Звезду советских фильмов «Доживем до понедельника», «Первая любовь» и «Два капитана» Ирину Печерникову любила вся страна. Какой же она была красивой, утонченной, хрупкой на экране! Причем «хрупкой» в прямом смысле слова: при всем своем изяществе частенько падала на ровном месте и получала ушибы. Друзья даже прозвали Печерникову «33 несчастья» и «Ирка-катастрофа» - за талант притягивать неприятности. Это было бы даже забавно, если бы дело ограничивалось мелкими бытовыми происшествиями, Но в жизни актрисы хватало и настоящих трагедий: крах карьеры, потеря дорогих сердцу людей…
Клин клином
«Тридцать три несчастья» посыпались еще в детстве: в два годика Ирина упала в чан с кипятком и чуть не погибла. Неудивительно, что перепуганные старшие потом пылинки с нее сдували. Но саму Ирину совсем не тянуло под «стеклянный колпак», и беречь себя она не желала. Глядя на воздушное создание на экране, даже не скажешь, что увлечения у актрисы были вполне экстремальные, по принципу «клин клином вышибают». Еще в юности Печерникова выучилась стрелять из винтовки, на съемках «Первой любви» скакала верхом, притом что раньше никогда не сидела в седле, а однажды в рукопашном бою отбилась от двоих грабителей, которые пытались стащить с нее дубленку.
К слову, «Первая любовь» по пьесе Тургенева, где девушка исполнила главную роль Зинаиды Засекиной, была очень тепло принята зрителями и сделала Ирину узнаваемой и популярной артисткой. Именно благодаря этому фильму Печерникова получила предложение сняться в «Доживем до понедельника» - и в 1968 году, после выхода картины на экраны, вся страна буквально «заболела» молодой учительницей английского в ее исполнении, красавицей с глазами олененка.
Успех, правда, застал актрису на больничной койке с переломом обеих ног: на очередных съемках она неудачно прыгнула в сугроб и приземлилась на пень. Тридцать три несчастья продолжались… Всю последующую жизнь Печерникова мужественно боролась с хромотой и даже ухитрялась сделать ее практически незаметной для посторонних.
Кстати, про роль в «понедельнике» Ирина Викторовна всегда вспоминала тепло: говорила, что работать на съемочной площадке было сплошным удовольствием. Там царила дружеская, почти семейная обстановка; своего старшего партнера Вячеслава Тихонова юная актриса буквально боготворила, а тот по-отечески о ней заботился.
Неудивительно, что эта идиллия на всю жизнь врезалась в память Печерниковой: подобное в ее карьере случалось нечасто. Наоборот, обычно за актрисой всюду тянулся шлейф интриг, скандалов и завистливых сплетен. Она ведь блистала не только на экране, но и на сцене МХАТа, «Ленкома», Театра Маяковского, а директор Малого театра честно предупреждал талантливую красавицу: «есть» ее будут поедом. И как в воду глядел.
Жених и невеста
Каких только романов Ирине не приписывали: и с тем же Тихоновым, и с Высоцким, и с Далем, и со Смоктуновским… Однако первой ее любовью - и первым супругом - стал отнюдь не коллега по съемкам. Дело было вскоре после того самого злосчастного перелома ног - чтобы взбодрить захандрившую Ирину, друзья вытащили ее на концерт польского джаз-бэнда «Бизоны». Маневр сработал, пусть и несколько неожиданным образом: девушка пришла в восторг - причем не только от музыки, но и от симпатичного молодого музыканта по имени Збигнев. Тот, к слову, хоть и был избалован обожанием поклонниц, тоже сразу обратил внимание на красавицу в первом ряду.
Влюбившись по уши, Печерникова пошла на поправку так быстро, что удивлялись даже врачи. Но приехать к избраннику в Польшу оказалось не так-то просто: за границу выпускали лишь в гости к родне или законному супругу. Тогда-то пара, недолго думая, объявила себя женихом и невестой.
Вскоре после свадьбы Ирина оставила работу в театре и съемки в кино, собрала вещи и отправилась вслед за супругом в Польшу. Однако вскоре сильно заскучала и по театру, и по кино, и по родным, отпросилась у мужа и вернулась в Москву - поначалу на месяц. Но, получив роль в новом фильме и опять почувствовав вкус к прежней жизни, поняла, что по-настоящему счастливой может быть лишь на подмостках и на съемочной площадке... В Польшу она больше не вернулась.
Назло и недолго
После развода со Збигневом у Печерниковой закрутился тайный роман с Владимиром Высоцким - по крайней мере этот слух оказался верным. «Я была очень счастлива. Не уверена, что мои чувства можно назвать любовью. Это было обожание… Для меня никого и ничего не существовало, кроме него. Володя умел заполнять собой все пространство», - вспоминала актриса. Однако поэт был женат на Марине Влади, бросать которую и не думал, а становиться очередной мимолетной пассией не желала сама Ирина. Они расстались по ее инициативе, и Высоцкий не простил этого Печерниковой - они так и не помирились до самой его смерти.
Во второй раз актриса вышла замуж словно назло Высоцкому - за его бывшего коллегу по Театру на Таганке Бориса Галкина. Галкин тогда только что окончил режиссерские курсы и пришел в Театр Маяковского, где служила Печерникова, ставить свой дипломный спектакль. В фойе он увидел фотографию Ирины - и сразу пропал. Потом заглянул в репетиционный зал и застал такую картину: какая-то молодая актриса во все горло спорила с самим главрежем театра Андреем Гончаровым. Узнав в спорщице ту самую девушку с фотографии, он влюбился окончательно и через пару месяцев пришел к ней с предложением руки и сердца. Печерникова впоследствии говорила, что и сама не знала, зачем согласилась. «Мне не надо было выходить за него замуж, - размышляла она. - Можно было бы просто побыть влюбленными». С Галкиным они прожили год. Борис жил и дышал Ириной, а сама Ирина - театром. В таком шатком равновесии брак просуществовал год, пока наконец не пришел к закономерному финалу - разводу.
Без букетов
Ирина Викторовна, впрочем, совсем не огорчалась из-за одиночества: ей было попросту не до того. От съемок в кино она, правда, отказалась в пользу театра, но напряженный график репетиций и спектаклей все равно не давал заскучать.
А потом все вмиг закончилось. Сначала умерла мать Печерниковой, а чуть позже - худрук Малого театра, всегда покровительствовавший актрисе. Ей перестали предлагать роли на сцене, в кино о ней и вовсе давно забыли. Ирина осталась один на один со своими проблемами…
Печерникову спасла новая любовь - и самая сильная в ее жизни. Причем ее избранник, актер Александр Соловьев был на семь лет моложе и ждал своего часа целых три десятка лет. Впервые они встретились еще в конце 60-х, на премьере постановки «Два товарища». Печерникова играла там главную роль, а юный Соловьев подарил ей один-единственный цветок (на букет у него денег не хватило), когда актеры вышли на поклон...
И вот наконец влюбленные поженились, но не знали, что судьба отмерила им всего три года счастья. Потом Александр трагически погиб - он был найден на улице без сознания и скончался в больнице. А на следующий день после похорон умер отец Печерниковой.
Ирина Викторовна справлялась с горем как могла: выращивала цветы, написала книгу воспоминаний «Дожила до понедельника»… И не дожила всего один день до своего 75-летия, которое могла бы отметить в прошлом году.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть