нее сдували. Но саму Ирину совсем не тянуло под «стеклянный колпак», и беречь себя она не желала. Глядя на воздушное создание на экране, даже не скажешь, что увлечения у актрисы были вполне экстремальные, по принципу «клин клином вышибают». Еще в юности Печерникова выучилась стрелять из винтовки, на съемках «Первой любви» скакала верхом, притом что раньше никогда не сидела в седле, а однажды в рукопашном бою отбилась от двоих грабителей, которые пытались стащить с нее дубленку.
К слову, «Первая любовь» по пьесе Тургенева, где девушка исполнила главную роль Зинаиды Засекиной, была очень тепло принята зрителями и сделала Ирину узнаваемой и популярной артисткой. Именно благодаря этому фильму Печерникова получила предложение сняться в «Доживем до понедельника» - и в 1968 году, после выхода картины на экраны, вся страна буквально «заболела» молодой учительницей английского в ее исполнении, красавицей с глазами олененка.
Успех, правда, застал актрису на больничной койке с переломом обеих ног: на очередных съемках она неудачно прыгнула в сугроб и приземлилась на пень. Тридцать три несчастья продолжались… Всю последующую жизнь Печерникова мужественно боролась с хромотой и даже ухитрялась сделать ее практически незаметной для посторонних.

Кстати, про роль в «понедельнике» Ирина Викторовна всегда вспоминала тепло: говорила, что работать на съемочной площадке было сплошным удовольствием. Там царила дружеская, почти семейная обстановка; своего старшего партнера Вячеслава Тихонова юная актриса буквально боготворила, а тот по-отечески о ней заботился.
Неудивительно, что эта идиллия на всю жизнь врезалась в память Печерниковой: подобное в ее карьере случалось нечасто. Наоборот, обычно за актрисой всюду тянулся шлейф интриг, скандалов и завистливых сплетен. Она ведь блистала не только на экране, но и на сцене МХАТа, «Ленкома», Театра Маяковского, а директор Малого театра честно предупреждал талантливую красавицу: «есть» ее будут поедом. И как в воду глядел.
Жених и невеста
Каких только романов Ирине не приписывали: и с тем же Тихоновым, и с Высоцким, и с Далем, и со Смоктуновским… Однако первой ее любовью - и первым супругом - стал отнюдь не коллега по съемкам. Дело было вскоре после того самого злосчастного перелома ног - чтобы взбодрить захандрившую Ирину, друзья вытащили ее на концерт польского джаз-бэнда «Бизоны». Маневр сработал, пусть и несколько неожиданным образом: девушка пришла в восторг - причем не только от музыки, но и от симпатичного молодого музыканта по имени Збигнев. Тот, к слову, хоть и был избалован обожанием поклонниц, тоже сразу обратил внимание на красавицу в первом ряду.
Влюбившись по уши, Печерникова пошла на поправку так быстро, что удивлялись даже врачи. Но приехать к избраннику в Польшу оказалось не так-то просто: за границу выпускали лишь в гости к родне или законному супругу. Тогда-то пара, недолго думая, объявила себя женихом и невестой.
Вскоре после свадьбы Ирина оставила работу в театре и съемки в кино, собрала вещи и отправилась вслед за супругом в Польшу. Однако вскоре сильно заскучала и по театру, и по кино, и по родным, отпросилась у мужа и вернулась в Москву - поначалу на месяц. Но, получив роль в новом фильме и опять почувствовав вкус к прежней жизни, поняла, что по-настоящему счастливой может быть лишь на подмостках и на съемочной площадке... В Польшу она больше не вернулась.

Назло и недолго
После развода со Збигневом у Печерниковой закрутился тайный роман с Владимиром Высоцким - по крайней мере этот слух оказался верным. «Я была очень счастлива. Не уверена, что мои чувства можно назвать любовью. Это было обожание… Для меня никого и ничего не существовало, кроме него. Володя умел заполнять собой все пространство», - вспоминала актриса. Однако поэт был женат на Марине Влади, бросать которую и не думал, а становиться очередной мимолетной пассией не желала сама Ирина. Они расстались по ее инициативе, и Высоцкий не простил этого Печерниковой - они так и не помирились до самой его смерти.
Во второй раз актриса вышла замуж словно назло Высоцкому - за его бывшего коллегу по Театру на Таганке Бориса Галкина. Галкин тогда только что окончил режиссерские курсы и пришел в Театр Маяковского, где служила Печерникова, ставить свой дипломный спектакль. В фойе он увидел фотографию Ирины - и сразу пропал. Потом заглянул в репетиционный зал и застал такую картину: какая-то молодая актриса во все горло спорила с самим главрежем театра Андреем Гончаровым. Узнав в спорщице ту самую девушку с фотографии, он влюбился окончательно и через пару месяцев пришел к ней с предложением руки и сердца. Печерникова впоследствии говорила, что и сама не знала, зачем согласилась. «Мне не надо было выходить за него замуж, - размышляла она. - Можно было бы просто побыть влюбленными». С Галкиным они прожили год. Борис жил и дышал Ириной, а сама Ирина - театром. В таком шатком равновесии брак просуществовал год, пока наконец не пришел к закономерному финалу - разводу.
Без букетов
Ирина Викторовна, впрочем, совсем не огорчалась из-за одиночества: ей было попросту не до того. От съемок в кино она, правда, отказалась в пользу театра, но напряженный график репетиций и спектаклей все равно не давал заскучать.
А потом все вмиг закончилось. Сначала умерла мать Печерниковой, а чуть позже - худрук Малого театра, всегда покровительствовавший актрисе. Ей перестали предлагать роли на сцене, в кино о ней и вовсе давно забыли. Ирина осталась один на один со своими проблемами…
Печерникову спасла новая любовь - и самая сильная в ее жизни. Причем ее избранник, актер Александр Соловьев был на семь лет моложе и ждал своего часа целых три десятка лет. Впервые они встретились еще в конце 60-х, на премьере постановки «Два товарища». Печерникова играла там главную роль, а юный Соловьев подарил ей один-единственный цветок (на букет у него денег не хватило), когда актеры вышли на поклон...
И вот наконец влюбленные поженились, но не знали, что судьба отмерила им всего три года счастья. Потом Александр трагически погиб - он был найден на улице без сознания и скончался в больнице. А на следующий день после похорон умер отец Печерниковой.
Ирина Викторовна справлялась с горем как могла: выращивала цветы, написала книгу воспоминаний «Дожила до понедельника»… И не дожила всего один день до своего 75-летия, которое могла бы отметить в прошлом году.
Билл Гейтс: «Делать мир лучше - все равно что воспитывать детей»
И в горе, и в радости. История любви Ирины Купченко и Василия Ланового
Роман с привкусом скандала. 5 фактов о браке Есенина и Дункан
Прекрасная маркиза. Как Мишель Мерсье вышла из тени своей Анжелики
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть